.RU

Методические рекомендации по проведению - «философия» Дополнение к учебно-методическому комплексу Титов В. А


^ Методические рекомендации по проведению коллоквиума
Коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа), одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целю выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся1.

^ Цель занятия: разобраться в особенностях жанрового разнообразия философского дискурса для лучшего усвоения курса философии и включения философского мировоззрения в потенциал личности специалиста.

Задачи:

– снять стереотипический подход студентов к философскому знанию как непонятному и отстраненному от действительности;

– показать возможности и разнообразие философского дискурса;

– научить работе с философской литературой;

– сформировать у студента потребность в систематической работе при обучении философии.

Коллоквиум проводится со студентами очной формы обучения после изучения раздела «История философии». То есть студенты к этому времени получили знания о предмете и специфике философского знания и об истории философии2. На первом семинарском занятии по философии студентам по группам назначается день проведения коллоквиума. Разъясняется, что представляет собой данный вид занятия. В ходе подготовки к коллоквиуму студентам предлагается ознакомиться с учебным пособием об особенностях жанров философского дискурса3 и выполнить практические и творческие задания. Для успешного разрешения заданий студенту предлагается прочесть по одному из произведений каждого философского жанра (см.список 3.1 Рекомендованная литература).

Обсуждение на коллоквиуме ведется по практическим заданиям, определенным в каждой части работы после рассмотрения жанров.

По окончании обсуждения студенты получают задание к экзамену. Экзамен состоит из двух частей: теоретических вопросов по курсу философии (это традиционные вопросы в билетах) и собеседования по философскому источнику, выбранному студентом из прилагаемого списка литературы. Именно вторая часть и определяется студентом после проведения коллоквиума. Список философской литературы для чтения может быть расширен, при согласовании источника с преподавателем, ведущим курс.

Студентам предлагаются этапы выбора источника:

– первоначальное знакомство со списком литературы, выбор источника, по фамилии философа или названию, студент создает свой список из источников, которые бы он хотел прочесть;

– после составления собственного списка студент знакомится с источниками в библиотеке, это беглое – первое знакомство, в ходе этого знакомства и делается окончательный выбор источника.

Студенты выбирают одно произведение, знакомятся с ним, определяют проблему и направление философии, в рамках которого решается данная проблема и жанр, в котором оно написано, ведут соответствующие конспекты, отражающие рассуждения и идеи авторов, систему их аргументации, проясняется наличие оппонентов. В ходе работы над произведением студент составляет краткий или расширенный конспект прочитанного, в котором отражаются также исторические сведения об авторе. Конспект используется при собеседовании на экзамене.

Анализ произведения может быть заслушан и обсужден на семинарских занятиях, когда источник связан либо отражает рассматриваемые темы.

В приложении прилагается:

– 1 глава текста из учебного пособия, рекомендованная студентам для изучения к коллоквиуму с практическими и творческими заданиями;

– списки литературы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
^ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА4
Часто можно услышать от студентов, что философия слишком сложна и непонятна. Сложившийся миф о сложности и непонятности философского дискурса хочется развеять, привив любовь к философствованию, но при этом, не уронив величайших достижений в этой области мысли, ведь понимаем же мы экономику и математику, литературу и историю.
АФОРИЗМ
Слово «афоризм» пришло из области медицины, и впервые было употреблено Гиппократом в его труде о диагнозах. В переводе с греческого «афоризм» означает – «определение», «разграничение». Возникнув как медицинский термин, афоризм в силу своих уникальных особенностей вскоре проникает в область политики, риторики и ораторского искусства. Постепенно афоризм используется в литературе.

Афоризмами называют очень краткие, семантически емкие законченные суждения, высказанные определенным автором, заключенные в точную метафорическую форму и поэтому легко запоминающиеся и воспроизводимые. Что делает их такими?

Во-первых, это глубина и емкость при точности и краткости формы.

Во-вторых, структурность и системность. Логика афоризма скрыта за художественностью формы: слова подбираются таким образом, чтобы мысль звучала убедительно без всяких видимых глазу доказательств. На этом основано огромное воспитательное воздействие афоризма, что является третьей его особенностью.

В-четвертых, афоризм всегда являет личностный характер.

В-пятых, особенностью философской афористики является наличие явной или скрытой проблематизации ее содержания. При этом приходиться исходить из того, что любая философская проблема характеризуется некоторым минимумом атрибутов (универсальностью, поиском предельных оснований и экзистенциально-личностной укорененностью).

