.RU

Методические рекомендации по организации и прове дению единого дня правовых знаний по теме «конвенция ООН о правах ребенка» - страница 5



Акчурин Т.Ф., к.ю.н., доцент, руководитель центра проблем социализации детей и молодежи ФИРО МОН РФ, ведущий науч-сотрудник кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО

^ 4. К единому Дню правовых знаний

Проблема прав детей и их защиты стала наиболее актуальной в нашей стране сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с демократизацией российского общества, с расширением прав и свобод человека, а также га­рантий их защиты, со стремлением построить правовое государство в Рос­сийской Федерации. Проявлением этих тенденций стало принятие Конститу­ции РФ 1993 года, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ре­бенка в РФ», Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов. Предпосылками принятия этих законов послужили следующие международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года и другие.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжавшийся в стране, пагубно повлиял, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увели­чившееся число бедных семей в стране; постоянное увеличение числа право­нарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей; рост числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако уже к середине 50-х годов нашего столетия стало оче­видным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы преду­сматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют не­посредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Принятие Декларации имело огромное значение в деле защиты детей. Однако нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, и, сле­довательно, их нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

Таким образом, защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становятся не только российской, но и общечеловече­ской проблемой. В повседневной жизни дети часто сталкиваются с неспра­ведливостью, неуважением к личности, жестокостью со стороны взрослых и нарушением ими законов. Государство должно противодействовать развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних и создавать нормаль­ные условия для их жизни. Поскольку дети составляют наиболее несамостоя­тельную и незащищенную часть общества, забота о них, обеспечение их прав и свобод должно быть приоритетной задачей для правового государства. В Конвенции ООН ребенок рассматривается как личность, самостоятельный субъект права в обществе. Свободы и законные интересы и права личности, определяющие ее правовой статус, распространяются на ребенка так же, как и на взрослого человека. Современное российское законодательство уделяет большое внимание правовому положению ребенка. Основные права несо­вершеннолетних зафиксированы в Семейном, Гражданском, Трудовом, Жи­лищном, Уголовном и других кодексах и законах. Важнейшей отраслью пра­ва РФ, в которой наиболее полно отразились принципы международного права в отношении детей, стало семейное право. Правовое положение ребен­ка определяется, согласно нормам Семейного кодекса (СК РФ), с точки зре­ния его интересов. Также в СК РФ урегулированы имущественные права не­совершеннолетних, воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, вопросы вступления несовершеннолетнего в брак, алиментные обязательства по отношению к детям. Большое значение имеют нормы гражданского права. В Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ) раскрывается понятие правосубъектно­сти, его элементов: правоспособности и дееспособности, обладание которы­ми позволяет несовершеннолетнему стать реальным участником граждан­ских правоотношений. В правоспособности, то есть в способности иметь гражданские права и исполнять обязанности, несовершеннолетние не отли­чаются от совершеннолетних граждан. Это связано с тем, что правоспособ­ность является лишь предпосылкой возникновения конкретных субъектив­ных прав. Что касается дееспособности, то здесь имеются существенные раз­личия у совершеннолетних и лиц, не достигших возраста 18 лет. Если совер­шеннолетние граждане обладают полной дееспособностью, то есть могут своими действиями приобретать любые гражданские права, создавать для се­бя гражданские обязанности и исполнять их, то объем дееспособности несо­вершеннолетних зависит от достижения определенного возраста.

Кроме того, в ГК РФ зафиксированы личные имущественные права не­совершеннолетних такие, как право наследования, авторские права, право несовершеннолетнего на возмещение причиненного ему вреда. Трудовое за­конодательство содействует реальному осуществлению несовершеннолетними права на труд, устанавливает льготы и дополнительные гарантии для ра­ботников моложе 18 лет.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в нормах об ответственности несовершеннолетних. Законодатели должны не только учитывать возрастную особенность несовершеннолетних, но и защи­щать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых.

