.RU

МетодическИе рекомендации к практическим занятиям по эндокринологии


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


«Гродненский государственный медицинский университет»


кафедра госпитальной терапии


МетодическИе РЕКОМЕНДАЦИИ к практическим

занятиям по эндокринологии

со студентами

4 курс лечебный факультет


Гродно 2010


Пособие по эндокринологии (учебно-методические рекомендации для студентов 4 курса лечебного факультета).


Автор-составитель: к.м.н., доцент Л.В. Никонова


Аннотация: в данном учебном пособии изложены требования к подготовленности студентов, краткое содержание и методы проведения практических занятий, перечень вопросов к зачету, план написания и схема истории болезни, список основной и дополнительной литературы. Пособие составлено в соответствии с действующей типовой программой по эндокринологии для лечебного факультета высших медицинских учебных заведений. Методическое пособие может быть использовано студентами при подготовке к занятиям и сдаче зачета по эндокринологии на лечебном факультете высших медицинских учебных заведений, врачами стажерами и ординаторами при подготовке и сдаче экзаменов на врачебную категорию по эндокринологии.


Утверждено и рекомендовано к пользованию на заседании кафедры дерматовенерологии с курсом эндокринологии,

(протокол № 13 от «05» июня 2009года)


1. ВВЕДЕНИЕ


Основной целью курса эндокринологии является обучение студентов теоретическим основам эндокринологии, методике обследования эндокринологического больного, методологии постановки диагноза и выработке тактики адекватного лечения.

Основными задачами данной дисциплины являются обучение студентов умению общаться с больными с соблюдением деонтологических норм и сбору анамнеза, навыкам обследования эндокринной системы, принципам постановки топического, клинического диагнозов с обоснованием назначения этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения, интеграции результатов дополнительных методов исследования в постановке эндокринологического диагноза.

2. ТребованиЯ к уровню подготовленности студентов

^ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ)

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Эндокринология» определены образовательным стандартом по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В нем указан минимум содержания по дисциплине в виде знаний и умений, составляющих компетентность выпускника вуза в вопросах этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики эндокринных болезней.

Студент должен знать:

1. структуру, цели и задачи клинической эндокринологии;

2. нормативные правовые акты, регламентирующие организацию специализированной медицинской помощи населению;

3. о правах и обязанностях граждан РБ в получении медицинской помощи при гормональных расстройствах в соответствии с нормативными правовыми актами;

4. о факторах риска как основе современных подходов к профилактике эндокринных заболеваний;

5. основные этиологические аспекты различных гормональных нарушений;

6. основные патогенетические механизмы эндокринных заболеваний;

7. принципы, методы и критерии диагностики данной патологии;

8. клинические проявления гормональной дисфункции;

9. принципы лечения основных эндокринных заболеваний;

10. принципы оказания помощи при болезнях эндокринной системы;

11. функции эндокринологических кабинетов поликлиник, областного эндокринологического диспансера, “школы диабета”.

уметь:

1. оценить результаты специальных методов обследования эндокринных больных;

2. диагностировать и оказывать скорую (неотложную) помощь при гиперкетонемической, гиперосмолярной, гиперлактацидемической и гипогликемической комах, острой надпочечниковой недостаточности, тиреотоксическом и гиперпаратиреоидном кризах, гипопаратиреоидной тетании;

3. диагностировать заболевания поджелудочной железы, щитовидной железы, надпочечников, гипофиза и гипоталамуса, чтобы своевременно направить больных к врачу эндокринологу; проводить поддерживающую и противорецидивную терапию гормональных расстройств.

^ Студент должен овладеть навыками.

