.RU

«Мечты о Земле Обетованной. Скрижали Моисея»


Урок МХК в 6 классе

Мечты о Земле Обетованной. Скрижали Моисея.

Тип урока:

Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия.

Средства обучения:

  1. Компьютерная презентация «Мечты о Земле Обетованной. Скрижали Моисея».

  2. Библия для детей.

  3. Таблица о значении цветов.

  4. Черно-белая репродукция изображения Моисея (автор – М.А. Врубель)

Цели урока:

Обучающая: познакомить с историей Моисея, дать представления о заповедях.

Развивающая: развивать умения извлечения опосредованной информации из источника на основе текста первоисточника и дополнительных сведений; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты изображения сюжета в произведениях искусства.


Воспитательная: стимулировать становление ценностного отношения к моральным и нравственным общественным нормам, нравственных отношений к обществу, к труду, к коллективу, к себе.

План урока:

  1. Географическое положение Египта и Палестины.

  2. Жизнь израильтян в Египте.

  3. Явление Бога Моисею.

  4. Вывод евреев из Египта.

  5. Сорок лет странствий по пустыне

  6. Скрижали Завета.

  7. Элемент лабораторной работы.

Дифференциация обучения:

Адресные индивидуальные задания ученикам (К) по работе с понятиями, ученикам (Б) – на установление причинно-следственных связей, обоснование суждений, (П) – индивидуальные сообщения

Преемственные связи:

Межпредметные – всеобщая история; география.

Основные понятия:

Скрижали, Земля Обетованная, Израиль, Палестина, Ханаан, манна небесная, неопалимая купина, гора Синай, Завет, Заповедь.

Подготовка к уроку:

Ученики получают опережающее задание по самостоятельному изучению текста Библии: о Моисее и выводе евреев из Египта.

^ Проведение урока.

1. Проверка домашнего задания: проводится фронтальный опрос по вопросам темы «Иосиф и его братья».

1) Сколько сыновей было у Иакова? Кто были самыми любимыми и почему?

2) Почему братья возненавидели Иосифа? Как им удалось осуществить свой коварный замысел?

3) Какое художественное воплощение получил этот сюжет в картинах? Какими художественными средствами передан драматизм происходящего?

4) Как сложилась дальнейшая судьба Иосифа? Благодаря чему он заслужил особое расположение египетского фараона?

5) Толкование какого сна фараона принесло освобождение и славу Иосифу?

6) Как произошла встреча братьев в Египте? Чем она закончилась?

2. Изучение нового материала.

1) Географическое положение Египта и Палестины.

Выявление тех знаний, которые ученики получили во время самостоятельного изучения.

Эта часть урока проводится на основе работы учеников (К), именно они отвечают на вопросы к карте и иллюстрациям презентации: где находился Египет и Палестина, как можно добраться из Египта в Палестину (использование интерактивной доски). Возможно привлечение тех школьников, которые работали на предыдущих уроках по изучению географического положения Палестины. Теперь важно добиваться, чтобы ответ на каждый вопрос достигался не в результате работы группы учеников, а давался полно и связно одним шестиклассником.

Учеников (Б) желательно спросить, какой климат был на территории Египта, чем занимались жители этой страны, судя по иллюстрациям природных условий. Главное внимание уделяется аргументации ответов, умению доказывать свои суждения.

2) Жизнь израильтян в Египте.

Как и в предыдущей части урока, здесь к работе привлекаются ученики (К), которые на основе иллюстраций рассказывают о занятиях жителей Египта. Важно при ответах обращать внимание не только на применение учениками понятий (строительство, земледелие и т. д.), но и на объяснение школьникам того, что давали эти занятия для обеспечения жизни жителей Египта. Следует добиваться, чтобы в ответах ученики отметили, что проблемы евреев тесно связаны с началом царствования нового фараона, который ничего не знал об Иосифе и его заслугах, а только угнетал израильтян и посылал их на самые тяжелые строительные и полевые работы. Ученикам (Б) предлагается определить, почему новый фараон приказывает убивать всех новорожденных израильских мальчиков.

Далее следует рассказ учителя о том, что в одной израильской семье родился сын, которого мать прятала три месяца, а когда не смогла скрывать, взяла тростниковую корзинку, положила в нее мальчика и спрятала на берегу Нила. Дочь фараона, пришедшая на берег, увидела корзинку и мальчика, сжалилась над ним, взяла его к себе во дворец и дала ему имя Моисей, что значит «найденный в воде». Моисей вырос добрым и отзывчивым мальчиком, но однажды его обвинили в убийстве и изгнали из страны.

Итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе написал картину «Нахождение Моисея». Картина привлекает внимание изысканностью и богатством красок.

3) Явление Бога Моисею.

Учитель сообщает, что Моисей поселился в соседней стране, где пас овец. И явился ему Ангел Господень в пламени огня, исходящем из тернового куста. И воззвал к нему Бог: «Я увидел страдания народа Моего в Египте. Хочу избавить его и ввести в землю, где течет молоко и мед. Ты должен вывести народ Мой из Египта. Я буду с тобой». Сюжет чудесного прозрения Моисея запечатлен в картине Доменико Фетти «Моисей перед пылающим кустом». Моисей отправился в Египет исполнять повеление Божие. Израильтяне со всем своим имуществом уходят из Египта. На их пути Красное море. Пожалел Господь беглецов и превратил море в сушу. Фараон передумал отпускать евреев и отправил вслед за ними войско. Но сомкнулись морские волны над войском фараона и поглотили его. Во время исхода евреев Моисей по воле Бога не раз творил чудеса.

4) Сорок лет странствий по пустыне.

Изучение этого вопроса можно начать с устного объяснения учителем, что люди много дней шли через пустыню, и стали роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Стали они ее собирать и назвали «манной небесной». Драматический смысл происходящего на картине французского художника Никола Пуссена «Сбор манны в пустыне» призваны передать ритм движений, позы и жесты людей. Ученики в беседе устанавливают, что отчаявшиеся люди ведут себя по разному: кто пытается помочь и утешить друг друга, кто потерял надежду и впал в отчаяние. Учитель поясняет, что свершившееся чудо неожиданно, но Моисей будто предвидел его. Он указывает на небо, будто давая понять, кому люди обязаны столь щедрым подарком.

Далее следует сообщение учащегося о картине Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы». Учащиеся могут выразить свое отношение.

5) Скрижали Завета.

Изучение этого вопроса начинается с характеристики личности Моисея. Полубог, напоминающий в своем величии богов Олимпа. Ему достаточно одного движения бровей, чтобы заставить всех ему повиноваться. У этого великого пастыря народа могучий и сильный характер. Библейский пророк иногда страшен.

Втайне от пророка продолжали евреи поклоняться египетским богам. И вот подошли они к горе Синай. Попросил Моисей подождать его и удалился. Сорок дней не было его, пробыл он на горе без воды и пищи. Бог вручил Моисею каменные скрижали, на которых были написаны 10 заповедей. Это были законы, на которых было написано, что должен делать человек, а чего избегать в своей жизни.

Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.

Не сотвори себе кумира.

Не произноси имени Бога всуе.

Соблюдай субботу как праздник.

Почитай отца и мать твоих.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства.

Не желай дома ближнего твоего.


Далее следует рассмотреть картины:

1) Никола Пуссен «Поклонение золотому тельцу»

2) Ф. А. Бруни «Медный змий»


6) Элемент лабораторной работы.

Ученики получают черно-белую репродукцию фрески М.А. Врубеля «Моисей», в оригинале которой главное – выразить насыщенный цвет, определяющий форму. Ученики знакомятся с особым звучанием цвета. Их задача – почувствовать цвет через форму, линии и композицию работы.

Ученики должны понять главный стержень изображения.

- фигура почти полностью занимает формат картины;

- огромные страдающие глаза;

- через форму мы чувствуем одиночество и силу этого человека;

Раскрашенные красками или карандашами картины рассматриваем и даем оценку. Удивительно некоторым ребятам удалось точно почуствовать авторский цвет. Размышляем о роли цвета и форм в картине.

7) Рефлексия.

а) Повторение новых терминов и дат (написаны с обратной стороны доски, открываются по мере необходимости):

Скрижали

Земля Обетованная

Израиль

Палестина

Ханаан

манна небесная

неопалимая купина

гора Синай

Завет

Заповедь


б) Прочитать стихотворение В.Я. Брюсова «Моисей»

Я к людям шел назад с таинственных высот,

Великие слова в мечтах моих звучали.

Я верил, что толпа надеется и ждет…

Они, забыв меня, вокруг тельца плясали.


Смотря на этот пир, я понял их, – и вот

О камни я разбил ненужные скрижали,

И проклял навсегда твой избранный народ.

И не было в душе ни гнева, ни печали.