В соответствии с действующим законодательством вред, причиненный несовершеннолетним, возмещается с учетом особенностей их возраста. Но нельзя забывать о том, что нередко несовершеннолетний сам становится причинителем вреда, и он должен нести ответственность, предусмотренную законодательством. И здесь также выявляются особенности привлечения не­совершеннолетних к юридической ответственности, обусловленные их воз­растными качествами.

Формируются новые подходы к проблеме прав детей, создаются меха­низмы правовой защиты несовершеннолетних. Однако, действительная реа­лизация прав ребенка, утверждение идеи приоритета его интересов в значи­тельной степени зависит и от уровня правосознания общества и отдельной личности. До недавнего времени в нашей стране понятие «право ребенка» не воспринималось должным образом. Признание несовершеннолетних само­стоятельной личностью, имеющей права и обязанности, должно быть нравст­венным ориентиром в обществе. В утверждении правового статуса ребенка важную роль играет информация и просвещение. Вот почему сегодня воз­росло значение проблемы правового образования несовершеннолетних. Зная свои права и обязанности, дети и подростки смогут не только самостоятельно их осуществлять, но и защищать свои интересы, когда это необходимо. Зада­ча общества и государства - дать несовершеннолетним правовые знания и научить их умению отстаивать свои права в повседневной жизни, помочь им, таким образом, сформировать свою гражданскую позицию, т.к. общество в своем развитии полностью зависит от своего следующего поколения.

Одним из самых сложных вопросов, которые касаются прав ребенка является реализация этих прав на практике. С одной стороны ребенок еще не знает всех своих прав. С другой стороны государство и взрослые не всегда заинтересованы в том, чтобы блюсти интересы детей. Переход РФ к право­вому демократическому государству, расширение прав и свобод человека и гражданина безусловно должно включать в себя гарантии прав и свобод де­тей. Это должно стать одной из приоритетных задач российского государст­ва.

Анализ правового статуса ребенка не должен ограничиваться законода­тельным закреплением его основных естественных прав, свобод и обязанно­стей, государство должно создать все необходимые гарантии для эффектив­ной их реализации. Необходимо признавать не только то, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Этот принцип, провозгла­шенный в Декларации прав ребенка ООН, получил свое развитие в Конвенции о правах ребенка ООН. Конвенция стала первым широко признанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. Она ратифицирована практически всеми странами мира. Конвенция по правам • ребенка является уникальным источником междуна­родного права еще и потому, что впервые широкий спектр прав - граждан­ских, политических, социальных и экономических был закреплен в одном документе.

Проблема обеспечения и защиты прав детей в наши дни становиться наиболее актуальной. Эта та общечеловеческая задача, которая затрагивает жизнь, здоровье и благополучие подрастающего поколения. В реальной жиз­ни дети часто сталкиваются с жестоким обращением в семье, неуважением личности и с нарушением своих прав. С каждым годом наблюдается рост детской преступности, детского алкоголизма и наркомании. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специализирован­ные дома-интернаты, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолет-них8.Общество в сложившихся условиях должно принимать конкретные и неотложные меры. Методом мелких улучшений, сложившейся у нас в систе­ме властей выйти из этого кризиса не удастся. Государство обязано заботить­ся о детях, создавая нормальные условия для их жизни и развития.

Сегодня формируются новые подходы к проблеме прав детей, создают­ся механизмы правовой защиты несовершеннолетних (например, школьные службы примирения, органы ювенальной юстиции и т.д.). Однако, действи­тельная реализация прав ребенка, утверждение идеи приоритета его интере­сов в значительной степени зависит и от уровня правосознания общества и отдельной личности. До недавнего времени в нашей стране понятие «право ребенка» не воспринималось должным образом. Признание несовершенно­летних самостоятельной личностью, имеющей права и обязанности, должно быть нравственным ориентиром в обществе. В утверждении правового стату­са ребенка важную роль играет информация и просвещение. Вот почему се­годня возросло значение проблемы правового образования несовершенно­летних. Зная свои права и обязанности, дети и подростки смогут не только самостоятельно их осуществлять, но и защищать свои интересы, когда это необходимо. Задача общества и государства - дать несовершеннолетним правовые знания и научить их умению отстаивать свои права в повседневной жизни, помочь им, таким образом, сформировать свою гражданскую пози­цию, т.к. общество в своем развитии полностью зависит от своего следующе­го поколения.

