.RU

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство развития личности учащихся







Метод проектов на уроках иностранного языка как средство развития личности учащихся

 

учитель иностранного языка

МОУ СОШ № 16

Колосова Елена Павловна


Компетентностный подход не есть нечто принципиально новое, он является логическим продолжением коммуникативного и личностно - деятельностного подходов, которые ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагают особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, способствует формированию данной компетенции.

* Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

* Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания чтобы к центре внимания была мысль., а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

* Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Мартьянова Т.М. в статье «Использование проектных заданий на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 1000.- №4) подчеркивает: «Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению предмета. Именно поэтому, мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Учителями нашего МО накоплен определённый опыт в использовании данного метода. Вопросы, связанные с данной технологией звучат в темах по самообразованию учителей Ференц С.В.(«Использование проектной методики при обучении английскому языку») и Кузьминых О.В. («ИКТ – средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка»).

Активно применяет технологию проектов на своих уроках педагог Карпова А.Е..

Работа над проектной деятельностью в нашей школе способствует решению следующих задач:

- развитию самообразования и самоконтроля,

- развитию навыков групповой деятельности,

- повышению информационной культуры, развитию навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ,

- созданию комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя,

- развитию самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке,

- интеграции различных предметов.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод может позволить превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны на основе межкультурного взаимодействия, может позволить решить эту дидактическую задачу.

Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. Основной тезис современного метода проектов "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить".

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Указанное становится возможным:

- через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Задача учителя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.

Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов следует рассматривать как с точки зрения обучающегося, так и с точки зрения учителя.

1. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося:

это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

2. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя:

- это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:

- проблематизации (формированию проблемного поля, выделению ключевых проблем и разбиению их на подпроблемы);

- управлению собственной познавательной деятельности (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);

- выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;

- представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.).

В результате проведенного опроса общественного мнения, в котором участвовали учащиеся и учителя нашей школы, получены следующие данные:

100% учителей используют технологию проектов на уроках;

83% учителей считает эту технологию затратной по времени;

100% учителей работа над проектом приносит удовлетворение;

100% учителей считает данный метод перспективным;

20 % учащихся нравится работа над проектами;

40% учащихся не нравится работа над проектами;

40% учащихся не всегда нравится работа над проектами.

80% учащихся считает, что умение работать над проектом пригодится им в дальнейшей жизни;

100% учащихся считает, что работа над проектом позволяет раскрыть себя и проявить свои способности, но в зависимости от темы проекта.

Анализируя полученные данные, приходим к выводу, что при работе над проектами учащиеся имеют шанс самореализации, приобретают полезный опыт. Метод проектов развивает интерес к предмету, а, следовательно, учащиеся глубже овладевают языковыми навыками, социокультурными знаниями и умениями.

Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина. Думается, поэтому некоторые школьные мероприятия (неделя английского языка в школе, создание общешкольного альманаха, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом «проект». Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

«Метод - дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания».

Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению.

        На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:

-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Существует несколько классификаций проектов.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии ^ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте:

- исследовательские;

- творческие;

- приключенческие, игровые;

- информационные;

- практико-ориентированные;

2. По характеру координирования проекта:

- с явной координацией;

- со скрытой координацией;

3. По характеру контактов:

- внутренние (региональные);

- международные;

4. По количеству участников:

- личностные (индивидуальные);

- парные;

- групповые;

5. По продолжительности проведения:

- краткосрочные;

- средней продолжительности;

- долгосрочные;

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

Выделяют основные этапы работы над проектом.

Этапы работы над проектом

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

- Определение темы проекта.

- Определение проблемы и цели проекта.

- Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

- Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

- Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- Работа в группах.

- Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

- Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

- Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

- Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

- Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

На уроке в 8-м классе мы увидим заключительные этапы работы над проектом «My Homeland»:

- подготовку презентации проекта;

- демонстрацию результатов проекта;

- оценку проекта.

На уроке в __-м классе мы познакомимся с организацией работы над проектом и проследим начальные этапы работы над проектом:__________________

- определение темы проекта;

- определение проблемы и цели проекта;

- обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы;

- презентация необходимого языкового материала.




^ Интеграция проектов в процесс обучения языку

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,

служить альтернативным способом организации учебного курса,

интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.

Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. Наиболее яркими и уже классическими примерами таких проектов могут служить проекты "Создание путеводителя по городу для инвалидов" (Fried-Booth, 1986) и «Новое поколение выбирает… (исследование влияния американского образа жизни на привычки молодежи разных стран)» (Haines, 1989).

Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить учебные пособия по английскому языку D.Phillips, S.Burwood, H.Dunford "Projects with Young Learners" (Проекты для детей) и C.Turkenik "Choices" (Обучение письменной речи на основе проектов).

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия (Hutchinson,1991) или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной реализации интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку "Generation 2000" и "Project English" и пособии по немецкому языку "Hallo, Nachbarn!" Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.

Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.

^ Достоинства метода проектов

-отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);

-развитие навыков самообразования и самоконтроля;

-развитие навыков групповой деятельности;

-повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

-создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании;

-повышение мотивации;

-развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

-интеграция различных предметов.