- пальпировать сосуды стоп с целью диагностики микроангиопатии у больных сахарным диабетом

- проводить тест толерантности к глюкозе для выявления ранних форм сахарного диабета

- рассчитывать индивидуальную диету больному сахарным диабетом

- производить расчет дозы инсулина для пациентов с впервые выявленным сахарным диабетом

- самостоятельно переводить пациентов с короткого инсулина на пролонгированный инсулин

- осуществлять основные мероприятия при выведении больных сахарным диабетом из коматозных состояний (гипо- и гипергликемических ком)

- определять уровень гликемии по глюкометру

- определять ацетон и сахар в моче экспресс-методом

- пальпировать печень у больных сахарным диабетом с целью диагностики жировой инфильтрации печени

- пальпировать щитовидную железу с определением форм зоба и степени увеличения щитовидной железы

- трактовать радиоизотопные методы исследования функции щитовидной железы

- определять глазные симптомы при тиреотоксикозе

- осуществлять мероприятия по выведению из тиротоксического криза

- трактовать лабораторные данные в норме и при гиперкортицизме

- трактовать рентгенограммы турецкого седла в норме и при эндокринной патологии (аденома гипофиза)

- трактовать анализ крови и мочи при хронической надпочечниковой недостаточности

- отработать навыки по оказанию помощи при аддисоническом кризе


^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ практических ЗАНЯТИЙ.

Тема № 1. Сахарный диабет.

Цель: Изучить этиопатогенез, клинику, раннюю диагностику, осложнения, классификацию, дифференциальный диагноз сахарного диабета (СД).

^ Содержание занятия: Этиология, патогенез, клиника сахарного диабета 1 и 2 типа. Классификация сахарного диабета (ВОЗ, 1999). Диагностика и дифференциальная диагностика сахарного диабета.

Учебные вопросы.

  1. Определение сахарного диабета.

  2. Абсолютная, относительная, абсолютно-относительная инсулиновая недостаточность.

  3. Первичный и вторичный сахарный диабет.

  4. Механизм гипергликемии.

  5. Классификация ВОЗ.

  6. Клинические проявления диабета.

  7. Методы диагностики клинических форм.

  8. Основные осложнения сахарного диабета.

  9. Дифференциальный диагноз с несахарным диабетом, гиперпаратиреозом, почечным диабетом и др.

Контрольные вопросы.

  1. Этиология и патогенез сахарного диабета 1 типа.

  2. Этиология и патогенез сахарного диабета 2 типа.

  3. Клинические аспекты СД 1 и 2 типа.

  4. Классификация СД.

  5. Осложнения СД.

  6. Классификация диабетических ангиопатий.

  7. Диагностика и дифференциальная диагностика СД.
^ Практические навыки.

  1. Пальпация печени у больных сахарным диабетом с целью диагностики жировой инфильтрации печени (гепатостеатоз).

  2. Пальпация сосудов стоп с целью диагностики ангиопатии у больных сахарным диабетом.

  3. Трактовка анализа мочи при сахарном диабете и синдроме несахарного диабета.

  4. Определение ацетона в моче экспресс-методом.

  5. Проведение теста толерантности к глюкозе для выявления ранних форм сахарного диабета.



Материальное оснащение.



  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 1-20).


Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.

Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240

  2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов- Минск: Вышейшая школа, 2000.- 460с.

  3. Старкова Н.Т. Клиническая эндокринология.- Санкт-Петербург, 2002.- 430с.

  4. Холодова Е.А., Мохорт Т.В.. Данилова Л.И. Демидчик Е.П. Справочник по клинической эндокринологии / под.ред. проф.Е.А. Холодовой.- Минск: Беларусь, 2004.-512с.


Тема № 2. Основные вопросы лечения сахарного диабета

Цель: Изучить основные вопросы лечения сахарного диабета.

^ Содержание занятия: Критерии компенсации и субкомпенсации сахарного диабета. Основные принципы инсулинотерапии. Лечение пероральными сахароснижающими препаратами. Современные подходы к диетотерапии и фитотерапии при сахарном диабете.


Учебные вопросы.

  1. Понятие “компенсация” сахарного диабета.

  2. Принципы диетического питания больных сахарным диабетом в домашних условиях и в стационаре.

  3. Лечение простым инсулином. Определение суточной дозы инсулина и распределение ее на 2, 3, 4 или 5 инъекций.

