.RU

Методические рекомендации - Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран»...


^ Методические рекомендации
Революция 1867–1868 гг., открывшая путь капиталистическому развитию Японии, имела под собой глубокие корни. Они происходили из глубочайшего кризиса сёгуната Токугава, который носил феодально-абсолютистский характер и сдерживал развитие капиталистического уклада. Поэтому при характеристике предпосылок революции главное внимание следует обратить на формирование острых противоречий между развивающимся мануфактурным производством в городах и формированием капиталистических отношений в деревне и продолжающейся феодальной эксплуатацией городского и сельского населения. Необходимо также выявить причины политического кризиса сёгуната. Существенное значение для судьбы Японии имело ее насильственное «открытие» капиталистическими державами Запада и навязывание ей системы неравноправных экономических и политических договоров. Для этого предлагается заслушать отдельный доклад на эту тему.

При рассмотрении второго вопроса следует выделить особые интересы феодальной верхушки, выступающей за замену сёгуната более приемлемой в сложившийся ситуации формой правления – императорской властью при сохранении всех привилегий для даймё, и слабой, а потому стремящейся к компромиссам с феодальной знатью, японской буржуазии, которая не ставила под сомнение характер феодального по своей сути государства. Наличие этого союза, а также совместное упорное противодействие народному фактору в революции предопределило победу антисёгунской коалиции и характеру последовавших реформ.

«Преобразования Мэйдзи» представляли собой целый комплекс экономических и социально политических реформ, которые носили явно умеренный характер и были выдержаны в строго классовом духе. Наряду с административной и военной реформами определяющей для последующего капиталистического развития Японии явилась аграрная. Поэтому для ее более углубленного анализа следует заслушать отдельное сообщение.

При характеристике итогов революции следует обратить особое внимание на ее незавершенность, в плане сохранения огромного числа феодальных пережитков как в социально-экономической, так и политической областях. Тем не менее, следует выявить причины быстрого развития производительных сил в городе и деревне в годы перерастания капитализма в монополистическую стадию, что привело к превращению Японии в развитую капиталистическую страну.


Литература

Агеев С.Л. «Мэйдзи-исин»: Революция или реформа? // Народы Азии и Африки. 1978. №2.

Бедняк И.Я. Япония в период перехода к империализму. М., 1962.

Жуков Е.М. К вопросу об оценке «революции Мэйдзи» // Вопросы истории. 1968. №2.

История буржуазного государства и права (1640–1917). М., 1964.

Конрад Н.И. Столетие японской революции // Народы Азии и Африки. 1968. №4.

Лещенко Н.Ф. «Революция Мэйдзи» в работах японских историков марксистов. М., 1984.

Лещенко Н.Ф. Прогрессивные японские историки о характере Мэйдзи-исин // Современная историография стран зарубежного Востока. М., 1975.

Лещенко Н.Ф. Советская историография Мэйдзи исин и генезиса капитализма в Японии // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых. М., 1986.

Норманн Г. Становление капиталистической Японии. Экономические и политические проблемы периода Мэйдзи. М., 1952.

Очерки новой истории Японии (1640–1917). М., 1958.

Топеха П.П. К вопросу о характере «Мэйдзи-исин» // Историко-филологические исследования. М., 1967.

Тояма Сигэки. Мэйдзи исин: крушение феодализма в Японии. М., 1959.

Хрестоматия по новой истории. Т.2. М., 1965.

Цибудеева Т.Ц. Из истории дискуссии японских историков о характере революции 1867–1868 гг. в Японии // Вестник ЛГУ. 1978. №2. История, язык, литература. Вып.1.

Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М., 1968.

Эйдус Х.Т. Очерки новой и новейшей истории Японии. М., 1955.


Тема 6. Революция 1911–1913 гг. в Китае

План

1. Предпосылки революции.

2. Характер революции и движущие силы революционного процесса.

3. Основные этапы революции.

4. Причины поражения. Итоги и уроки революции.

^ Темы сообщений
1. Сунь Ятсен и идеологическая подготовка революции.

2. Идеологическая платформа и деятельность Гоминьдана в 1912–1913 годах.