^ Недостатки метода проектов

-проблема субъективной оценки творческой работы;

-переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;

-психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;

-технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.

Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:

-умение работать с различными источниками информации;

-умение работать в группе;

-умение работать самостоятельно.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.


В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения  иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии  с Примерными Программами по английскому языку на заключительном уроке по каждой теме я предлагаю учащимся подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности  содержания выбирается в соответствии  с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работать над проектной методикой я начинаю с 5 класса.

В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.

В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения  прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».

Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по английскому языку, уроке –конференции .

Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:

самоопределенческая - способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;

проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации;

деятельностная - способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

^ Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной):

речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии);

социокультурная компетенция ? расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник в 1920 году в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания.


kovalchuk-dmitrij-leonidovich.html
kovalev-k-bortnyanskij-m-1989-seriya-zhizn-zamechatelnih-lyudej-sergej-achildiev.html
kovaleva-nataliya-vladimirovna-vselennaya-uchitel-proza.html
kovariaciya-i-regressiya-postroenie-viborochnogo-uravneniya-linii-regressii-metodicheskie-ukazaniya.html
kovcheg-pravednika-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
koviryagin-mihail-alekseevich.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-god-viktor-gyugo-devyanosto-tretij-god-stranica-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obretaet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhden-o-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalichie-nedovznosa-v-obyazatelnie-rezervi-i-ili-neuplachennih-shtrafov-za-narushenie-poryadka-obyazatelnogo-rezervirovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-tovarovedenie-pishevih-produktov-napravlenie-051000-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-izdana-pri-podderzhke-blagotvoritelnogo-fonda-rossijskij-evrejskij-kongress.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-i-provedeniya-prostejshih-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/452-konkurenti-emitenta-127994-rossiya-g-moskva-ul-malaya-dmitrovka-d-2315-str-1-informaciya-soderzhashayasya.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnij-plan-voronskogo-selskogo-poseleniya-sudislavskogo-municipalnogo-rajona-kostromskoj-oblasti-materiali-po-obosnovaniyu-proekta-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-5-investicionnie-nalogovie-preferencii-kodeks-respubliki-kazahstan.html
  • books.bystrickaya.ru/dannie-o-kolichestve-religioznih-obedinenij-v-razreze-gorodov-i-rajonov-oblasti-na-01012007-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-risk-hozyajstvennoj-deyatelnosti-programma-pk-1-003-2009-povisheniya-kvalifikacii-auditorov-novoe-v-normativno-pravovom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-19.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-na-2011-2012-uchebnij-god-publichnij-otchyot-direktora-shkoli-za-2010-2011-uchebnij-god-sankt-peterburg.html
  • books.bystrickaya.ru/efirnoe-vremya-mezhdu-kandidatami-v-deputati-raspredelyat-6-fevralya-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-motivaciya-kak-funkciya-menedzhmenta-34.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-vliyanie-dostizhenij-v-sfere-kompyuternoj-obrabotki-informacii-na-razvitie-bankovskih-tehnologij.html
  • studies.bystrickaya.ru/42-strategiya-snizheniya-proizvodstvennih-izderzhek-diplomirovannij-specialist-5-let-obucheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/26-oktyabrya-v-mguu-proshla-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-na-temu-teoriya-i-praktika-upravleniya-gorodom-moskvoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/strukturno-dinamicheskie-modeli-v-zadachah-spektralnoj-identifikacii-kislorodsoderzhashih-soedinenij-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-drevnego-rima-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fond-gosudarstvennogo-imushestva-respubliki-kareliya-soobshaet-o-provedenii-aukciona-po-prodazhe-kompleksa-zdanij-i-sooruzhenij-s-zemelnim-uchastkom-raspolozhennogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-processa-formirovaniya-oborotnih-sredstv-v-promishlennosti-regiona-s-ispolzovaniem-kreditnogo-mehanizma-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-gosudarstvo-i-pravo-vizantii-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-pravovaya-yuridicheskaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kino-kak-novij-eliment-kulturi-xx-veka-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/universiteti-i-nauchnie-uchrezhdeniya-stranica-22.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rezultativnost-deyatelnosti-metodicheskogo-otdela-mou-dod-cdt-leninskogo-r-na.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-prazdnika-rozhdestva-dlya-detej-mladshego-i-srednego-shkolnogo-vozrasta-i-ih-roditelej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vecher-1400-1800-programma-moskva-15-17-iyunya-2010-g-nauchnij-sovet-po-akustike-ran-obshestvennaya-organizaciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-nalogoplatelshikov-kirishskogo-rajona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-podgotovki-prezentacij-ms-powerpoint-prikladnoe-programmnoe-obespechenie-i-ego-effektivnoe-ispolzovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-medvezhata-znakomyatsya-s-ejluriej-istorii-iz-zhizni-medvezhat-puteshestvennikov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhrajonnogo-molodezhnogo-obrazovatelnogo-foruma-molodezh-v-dejstvii-2012.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-napravlennost-i-motivi-deyatelnosti-lichnosti-513-obshaya-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.