Максудов P.P., Коновалов А.Ю. Центр «Судебно-правовая реформа»

^ 5. Школьная служба примирения - форма восстановления со стороны взрослых управления детскими конфликтами

Зачем нужны школьные службы примирения в школах. В массе школ пра­вила школьной жизни построены так, что их реализация не всегда способствует социализации в плане освоения навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и способностей, необходимых для будущей жизни. Те способы разрешения конфликтов, которые чаще всего практикуется учителями, по мере взросления подростков затрудняют освоение подростками цивилизованных форм разрешения конфликтов.

Учителя чаще всего пользуются тремя способами разрешения конфликтов и криминальных ситуаций - морализаторство, клеймение и формальное разреше­ние. Клеймение проявляется в случае, кода дело уже приняло серьезный оборот и получило огласку среди родителей или милиции. Формальное разрешение кон­фликтов («оба виноваты и поэтому нужно мириться» практикуются в младшем школьном возрасте и действительно иногда срабатывают). Но по мере взросления ситуации детей становятся все более дифференцированными, возрастает количе­ство случаев, не поддающихся стандартным формам реагирования, и здесь чаще всего дети не получают поддержки.

Ситуация отягощается социальным расслоением школьников. Материально необеспеченные дети должны участвовать в производстве материальных благ для себя, а также для поддержания статуса. Придя в школу, не имея за собой обеспе­чивающих деньги и статус родителей, дети, отягощенные семейной ситуацией, не могут приобрести значимое место в школьной жизни за счет овладения школь­ными предметами. Часть из них приобретает статус отверженных, а часть стано­вится школьными авторитетами и нередко занимается вымогательством. В этой ситуации происходит не регулируемое взрослыми расслаивание детей и примитивизация отношений.

Но и успевающие дети фактически попадают под влияние подростковой субкультуры, поскольку и для них возможность самоутвердиться, особенно в подростковом возрасте, ограничена. Такие признаваемые учителями способы самоутверждения, как успеваемость по предметам или участие в инициированных дирекцией школы мероприятиях, в подростковом возрасте нередко имеют уже подчиненное значение.

Сейчас ясно, что подростковое сообщество играет важную роль в социали­зации подростков в плане освоения «взрослых» форм отношений между людьми. Любовь, дружба, ненависть, выработка отношения к людям и событиям, а также постановка и реализация целей составляют основу человеческого существования. Подростковое общество дает возможность как бы примерить эти отношения на себя, часто через преодоление искусственно создаваемых самими подростками экстремальных ситуаций. Подростковое сообщество есть форма коллективности, в которой через такое «примеривание» вырабатывается индивидуальное отношение к миру и людям. Этому способствует личностно-значимая коммуникация, когда разнообразные отношения и поступки становятся предметом обсуждения самих подростков.

Для того, чтобы подростки осваивали действительно цивилизованные фор­мы общения и деятельности, необходимо управление этим процессом со стороны взрослых, прежде всего через неавторитарные способы разрешения конфликтов.

Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, дети, не участвуя в деятельности, заключаю­щейся в анализе и нормировке отношений с другими детьми и воспитателями, начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять одним типом - авторитарными взаимоотношениями и действиями

Более того, замыкаясь в собственной среде и в этом смысле оказываясь вы­ключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки в социум. Видимо, это и есть подлинная основа криминализации российского общества.

Одной из основных форм, в которых школьники разрешают конфликты яв­ляются «стрелки». Проведение «стрелок» и участие в них значительной части детей показывает слом в механизмах воспитания. Фактически именно участие в «стрелках» формирует у детей исходный контркультурный опыт, поскольку отсутствует управление конфликтами детей со стороны взрослых.