В литературе выделяется несколько стилей написания афоризма: определение, рассуждение, парадокс, антитеза, параллелизм, риторический вопрос, градация, анафора и др.

Выбор стиля, может быть связан, во-первых, с настроением автора относительно темы и состояния общественного мнения по поводу этой темы и, во-вторых, с силой личного переживания автора. Чем значительнее несоответствие собственного суждения и общепринятых взглядов, то есть чем сильнее автор неудовлетворен мнением общества по данному вопросу и чем глубже его переживание по данной теме, тем резче его афористическая оценка, тем острее его стиль.

Обратившись к истории появления афористики, можно говорить о том, что античность – период рождения и яркий пример использования афористического жанра. Вспомните Гераклитовское: «В одну реку дважды не войдешь». Возрождение и последующее бурное развитие жанр получает в Новое время. Во второй половине XVII века появились три классические работы данного жанра: Ф.де Ларошфуко «Максимы и размышления», Б.Паскаля «Мысли» и Ж.де Лабрюйера «Характеры и нравы нынешнего века». В Германии афоризмы создавались Гете, А.Шопенгауэром, Ф.Ницше. В жанре афоризма написана работа Л.Шестова «Апофеоз беспочвенности».

Поскольку авторство в афоризмах является ключевым, то возникает интерес к личности авторов, вызывают интерес и то, что определяло их творчество именно в этом жанре. Анализ творчества авторов ранней философской афористики Нового времени характеризует многих из них как людей достаточно зрелого возраста или людей, обстоятельства жизни которых, заставили их выстрадать свой нелегкий жизненный путь. Чаще всего их философствование вырастает либо из опыта собственной практической жизни, либо из опыта общения с людьми, хорошо знакомого круга. Это люди, как правило, получившие хорошее филологическое образование или обладающие тонким чутьем к языковым формам, так как яркость и метафоричность языка – одно из основных условий удачного афоризма. Интересным представляется и то, что большинство из «афористов» находится на стыке философии с другими областями гуманитарного знания. Эта изначальная неукорененность авторов в философии как таковой (как особой дисциплине научного знания) позволяет им, используя афористический жанр, в одних случаях выразить смысловое содержание афоризма в безличной форме житейского совета, а в других – перевести философствование на личностный уровень. Тяготение к форме афоризма возникает у авторов на изломе, когда необходимым, а в каких-то ситуациях и неизбежным, становится общекультурное, морально-этическое и даже психологическое освобождение (вольнодумство), что возможно только через личностную оценку пережитого, в форме убедительного, яркого слова, венчающего итог долгих и мучительных раздумий. Убедительность афоризма, видимо, связана, прежде всего, с личностной убежденностью автора в истинности своих размышлений. И если афоризм удался и слово найдено точно, то его убеждающая сила распространяется и на читателя, это именно то, что привлекает к афоризму и удерживает внимание.

Подводя некоторые итоги анализа афористики как особого жанра философствования, можно связать его возникновение с определенным изломом в развитии духовной культуры и с выражением личностно-экзистенциального отношения автора к Миру, в котором он живет и от которого желает освободиться через критическую оценку действительности. Афористическая форма создает наилучшую возможность дать такую оценку не через логические умозаключения и отвлеченные доказательства, а через яркое, точное, зачастую метафорическое и единственно возможное слово, которое венчает итог переживаний и размышлений. Вот почему авторство в философской афористике всегда отмечено чертой маргинальности, когда автор намеренно занимает позицию на пересечении философии со всей иной гуманитарной и в особенности нравственной культурой. Такая позиция дает автору ту степень свободы, которая жизненно необходима ему как для воздействия на умы людей своей эпохи, так и для обновления философской проблематики.


^ Практическое задание. Проанализируйте предложенные афоризмы, найдите особенности, определите тематику, проблемную точку, личностную определенность.