  4. Основной принцип перевода с инсулина короткого действия на инсулины пролонгированного действия.

  5. Производные сульфанилмочевины и бигуаниды, механизм действия. Показания к назначению. Противопоказания. Осложнения.


Контрольные вопросы

  1. Показания к назначению инсулинотерапии.

  2. Характеристика основных классов инсулинов.

  3. Расчет дозы инсулина.

  4. Основные схемы введения инсулина (базис-болюс терапия, традиционная терапия).

  5. Показания и противопоказания к назначению бигуанидов.

  6. Показания и противопоказания к назначению препаратов сульфамилмочевины.

  7. Диетотерапия при лечении СД.



Практические навыки.

  1. Расчет индивидуальной диеты больному сахарным диабетом.

  2. Расчет дозы простого инсулина при впервые выявленном СД по гликемии и глюкозурии.

  3. Перевод больного сахарным диабетом с инсулина короткого действия на инсулин длительного действия.

  4. Перевод больного сахарным диабетом с инсулина на пероральные сахароснижающие препараты.


Материальное оснащение.



  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 21-30).


Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.


Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Пероральная сахароснижающая терапия.- Гродно, ГрГМУ. - 2008.-с.80

  2. Никонова Л.В., Тишковский С.В., Гулинская О.В. Современные подходы к инсулинотерапии сахарного диабета.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.78.

  3. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240



Тема № 3. Диабетические комы.

Цель: изучить этиопатогенез, клинику, диагностику и лечение диабетических ком.

^ Содержание занятия: Этиология, патогенез и клиника кетоацидотической, гиперосмолярной и гиперлактацедемической ком. Инсулинотерапия и инфузионная терапия гипергликемических ком. Гипогликемический синдром. Лечение гипогликемической комы. Диагностика и дифдиагностика диабетических ком.


Учебные вопросы.

  1. Этиология, патогенез гипергликемической комы (кетоацидотической).

  2. Диагностика, дифференциальная диагностика с гипогликемической комой.

  3. Стадии гипергликемической комы. Дифференцированный подход в лечении кетоацидоза (1 стадия), прекоматозного и коматозного состояния (2-3 стадии).

  4. Выведение больного из гипергликемической комы методом малых доз инсулина.

  5. Роль симптоматической терапии при выведении больного из коматозного состояния.

  6. Особенности клиники и лечения гиперосмолярной комы.

  7. Особенности клиники и лечения гипокликемической комы.

  8. Особенности клиники и лечения гиперлактацедемической комы

  9. Диагностика и дифдиагностика диабетических ком.


Контрольные вопросы.

  1. Этиология, патогенез, клиника и лечение кетоацидотической комы.

  2. Этиология, патогенез, клиника и лечение гиперосмолярной комы.

  3. Этиология, патогенез, клиника и лечение гипокликемической комы.

  4. Этиология, патогенез, клиника и лечение гиперлактацедемической комы.


Практические навыки.


  1. Начальные терапевтические мероприятия при выведении больных сахарным диабетом из кетоацидотической комы.

  2. Начальные терапевтические мероприятия при выведении больных сахарным диабетом из гиперосмолярной комы.

  3. Начальные терапевтические мероприятия при выведении больных сахарным диабетом из гипокликемической комы.

  4. Начальные терапевтические мероприятия при выведении больных сахарным диабетом из гиперлактацедемической комы.


Материальное оснащение.



  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 31-40).

Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.

Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240

  2. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Диагностика и лечение коматозных состояний у больных сахарным диабетом. Гипогликемический синдром. -Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.80

  3. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов- Минск: Вышейшая школа, 2000.- 460с.

  4. Старкова Н.Т. Клиническая эндокринология.- Санкт-Петербург, 2002.- 430с.

  5. Холодова Е.А., Мохорт Т.В.. Данилова Л.И. Демидчик Е.П. Справочник по клинической эндокринологии / под.ред. проф.Е.А. Холодовой.- Минск: Беларусь, 2004.-512с.



Тема № 4. Диффузный токсический зоб. Тиреотоксикоз.