^ Внешнюю стороны жизни подростков описывают СМИ:

«Известиям» удалось расследовать, как работают школьные банды в сто­лице Бурятии Улан-Удэ - наиболее зараженном школьным рэкетом городе России. Организованные в банды местные школьники, вымогая деньги у одно­классников, формируют уголовный «общак» настоящих преступников. «Ты чей будешь?» — так в столице Бурятии Улан-Удэ обращаются друг к другу незнако­мые дети и подростки. Это означает: кому ты платишь дань, кто твоя «кры­ша»? Если никому, значит, ты «лох», которого каждый в любой момент может «поставить на бабки». Если платят тебе - ты «крутой», тебя уважают. Жаловаться взрослым не принято

^ В городском УВД Екатеринбурга корреспонденту «Известий» Сергею Ав­дееву сообщили, что проблема актуальна и сейчас. Информация о «школьном рэкете» в сводках встречается часто.

^ В Башкирии, где проблема чрезвычайно остра, с рэкетом борются ради­кально. Инспектора по делам несовершеннолетних ходят по школам, убеждают детей не скрывать факты вымогательства, а сообщать о них взрослым. При обращении в милицию они берут на себя обязанности оперативников и сами выезжают на «стрелки», на которых должны передаваться деньги. Милиционе­ры дают потерпевшим ребятам меченые купюры и задерживают вымогателей с поличным, сообщает наш корреспондент Татьяна Майорова.

^ В Татарстане вымогательством занимаются даже девочки. В Нижнекам­ске две 15-летние школьницы и их 17-летний приятель вымогали 500 рублей у 13-летней девочки. Чтобы устрашить, ее заперли в полутемном подвале, где несчастная провела без еды целых два дня. Преступников удалось задержать.

^ Сейчас следователи выясняют, не числятся ли за ними другие подобные преступ­ления, передает корреспондент «Известий» Юрий Николаев. Согласно опросу, проведенному на днях республиканской прокуратурой среди 4719 учащихся в крупнейших городах Татарстана, более половины местных школьников подверга­лись вымогательству. Каждая вторая жертва не смогла противостоять любителям легкой наживы и распрощалась со своим имуществом или деньгами. Даже если пострадавший подросток рассказал о случившемся родителям, те не обращались с заявлением в милицию.

В Астрахани «школьный рэкет» напрямую связан с детскими амбициями. ^ Например, ученики обычной средней школы № 59 держат в напряжении сосед­нюю гимназию № 4, где учиться гораздо престижнее. «Наши пацаны ходят в столовую гимназии - она лучше, а деньги «стреляют» по дороге», - рассказал нашему корреспонденту Галине Годуновой один из учеников 59-й школы. Прези­дент астраханского правозащитного центра молодежи «Доверие» Зира Укасова говорит, что у местных школьников сейчас в ходу так называемый «обмен»: могут вынудить обменять роскошный велосипед на зажигалку.

^ В Ростове-на-Дону распространен принцип «крышевания», сообщает кор­респондент «Известий» Елена Строителева. Старшеклассники «сшибают» деньги с младших, при этом каждый знает, кому он платит. «Если за данью обратится «левый» сборщик податей, то ему дадут знать, что сначала надо разобраться с «крышей», - утверждает отец шестиклассника ростовской школы № 4. Иногда разбирательства доходят до рукоприкладства. Сотрудники ростовского молодежного телефона доверия, куда часто обращаются жертвы вымогателей, выяснили, на что уходят отобранные деньги. Оказалось, что старшеклассники обычно тратят их на выпивку и легкие наркотики, которые купить в большинстве местных школ сейчас несложно.

^ В Волгограде подростки вымогают друг у друга не только деньги, но и компакт-диски, кассеты, проездные билеты, передает корреспондент «Извес­тий» Татьяна Филимонова.

Школьные службы примирения могут быть одной из новых единиц работы с молодежью и воспитания, препятствующих стихийному процессу социализа­ции, и тем самым освоению подростками насильственных методов регулирования ситуаций и криминальной субкультуры.