«Чтобы постигнуть какое-нибудь ремесло, ему нужно учиться; в любом деле – от самого простого до самого сложного – существуют годы ученичества, подготовки к будущей должности, когда ошибки не так уж существенны, и напротив, они порою помогают совершенствоваться». (Жан де Лабрюйер)

«Нам удается найти несколько решений одному делу не столько по плодовитости ума, сколько по его ограниченности: мы хватаемся за все, что представляется нашему воображению, и не можем сразу остановиться на самом лучшем». (Франсуа де Ларошфуко)

«По самой своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах, ибо, когда желания рисуют нам идеал счастья, они сочетают наши нынешние обстоятельства с удовольствиями, нам сейчас недоступными. Но вот мы обрели эти удовольствия, а счастья не прибавилось, потому, что изменились обстоятельства, а с ними и наши желания» (Б.Паскаль)

^ Творческое задание. Создайте афоризм.


mayak-novosti-17112006-garin-petr-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-18-20-noyabrya-2006-g.html
mayak-novosti-18082005-100000-pervij-kanal-novosti-18-08-2005-6-00-00-7-30-00-7.html
mayak-novosti-19012007-stadnickaya-lora-1000-gosduma-rf-monitoring-smi-20-22-yanvarya-2007-g.html
mayak-novosti-19052005-120000-pervij-kanal-novosti-19-05-2005-9-00-00-31.html
mayak-novosti-19092005-maksimova-1700-igra-na-vremya-18-vremya-novostej-lomovcev-eduard-20-09-2005-173-str-1-18.html
mayak-novosti-19112008-lobanov-oleg-0700-0800-pervij-kanal-novosti-19-11-2008-borisov-dmitrij-12-00-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-navstrechu-yubileyu-pobedi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-tamozhennih-organov-rossii-v-xix-veke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-dlya-uchashihsya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipolnenie-rabot-po-remontu-silovih-raspredelitelnih-shkafov-dlya-provedeniya-meropriyatij-v-zone-b-otm-660-1080.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnaya-zadacha-m-programmam-obucheniya-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-rossii-gost.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-dlya-uchitelya-istoriko-kulturnoe-kraevedenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-plan-3-vvedenie-4-studencheskie-godi-5-nauchnaya-deyatelnost-petrovskogo-6-pedagogicheskaya-i-obshestvennaya-deyatelnost-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-100400-turizm-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-osnovnie-principi-i-napravleniya-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-informacionno-razyasnitelnoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tolstoj-ln-metodika-prepodavaniya-kursa-tvoya-professionalnaya-karera-god-izdaniya-1997-izdatelstvo-prosveshenie-arefev-i-p.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakon-koldovskogo-vozmezdiya-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biologicheskie-vodnie-zemelnie-resursi-i-ih-ekonomicheskaya-ocenka.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-shrejn-erika-redaktoru-stranica-15.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-i-avtomatizaciya-proektnih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-specialnostej-270204-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/strogij-no-ne-bezzhalostnij-dzhim-kollinz-ot-horoshego-k-velikomu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-novaya-era-v-setevom-marketinge.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-sovershenstvovanie-tehnologij-i-sredstv-termicheskoj-obrabotki-selskohozyajstvennogo-sirya-i-produkcii-v-elektromagnitnom-pole.html
  • literature.bystrickaya.ru/dialektnie-slova-v-p-malashenko-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-v-belyakova-vestnik-chelyabinskogo-gos-ped-un-ta-2006-ch-s-121-128-04-p-l.html
  • student.bystrickaya.ru/2-proektirovanie-informacionnogo-obespecheniya-sistemantika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-prinyatoj-klassifikaciej-sluzhashih-na-tri-kategorii-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-tehnicheskih-ispolnitelej-stranica-14.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyoti-uchitelej-nachalnih-klassov-gimnazii-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trifonov-a-mmvb-otstaet-oborota1-chto-proishodit-na-sovremennih-birzhevih-ploshadkah-vo-vremya-torgov-segodnya-f.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-gamilton-i-amerikanskaya-konstituciya-chast-18.html
  • education.bystrickaya.ru/31-osnovnie-tendencii-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2006-udk-778-5-nesterova-e-i-informacionno-izmeritelnie.html
  • student.bystrickaya.ru/1031-grazhdansko-processualnoe-pravo-grazhdanskij-process-metodicheskie-ukazaniya-6-obshestvennie-nauki-21-00.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihoterapii-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie-konstrukcii-vklyuchaya-svarku-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xxvi-gosudarstvo-pravo-globalizaciya-uchebnik-dlya-yuridicheskih-vuzov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pozhelaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-rol-uglerodistih-mineralov-i-soedinenij-v-rudoobrazovanii-genezis-i-mineralnie-associacii-zolota-i-platinoidov.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-kontrolnie-voprosi-zadachi-izucheniya-disciplini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geostatistika-v-agroekologii-i-pochvovedenii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.