3. Синхайская революция и империалистические державы.

^ Методические рекомендации
Революция 1911–1913 гг. – безусловно крупнейшее событие в китайской истории нового времени. В ней, как в зеркале, проявились экономические, социально-политические, классовые и национальные противоречия китайского общества, обострившиеся в связи с общим кризисом правящего режима и полуколониальным статусом страны. Именно анализ положения в стране даст возможность проследить объективные предпосылки революции. Поскольку этот вопрос частично рассматривается в лекционном курсе, главное внимание при подготовке необходимо сосредоточить на идеологической подготовке революции, охарактеризовать деятельность различного рода нелегальных обществ, образуемых китайскими демократами как внутри страны, так и за ее пределами. Целесообразно заслушать специальный доклад о деятельности «Объединенного союза» и его лидера Сунь Ятсена в плане подготовки революции.

Во втором вопросе эта линия должна быть продолжена при анализе движущих сил революционного процесса и деятельности Гоминьдана. При характеристике движущих сил обязательно надо обратить внимание на их разнородность, различия целей и способов их достижения в ходе революции. Отсутствие четкой объединяющей политической программы привело к размежеванию политических сил, их нерешительности, а то и предательства в ходе революции.

Этапы революции достаточно четко прослеживаются в предлагаемой литературе. Однако, такой важный аспект, как участие империалистических государств в подавлении революции, в укреплении контрреволюционной военной диктатуры Юань Шикая для сохранения своих экономических и политических позиций в стране, требует специального сообщения или доклада. Несомненный интерес представляет и такой важный момент, как участие в революции народов национальных окраин, например Тибета, а также деятельность большевистских организаций и их участии в руководстве революционной борьбой рабочих китайских железных дорог.

Важнейшим итогом революции 1911–1913 гг. было свержение маньчжурской династии и установление республики. Однако в экономической и политической жизни страны принципиальных изменений не произошло, что, безусловно, говорит о поражении революции. При рассмотрении причин поражения не следует забывать о внешнем факторе – экономическом и политическом влиянии империалистических держав в Китае, что, в плане уроков революции, объективно способствовало мощному националистическому подъему, давшему стимул и движению «4 мая 1919 года», и революции 1925–1927 гг. Радикализация народных движений, усиление пролетарского содержания в формах и методах борьбы – это также является итогом неудавшейся революции 1911–1913 годов.


Литература

Белов Е.А. О роли армии в Синхайской революции // Вопросы историографии Китая. М., 1968.

Белов Е.А. О характере Синхайской революции // Народы Азии и Африки. 1972. №3.

Белов Е.А. Революция 1911–1913 гг. в Китае. М., 1958.

Белов Е.А. Учанское восстание в Китае. М., 1971.

Березный Л.А. О некоторых проблемах Синхайской революции // Народы Азии и Африки. 1971. №5.

Борох Л.Н. Союз возрождения Китая. М., 1971.

Григорьев А.М. Антиимпериалистическая программа китайских буржуазных революционеров. 1985–1905. М., 1966.

Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен (1911–1913 гг.). М., 1974.

Ефимов Г.В. Революция 1911 г. в Китае. М., 1959.

История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

Костяева А.С. Народные движения в Китае в 1911–1913 гг. М., 1970.

Ли Шу. Политическая жизнь Китая в период революции 1911 года. Пер. с китайского. М., 1956.

Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая (1894–1914). М., 1980.

Никифоров В.Н. Китай в годы пробуждения Азии. М., 1982.

Синьхайская революция 1911–1913 гг. Сб. документов и материалов. М., 1968.

Сладковский М.И. Китай и Англия. М., 1980.

Стабурова Е.Ю. О перспективах дальнейшего изучения истории Синхайской революции // Новое в изучении Китая: история и историография. М., 1988.

Сунь Ятсен, 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. воспоминаний, материалов. М., 1966.

Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980.

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера: Сунь Ятсен: Жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986.

Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М., 1978.

Тихвинский С.Л. Сунь Ятсен. М., 1964.

Фурсенко А.А. Борьба за раздел Китая и американская доктрина открытых дверей. 1895–1900. М.-Л., 1958.