^ Как разрешаются конфликты в школьных службах примирения. Разреше­нием же конфликта является ситуация, в которой: а) не осталось негативных чувств между сторонами и б) стороны сами нашли путь к исправлению ситуации. Такие встречи называются программой примирения. И если стороны в спокойной обстановке сами нашли путь исправления, и приняли на себя ответственность за его реализацию, то скорее всего решение будет выполнено, а ситуация в буду­щем не повториться. Подчеркнем, что в нашем понимании ответственностью называется не вынесение наказания со стороны администрации школы, а догово­ренность и реализация шагов по исправлению последствий конфликтной ситуа­ции самими участниками. Это называется восстановительным подходом к конфликтной (криминальной - если есть обидчик и жертва) ситуации. Осознание подростками собственной ответственности за свои действия (как положи­тельные, так и отрицательные) - важный шаг к социализации и взрослению.

Поскольку сторонам тяжело договориться до конструктивного разрешения ситуации, то появляется позиция нейтрального ведущего, который не выносит решение, а помогает сторонам построить конструктивный диалог, снижает «градус эмоций». Поскольку он нейтрален по отношению к обоим - легко скла­дывается контакт с обоими сторонами конфликта. В школьных службах примире­ния сами ученики (прошедшие специальную подготовку) являются ведущими. Естественно служба примирения может функционировать только при руково­дстве взрослым. Обычно ими являются зам. директора по воспитательной работе, социальные педагоги или школьные психологи.

На наш взгляд, школам важно иметь такую программу как альтернативу существующим, прежде всего, силовым способам реагирования на конфликт. Практика показывает, что это могут быть не только известные взрослым кон­фликты, но и скрытые (не выносимые на взрослый уровень) конфликты ребят.

Деятельность ведущего накладывает отпечаток не только на участников программы (многие позже приходят в службы работать), но и на самих ребят-ведущих, поскольку принципы, которые проявилось в собственной деятельности - укореняются на глубоком уровне и влияют на их дельнейшее развитие.

В настоящее время службы существуют в шести городах России (Москва, Великий Новгород, Пермь, Лысьва, Волгоград, Томск, Петрозаводск), подростка­ми проведены сотни программ примирения. В Москве и в других регионах деятельность по подготовке ведущих и созданию школьных служб примирения осуществляет Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Межрегиональный общественный Центр «Судебно-правовая рефор­ма». Межрегиональная общественная организация, осуществляющая некоммер­ческую деятельность. Зарегистрирован в августе 1996 года. Руководящий орган -Коллегия (г. Москва). Наши координаты:

Руководитель направления «Школьные службы примирения» — Антон Юрьевн Коновалов, e-mail: Konova1ov-A(Styandex.ru тел. 89261458701

Президент Центра, руководитель направления «Программы восстановительного праве судия» Максудов Рустем Рамзиевич, e-mail: makcraneffiiritu-net.ru Interne http://www.sprc.ru/

^ 6. Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

  2. Всеобщая декларация прав человека. Любое издание.

  3. Конвенция о правах ребенка. Любое издание.

  4. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Регио­нальный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.

  5. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 .

  6. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.

  7. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с.

  8. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -32с.

  9. Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. - М.: Фонд «Созида­ние», ИД «Юриспруденция», 2006. - 208 с.




  1. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педаго­гическое общество России, 2005. - 32с.

  2. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.

  3. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II).

  4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энцикло­педия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000.

  5. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведе­ний, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997.

  6. Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практи­ческое применение. // Правовое образование: организация внеурочной рабо­ты. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учеб­ник», 2002.-С. 115-129.

  7. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 129-144.

  8. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых зна­ний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд

правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 160 с.

18. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых
знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых ре­
форм. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых
знаний». - 2-е изд., перераб.. - М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. - 592 с.

  1. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

  2. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

^ 7.Рекомендуемые сайты Интернета

  1. http://www. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека РФ.

  2. http://wvvw.un.org/russian - Организация Объединенных Наций.

  3. http://www.hro.оrg - портал «Права человека в России».