Цель: изучит этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифдиагностику и лечение диффузного токсического зоба.

^ Содержание занятия: Классификация заболевания щитовидной железы. Этиопатогенез диффузного токсического зоба. Клинические проявления тиротоксикоза. Диагностика и дифдиагностика диффузного токсического зоба. Основные принципы лечения диффузного токсического зоба.


^ Учебные вопросы.

  1. Методы исследования щитовидной железы: определение функции щитовидной железы, сканирование щитовидной железы, определение связанного с белками йода, основной обмен, определение Т3, Т4, ТТГ, антител к щитовидной железе, УЗИ и их диагностическая ценность. Особенности обследования больных в условиях эндемии зоба и повышенном радиационном фоне.

  2. Этиопатогенез диффузного токсического зоба.

  3. Клинические проявления тиротоксикоза.

  4. Дифференциальный диагноз тиреотоксикоза с вегетоневрозом, нейроциркуляторной дистонией, ревмокардитом, токсической аденомой, тироидитом.

  5. Лечение токсического зоба.

  6. Тиротоксический криз: клиника, течение, лечение.



Контрольные вопросы.

  1. Методы диагностики заболевания щитовидной железы.

  2. Особенности обследования больных в условиях эндомии зоба.

  3. Особенности обследования больных при повышенном радиационном фоне.

  4. Этиология и патогенез диффузного токсического зоба.

  5. Клиническое течение тиреотоксикоза.

  6. Эндокринная офтальмопатия: этиология, патогенез, клиника, лечение.

  7. Лечение токсического зоба.
^ Практические навыки.

  1. Определение формы зоба и степени увеличения щитовидной железы (сопоставление и трактовка мануального исследования и данных УЗИ).

  2. Трактовка радионуклидных методов исследования функции щитовидной железы (накопление Тх99 ЩЖ, содержание Т3, Т4 в крови) в норме, при тиротоксикозе и гипотиреозе.

  3. Определение глазных симптомов при диффузном токсическом зобе.

  4. Отработка мероприятий при выведении больного из тиреотоксического криза.

Материальное оснащение.



  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 41-52).


Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.

Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240

  2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов- Минск: Вышейшая школа, 2000.- 460с.

  3. Старкова Н.Т. Клиническая эндокринология.- Санкт-Петербург, 2002.- 430с.

  4. Фасс Б. Эндокринология.- М.: Медицина, 1999.- 819с.



Тема № 5. Эндемический зоб. Гипотиреоз. Воспалительные заболевания щитовидной железы.

Цель: изучить вопросы этиопатогенеза. клиники, диагностики и лечения эндемического зоба и гипотиреоза и воспалительных заболеваний щитовидной железы.

^ Содержание занятия: Классификация гипотиреоза. Этиология, патогенез гипотиреоза, аутоиммунного тиреоидита, зоба Риделя, острого и подострого тиреоидита. Эндемический и спорадический зоб – причины и механизм возникновения. Лечение гипотиреоза и воспалительных заболеваний щитовидной железы.


Учебные вопросы.

  1. Первичный и вторичный гипотиреоз. Роль аутоиммунных процессов и патогенез гипотиреоза.

  2. Диагноз и дифференциальный диагноз гипотиреоза.

  3. Лечение гипотиреоза.

  4. Эндемический и спорадический зоб - причины, механизм возникновения.

  5. Дифференциальная диагностика зоба.

  6. Клинические проявления эндемического зоба.

  7. Лечение.

  8. Профилактика эндемического зоба: массовая, групповая, индивидуальная.

  9. ВТЭ и диспансеризация больных и гипотиреозом и эндемическим зобом в зонах, эндемичных по зобу и районах повышенной радиации.

Контрольные вопросы.

  1. Классификация гипотиреоза.

  2. Этиопатогенез, клиника и лечение гипотиреоза.

  3. Этиопатогенез, клиника и лечение зоба Хашимото.

  4. Этиопатогенез, клиника и лечение зоба Риделя.