А ты, о Господи, ты повелел мне вновь

Скрижали истесать. Ты для толпы преступной

Оставил свой закон. Да будет так. Любовь


Не смею осуждать. Но мне, - мне недоступна

Она. Как ты сказал, так я исполню все,

Но вечно, как любовь,- презрение мое.


? – какой период скитаний по пустыне прозвучал в стихотворении В.Я. Брюсова?

Домашнее задание – прочитать притчи о Моисее в Библии.


^ Самоанализ урока «Мечты о Земле Обетованной. Скрижали Моисея»


Тип урока: Урок является комбинированным с элементами лабораторного занятия.


Характеристика класса: Класс средней обученности. Обучаемость средняя. В классе – 17 человек. Присутствовало на уроке – 17 человек. Детей уровня (К) – корректирующего – 7 человек, уровня (Б) – базового - 5 человек, уровня (П) - продвинутого – 5 человек. Класс шумный, очень подвижный, для успокоения детей нужно приложить максимум усилий. Постоянно приходится держать их в напряжении, менять деятельность, использовать различные методы и приемы. Особенно активизирует их познавательную деятельность использование компьютерных и интерактивных технологий. У ребят очень разные темпераменты, одни очень активные, хотят отвечать всегда, участвовать во всем, другие – наоборот, даже если знают, все равно молчат. Работать с ребятами нужно с учетом их способностей и возможностей.


Цели урока:

Обучающая: познакомить с историей Моисея, дать представления о заповедях.

Развитие специальных умений:

- выражать собственные мысли при самостоятельном усвоении новых знаний;

- записывать термины и имена в соответствующие графы рабочей тетради;

- преобразовывать текст Библии в собственную устную речь;

- выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом;

- кратко обобщенно записывать полученную информацию (вывод);

- говорить на понятном языке при воспроизведении формулировок;

- взаимообучаться при изучении и закреплении нового материала;

- использовать разные виды источников знаний.


Развивающая: - развивать умения извлечения опосредованной информации из источника на основе текста первоисточника и дополнительных сведений;

- способствовать приобретению опыта анализа информации.


Развитие специальных умений:

- ориентация во времени;

- восприятие устной речи;

- развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления самостоятельной деятельности.


Воспитывающая: - стимулировать становление ценностного отношения к нравственным устоям;

- формировать систему нравственных отношений к обществу, к труду, к коллективу, к себе.


Развитие специальных умений:

- умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

- умение рефлексировать;

- умение культурно общаться с одноклассниками;

- умение сопереживать историческим персонажам, а значит людям вокруг себя;

- трудолюбие, желание помочь одноклассникам;

- стремление добиваться наилучших результатов.


Содержание этапов урока:

На уроке были использованы технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Совокупность методов обучения была отобрана в соответствии с целью и содержанием учебного материала.


  1. Проверка домашнего задания:

- с помощью фронтального опроса. Его можно использовать и в качестве проверки знаний и в качестве закрепления материала – рефлексии.

- с помощью карточек постоянно поддерживаются знания, полученные на предыдущих уроках, что позволяет применять дифференциацию и индивидуализацию на начальном этапе урока.


  1. Для изучения нового материала использовалось несколько методов:

    • Метод самостоятельной познавательной деятельности – учащиеся получили задание прочитать соответствующую тему в Библии (опережающее задание) и подготовиться к восприятию новых знаний, закрепить и совершенствовать умение самостоятельно работать с книгой и усваивать новую информацию.

    • Исследовательский метод – для уровня П – самостоятельно находить информацию, которой нет в учебнике.

    • Проблемно-поисковый метод – ответы на вопросы по историческому источнику.

    • Наглядный метод – использование интерактивной доски, настенных карт и настенных таблиц дает огромный положительный эффект для изучения нового материала.

    • Эвристический метод – беседа с учащимися по историческому источнику определенной реформы Солона – подготовка ребят к самостоятельному решению проблем (новые термины: политика, демократия, государство).

    • Деятельностный метод – возможность поставить себя на место другого, возможно даже творческого человека (использование цвета).




  1. Взаимодействие учащихся между собой, способность учитывать мнение другого человека.




  1. Домашнее задание не вызвало никаких затруднений и не способствует перегрузке учащихся (применение здоровьесберегающих технологий).




  1. Подведение итогов, хорошие оценки и «плюсики», выставляемые на «Листок успехов» стимулируют ребят к дальнейшему интересу к изучению МХК.