  4. http://amnestu.org.ru/rus/index-rus - «Международная амнистия» в РФ.

  5. http://yhrm.hrworld.ru - Молодежное правозащитное движение.

  6. http://www.sakharov-center.ru/index.htm — Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова.

  7. http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интер­нете»

  8. http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)







m-m-morozova-vhodyat-s-raznih-storon-bernardo-i-francisko-dvoe-chasovih.html
m-m-potashnik-upravlenie-kachestvom-obrazovaniya-prioritetnoe-napravlenie-v-rabote-direktora-shkoli.html
m-m-prishvin-na-ohote-1920-e-gg-ugnezda-fotografiya-raboti-m-m-prishvina-1920-e-gg-stranichki-iz-dnevnikov-stranica-26.html
m-m-prishvin-na-ohote-1920-e-gg-ugnezda-fotografiya-raboti-m-m-prishvina-1920-e-gg-stranichki-iz-dnevnikov-stranica-9.html
m-m-prishvin-stranica-12.html
m-m-prishvin-stranica-19.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolichestvo-uchashihsya-sostoyashih-na-uchete-v-pdn-publichnij-doklad.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-razrabotchika-sajtov-www.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-dlya-uchitelej-fizkulturi-test-po-oligofrenopedagogike-4-test-dlya-uchitelej-logopedov-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/nash-mir-pridumal-konechno-kakoj-to-dostoevskij-no-ne-takoj-talantlivij-kak-fedor-mihajlovich-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-postanovlenie-stranica-13.html
  • esse.bystrickaya.ru/razlichenie-mezhdu-istinnostyu-i-obosnovannostyu-znaniya-chast-4.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-stranica-23.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/audit-zarplati.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-po-stabilizacii-situacii-na-rinke-truda-chelyabinskoj-oblasti-na-2010-god-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-informacionnih-potrebnostej-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-k-letopisi-dagestan-v-pechati-rf-bibliograficheskij-ukazatel-mahachkala-2006-bbk-785-l-52.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-byurganovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-buinskogo-rajona-respubliki-tatarstan-na-2011-2015-godi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-otnositelnosti-o-prostranstve-i-vremeni-programma-kursa-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-obektov-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-federalnogo-obsherossijskogo-znacheniya-nahodyashihsya-v-g-sankt-peterburge-stranica-16.html
  • composition.bystrickaya.ru/okoloplodnij-puzir-na-balkanah-9-iz-spravochnika-24-18.html
  • lesson.bystrickaya.ru/turizm-na-karibah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/snova-amerika-luis-bunyuel-moj-poslednij-vzdoh.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zhurnalistiki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-konkursa-innovacij-nacionalnoj-premii-elita-rossijskogo-obrazovaniya-kachestvennoe-obrazovanie-budushee-nacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka-stranica-12.html
  • books.bystrickaya.ru/dzhiddu-krishnamurti-o-samom-vazhnom-stranica-20.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-01vvedenie-sistemnij-podhod-k-podgotovke-po-informatike-tehnologov-nit-i-do-dlya-uchrezhdenij-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-disciplini-student-dolzhen.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080102-mirovaya-ekonomika-080105-finansi-i-kredit.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-strategiya-modernizacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novaya-zelandiya-zakonodatelstvo-o-centralnih-bankah-obzor-optimalnoj-praktiki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskie-pozharnie-otrabativali-naviki-tusheniya-ognya-v-teatre-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-14102011.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopedicheskaya-ritmika-specialnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-proekta-carstvovanie-ivana-groznogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-rasskazov-zov-pripyati-stranica-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-informacionnoj-obrazovatelnoj-sredi-pedagogicheskogo-vuza.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-pitaniya-dvigatelya-szhizhennim-gazom-karbyurator-k-126-g-rabota-chetirehtaktnogo-dvigatelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-skazki-o-sile-stranica-20.html
  • grade.bystrickaya.ru/motivacya-trudovo-dyalnost-personalu-na-malomu-pdprimstv.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predposilki-vozniknoveniya-politicheskoj-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.