  5. Этиопатогенез, клиника и лечение острого тиреоидита.

  6. Этиопатогенез, клиника и лечение подострого тиреоидита.

  7. Этиопатогенез, клиника и лечение эндемического и спорадического зоба.
^ Практические навыки.

  1. Трактовка радионуклидного исследования функции ЩЖ (накопление щитовидной железой Тх99).

  2. Трактовка анализа крови на содержание Т3, Т4, ТТГ, АТ к ТПО в норме, при тиреотоксикозе, гипотиреозе и воспалительных заболеваниях щитовидной железы.

  3. Определение формы зоба и степени увеличения щитовидной железы.

  4. Сопоставление и трактовка мануального исследования и данных УЗИ.


Материальное оснащение.



  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 53-85).


Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.

Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240

  2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов- Минск: Вышейшая школа, 2000.- 460с.

  3. Старкова Н.Т. Клиническая эндокринология.- Санкт-Петербург, 2002.- 430с.

  4. Фасс Б. Эндокринология.- М.: Медицина, 1999.- 819с.


Тема № 6. Гиперкортицизм. Гипокортицизм.

Цель: изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и дифдиагностику, лечение гиперкортицизма и гипокортицизма.

^ Содержание занятия: Этиопатогенез, гиперкортицизма. Клинические проявления и лечение гиперкортицизма. Этиопатогенез острой и хронической надпочечниковой недостаточности. Клинические проявления недостаточности коры надпочечников. Лечение гипокортицизма. Диагностика, дифференциальная диагностика гиперкортицизма и гипокортицизма.

Учебные вопросы.

  1. Этиопатогенез гиперкортицизма.

  2. Основные клинические проявления гиперкортицизма.

  3. Дифференциальная диагностика.

  4. Дифференцированное лечение гиперкортицизма.

  5. Этиопатогенез острой и хронической надпочечниковой недостаточности.

  6. Клинические проявления надпочечниковой недостаточности.

  7. Классификация по форме и тяжести надпочечниковой недостаточности.

  8. Первичный и вторичный гипокортицизм, методы диагностики.

  9. Дифференциальная диагностика с гемохроматозом, др. заболеваниями.




  1. Лечение хронической надпочечниковой недостаточности.

  2. Причины и клинические проявления аддисонического криза, лечение.


Контрольные вопросы.

  1. Механизм действия глюкокортикоидов на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен.

  2. Вспомогательные методы диагностики (рентгенография надпочечников, турецкого седла, костей, радионуклидный метод, определение гормонов крови,функциональные пробы - дексаметазоновая, метапироновая, сахар крови, электролиты и другие).

  3. Этиопатогенез, клиника и лечение гиперкортицизма.

  4. Этиопатогенез, клиника и лечение гипокортицизма.

  5. ВТЭ и диспансеризация больных синдромом и болезнью Иценко-Кушинга, надпочечниковой недостаточностью.
^ Практические навыки.

  1. Оценка полученных объективных данных при клиническом обследовании больного с гиперкортицизмом.

  2. Трактовка лабораторных данных (сод К, Nа, СI, глюкозы в крови, 17-КС и 17-ОКС в суточной моче) в норме и при гиперкортицизме.

  3. Метод проведения проб с дексаметазоном при дифференциальной диагностике болезни и синдрома Иценко-Кушинга.

  4. Трактовка рентгенограмм турецкого седла в норме и при эндокринной патологии (аденома гипофиза).

  5. Трактовка анализа мочи (17-КС, 17-ОКС) и анализа крови (К, Nа, СI, глюкоза) при хронической надпочечниковой недостаточности.

  6. Отработка навыка по оказанию помощи при аддисоническом кризе.

  7. Лечение аддисонического криза.

  8. ВТЭ и диспансеризация при хронической надпочечниковой недостаточности

Материальное оснащение.

  1. Таблицы.

  2. Ситуационные карты-задачи.

  3. Компьютерные обучающие программы.

  4. Компьютерные презентации: (Слайды № 86-107).