  1. На уроке использовались приемы дифференциации и индивидуализации: адресные индивидуальные задания ученикам – работа на установление причинно-следственных связей.




  1. На уроке использовались межпредметные связи:




  1. На уроке поддерживался с помощью различных методов и приемов высокий уровень мотивации и высокая интенсивность деятельности.




  1. Урок удался, все поставленные цели и задачи были выполнены.

metodicheskie-rekomendacii-po-osushestvleniyu-tekushego-samostoyatelnogo-i-itogovogo-kontrolya.html
metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-kursa-plani-lekcionnih-i-seminarskih-zanyatij.html
metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnogo-materiala-29-studentu-stavitsya-ocenka-zachteno-na-osnovanii-sleduyushih-kriteriev-32.html
metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnoj-disciplini-12-disciplina-paleografiya-imeet-ne-tolko-poznavatelnoe-no-i-prakticheskoe-znachenie-dlya-studentov-istorikov-12-1-samostoyatelnaya-rabota-studenta-12.html
metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnoj-disciplini-20-spisok-literaturi-22-programma-kursa-psihofiziologiya-cheloveka.html
metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnoj-disciplini-grazhdanskij-process-20-metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnogo-materiala-20.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnik-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-2008-12-s-45-50.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-3-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-2005.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-b-istoriya-drevnih-civilizacij.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-osnovi-organizacii-2-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnaya-teoriya-tipologicheskih-grupp-i-formirovanie-na-ee-osnove-vzaimodejstviya-trenera-i-sportsmena.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-sovershenstvovanie-obrazovatelnogo-processa-po-pnr-rukovoditel-programmi-razvitiya-universiteta-shahmatov-e.html
  • education.bystrickaya.ru/3-obem-disciplini-31-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080301.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-endoteliya-v-mehanizmah-otveta-na-prerivistuyu-normobaricheskuyu-gipoksiyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/f75-glubinnoe-izmerenie-jogi-georg-fojershtejn-per-s-angl-i-a-zabelinoj-m-ripol-klassik-2006-432-s-v-poiskah-istini-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-vipolnenie-rabot-stranica-48.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vetroturbinnaya-ustanovka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-po-viboru-strahovoj-organizacii-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-strahovaniya-otvetstvennosti-direktorov-i-dolzhnostnih-lic-stranica-11.html
  • school.bystrickaya.ru/14-etazhnij-84-kvartirnij-zhiloj-dom.html
  • school.bystrickaya.ru/1-nigilizm-kak-termin-i-kak-ontologicheskaya-problema-kriticheskij-analiz-ontologicheskih-osnovanij-nigilizma.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-vracha-i-pacienta.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskusstvo-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-fotografiya-muzika-igri-sport-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011-goda.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-deyatelnosti-madou-crr-ds-102-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-11-iscelyayushij-son-socialnie-cennosti-i-osoznannie-snovideniya-voprosi-i-otveti-ob-osoznannih-snovideniyah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-antropologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moralnij-neimushestvennij-vred.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-sistemnij-analiz-i-upravlenie-sankt-peterburg-2009-g-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kraevoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-amurskij-politehnicheskij-tehnikum.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-geneticheskij-kod.html
  • school.bystrickaya.ru/iskusstvo-chajnoj-ceremonii-chast-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obichaj-kak-istochnik-prava.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-a-budzinskij-mc-banka-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-geometriya-dlya-oop-napravleniya-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil-matematika-po-ciklu-b-3-professionalnij-cikl-variativnaya-chast.html
  • desk.bystrickaya.ru/poluchenie-keramiki-poroshki-dlya-izgotovleniya-keramiki.html
  • esse.bystrickaya.ru/punkt-32-povestki-dnya-osushestvlenie-globalnoj-strategii-sohraneniya-rastenij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-upravlencheskie-resheniya-sushnost-podgotovka-process-ispolneniya-1-funkcii-gosudarstva-po-regulirovaniyu-rinochnoj-ekonomiki-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010g-soglasovano-zamestitel-direktora-po-uvr-mou-oosh-26-uglublyonnim-izucheniem-otdelni-predmetov.html
  • college.bystrickaya.ru/36-tonkij-mir-realnost-tihoplav-t-s-tihoplav-v-yu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktor-manujlov-o-lenine-tak-ne-zhaleli-72-tajna-gibeli-esenina.html
  • reading.bystrickaya.ru/landshaftnij-dizajn.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-kontrolya-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.