Чапкевич Е.И. Большевики и буржуазные революции в Азии начала XX в. М., 1985.

Энциклопедия нового Китая. М., 1989.


Тема 7. Пробуждение Азии: национально-освободительное и демократическое движение на Востоке в начале XX в.

План

1. Причины подъема национально-освободительного и демократического движения на Востоке в начале XX в.

2. Борьба народов Востока и революционное движение рабочего класса развитых капиталистических стран.

3. Характер и цели массового движения на Востоке.

4. Движущие силы антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии в начале XX в.

5. Итоги революций начала XX в. в странах Азии и их значение для развития колониальных и зависимых стран.


metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-030900-62-yurisprudenciya.html
metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-a-osnovnie-ponyatiya-i-termini-po-kursu-teoriya-yadra-i-elementarnih-chastic-dorozhka-stabilnosti-dorozhka.html
metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-delovoe-obshenie-skd-dlya-studentov-specialnosti.html
metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-soveti-po-planirovaniyu-i-organizacii-vremeni-neobhodimogo-na-izuchenie-disciplini.html
metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom.html
metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-ds-f-sovremennie-otdelochnie-materiali-i-mebel-v-interere-dlya-specialnosti-050501-professionalnoe-obuchenie-dizajn.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-zdorove-i-boleznyah-v-stranah-drevnego-vostoka.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-na-31-dekabrya-2010-goda-4-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2010-goda-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpora-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-socialisticheskoe-dvizhenie-v-nachale-xx-veka-differenciaciya-sredi-yaponskih-socialistov-i-socialisticheskoe.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-25-aukcionnaya-dokumentaciya-polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-oao-mgkl-mosgorlombard.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-regionalnih-konkursah-2012-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspluataciya-uute-u-potrebitelya-na-smezhnih-teplovih-setyah-i-na-peremichkah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukladka-grunta-pri-vertikalnoj-planirovke-ploshadki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikolaj-kurdyumov-umnij-ogorod-v-detalyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-9-uchet-materialno-proizvodstvennih-zapasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zemlya-i-veka-troyanovi-drugaya-povest-o-polku-igoreve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-po-predmetu-matematika.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-akterskoe-masterstvo-ne-bojtes-nikogo-i-nichego-u-vas-vse-poluchitsya-nuzhno-tolko-prilozhit-nemnogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-za-kurs-srednej-shkoli-2003g-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-kabelej-i-pravila-ih-primeneniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prezident-rossii-dmitrij-medvedev-mi-stremimsya-dobitsya-realnogo-progressa-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uralweb-uralwebru-22032011-iz-pfr-v-npf-ushli-162-000-zhitelej-sverdlovskoj-oblasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-psihologiya-i-pedagogika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskie-plani-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi-sistemi-resheniya-problem-albert-aleksandrovich-krasilov-stranica-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-referata-2-vvedenie-3-chs-tehnogennogo-haraktera-4-transportnie-avarii-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-himiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej-060103-pediatriya.html
  • studies.bystrickaya.ru/formi-beznalichnih-raschetov-v-rossii-plastikovie-kartochki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-osnovi-predprinimatelstva-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-r-05-literatura-russkogo-zarubezhya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upr-387-zamenite-videlennie-chasti-predlozhenij-gerundialnimi-oborotami-upotreblyaya-gde-neobhodimo-sootvetstvuyushie-predlogi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/54-tematicheskij-plan-lekcij-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompyuternaya-arifmetika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ms-na-shinah-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-irakgejt-sergej-golubickij-velikie-aferi-xx-veka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obshee-razvitie-otrasli-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-ii-kvartal-2003-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-1oblast-primeneniya-i-normativnie-ssilki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-rabot-i-biblioteki-sosh-3-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/minimum-trebovanij-dlya-provedeniya-letnej-universiadi-2015-g-noyabr-2008-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-predostavleniya-diskontnih-kart-nashego-firmennogo-magazina-diskontnaya-karta-firmennogo-magazina-detskoj-obuvi-kotofej-obuv-dlya-detej-predostavlyaetsya-po-zhelaniyu-klienta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.