Литература

Основная:

1. Благосклонная Я.В. Эндокринология.- Санкт-Петербург.: Феникс, 2002.- 480с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник для мед.вузов/ Под ред. акад. РАМН И.И. Дедова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-430с.

Дополнительная:

  1. Никонова Л.В., Тишковский С.В. Курс лекций по клинической эндокринологии.- Гродно, ГрГМУ.-2008.- с.240

  2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов- Минск: Вышейшая школа, 2000.- 460с.

  3. Холодова Е.А., Мохорт Т.В.. Данилова Л.И. Демидчик Е.П. Справочник по клинической эндокринологии / под.ред. проф.Е.А. Холодовой.- Минск: Беларусь, 2004.-512с.

lekciya-xi-xii-i-xiii-vilyam-dzhems.html
lekciya-xiii-soderzhanie.html
lekciya-xiv.html
lekciya-xv-mozgovaya-organizaciya-rechevoj-semanticheskie-polya.html
lekciya-xxi-nauchnaya-zadacha.html
lekciya-zadacha-maksimizacii-poleznosti-lekciya-zadacha-minimizacii-rashodov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-ponyatijnij-apparat-i-problematika-gendernih-issledovanij-v-kontekste-izucheniya-i-razvitiya-deyatelnosti-upch.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvedenie-vlozhennih-itogov-chtobi-vlozhit-ili-vstavit-itog-dlya-grupp-nahodyashihsya-vnutri-uzhe-sushestvuyushih-grupp-sleduet.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-sovershenstvovanie-pofessionalnogo-urovnya-podgotovki-sotrudnikov-gospitalya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/48-zoni-specialnogo-naznacheniya-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-selskoe-poselenie-pervomajskij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-moe-znamya-istina-biografiya-shopengauera-poslednyaya-rabota-kotoruyu-nachal-pisat-dlya-zhzl-arsenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/hamid-ad-din-al-kirmani-uspokoenie-razuma.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchyot-po-uchebnoj-geodezicheskoj-praktike.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-ekologii-problemi-ochistki-stochnih-vod-i-utilizacii-osadkov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-shkrm-atindai-semej-memlekettk-univrsitet.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9arbitrazhnie-rashodi-i-shtrafi-zadachi-i-funkcii-arbitrazhnih-sudov-8-tema-2-8-ponyatie-arbitrazhnogo-processa.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smi-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-yu-lermontov-6-chas-15-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih.html
  • report.bystrickaya.ru/horuzhenko-k-m-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-testi-ucheb-posobie-dlya-studentov-vissh-i-sredn-ucheb-zavedenij.html
  • school.bystrickaya.ru/hiranyakashipu-zamislil-stat-bessmertnim-kniga-sedmaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-masterskaya-psihologicheskaya-masterskaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-predstavlenie-po-teme-pismo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titov-g-a-gogmachadze-g-d-voloshenko-v-s-sinigovec-m-e-ezrohin-l-m.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-magersfontejn-artur-konan-dojl.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-buhgaltera-po-rashodam-sosnauskene-o-i-klokova-a-v-tihonova-e-p-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-11-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematika-vstupitelnih-ispitanij-literatura-fizika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teun-marez-oh-uzh-eto-schaste-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-specialnosti-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-psihotronnaya-golgofa-yavlyaetsya-sokrashennim-variantom-moej-osnovnoj-nigde-ne-opublikovannoj-knigi-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-omsk-izdatelstvo-sibadi-2007-stranica-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakoni-tozhdestvabulevoj-algebri-logiki-1.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-stat.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-integrirovannie-sistemi-v-finansovo-ekonomicheskih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/414-planirovanie-sevooborotov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-ekonomicheskih.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-svyazi.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivi-i-sostoyanie-razrabotok-raspredelitelnih-transformatorov-massovih-serij-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posvyashenie-v-studenti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ulyanovsk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mirovoj-kreditnij-rinok-i-ego-rol-v-globalizacii-mirovoj-ekonomiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-zadaniya-medicinskaya-informatika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.