.RU

Мастер-класс преподавателя - М. А. Розов 64 Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика? 67


^


Мастер-класс преподавателя


Пространство и время: лекция и рефераты И.А. Герасимова

В преподавании курсов по философии и философии науки важное место отводится самостоятельной работе студентов, магистрантов и аспирантов. Формы работы различны – подготовка и выступление с докладом на семинаре, кружке, учебно-научной конференции; подготовка и написание тезисов доклада; реферат, а для специализированных учреждений – курсовая и диплом. Пожалуй, реферат можно считать наиболее распространенной формой самостоятельной работы в вузах, не отвечающих за специальную подготовку философов. В целостном процессе обучения лекция и реферат взаимно дополняют друг друга. Выбор темы реферата во многом зависит от содержания и характера лекции, в частности, от того, насколько преподавателю удалось пробудить интерес к теме. В идеале – реферат – это отклик, зародившийся в душе начинающего исследователя в ответ на вечный зов непознанной Истины, скрытой под покровами философского языка. Работа над рефератом – это совместная работа ученика и опытного наставника, диалог двух сознаний и, в конечном счете, поддержание традиции научного познания мира в культуре.

Лекция по философской тематике в ограниченном объеме курса не может быть исчерпывающей. В лучшем случае устная лекция только вводит в Храм Познания: знакомит с философским языком, выделяет смысловые фокусы темы, систематически излагает открытые проблемы и возможные пути решения. Самостоятельная работа над темой реферата – это само непосредственное переживание тайны творчества в Храме Познания. Об идеях, высказанных на лекции, и их отражениях в рефератах пойдет речь в этой работе.


  1. ^ Философские проблемы пространства и времени: лекция

Тема «Философские проблемы пространства и времени» входит в общую тематику курса «Философия науки», который читается мною в течение одного семестра (36 лекционных часов и 18 семинарских) для магистрантов РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. Специализация слушателей разная: нефтегазовое дело, разработка, механика, геология, прикладная математика, химическая технология, экология, экономика. Тема подчинена общей концепции курса, ведущей идеей которой является идея совместной эволюции природы, культуры и человека. Обсуждение проблем истории науки и техники, методологии науки, основных концепций науки ведется в соответствии с ведущей установкой  рассмотрением науки в системе культуры. При построении курса учитывалось следующее обстоятельство. Восприятие материала может осложняться по причине неразвитости у слушателей навыков междисциплинарного синтетического мышления, сложившейся привычки к узкоспециализированному мышлению, отсутствия знаний по широкому кругу научных дисциплин, не владения гуманитарной и философской терминологией. Учитывая эти факторы, курс построен таким образом, чтобы свести до минимума обращение к специализированным философским текстам; делается упор на работы общенаучного характера с достаточно ясным и четким языком, а также на традиции аналитического стиля в философии.

Вторая часть курса посвящена актуальным проблемам науки. В заявленных темах ставятся и обсуждаются вопросы, волнующие сегодня как научное сообщество, так и широкие круги мыслящих людей. Открытия и выводы науки  о природе пространства и времени, сущности информации и энергии, смысле и законах эволюции, о положении человека во Вселенной, о механизмах поведения социальных и природных систем в условиях неустойчивости и кризиса, о необходимости нового диалога с природой, о человеческом мозге и природе сознания  столь революционны, что способны коренным образом поменять мировоззрение современного человека. С другой стороны, ученые вполне искренне сознаются, что не в силах дать компетентный ответ на многие поставленные вопросы. В ситуации современного глобального кризиса идет упорный диалог ученых и философов, науки и религии о путях эволюции и возможностях человеческого разума. Отсюда обсуждение философских проблем науки ведется на фоне напряженных межкультурных и междисциплинарных дискуссий.

В теме «Пространство и время в современной научной картине мира» (6 лекционных часов) кроме основных методологических принципов исследования этих важнейших категорий науки и философии и ставятся и обсуждаются открытые проблемы. Ввести в проблемное поле можно сразу перед подачей основного материала. Приведу только некоторые из вопросов.

^ Являются ли свойства пространства и времени неизменными?

Почему наше пространство трехмерно?

Могут ли существовать многомерные миры?

Реален ли четырехмерный пространственно-временной континуум Минковского?

^ Реально ли 11-мерное пространственно-временное многообразие после Большого взрыва?

Внешнее физическое пространство реально или это «объективная чувственная иллюзия»?

^ Могут ли существовать материальные объекты вне пространства и времени?

Можно ли геометризовать материю?

Может ли время течь в обратном направлении?

Можно ли концентрировать и удлинять биологическое время?

^ Что произойдет, если «рассогласовать» часы внутри человеческого организма?

Что такое время в системах с памятью?

Возможно ли путешествие во времени?

Как воспринимается пространство и время в разных культурных традициях?

Для ориентации в тематике, прежде всего, полезно разобраться с языком, на котором можно говорить о пространстве и времени. Различают пространство и время объективное (интерсубъективное, реальное) как условие сосуществования любых окружающих объектов и процессов, и субъективное (перцептуальное) – условие сосуществования и смены ощущений и других психических актов. Другая терминология: внешнее пространство (физическое, объективное, онтологическое) и внутреннее пространство (психическое, субъективное, экзистенциальное, «пространство в мире человека», «время человеческого бытия»). Физическое макропространство и время является фоном человеческого опыта, оно первично по отношению к опыту, относительно независимо от явлений и процессов. Для эмпирического уровня научного познания физическое макропространство и время первично. На теоретическом уровне науки рассматриваются реальные пространственно-временные многообразия (мир квантовой физики), а также вводится понятие модельного (математического) пространства.

В лекциях особое внимание обращалось на идею множественности пространств и времен в науке, что обусловлено с одной стороны особенностями структурного уровня организации материи, а с другой стороны возможностями его познания в той или иной научной дисциплине. В зависимости от задач науки и предмета исследования различают физическое пространство и время, биологическое пространство и время, социальное пространство и время, информационное пространство и время, виртуальное пространство и время, модельное пространство и время, личностное пространство и время, метафизическое пространство и время и т.д.

При существующем многообразии представлений о пространстве и времени полезно знать основные свойства макропространства и макровремени. Метрические свойства макропространства (количественный аспект): протяженность, однородность, изотропность; макровремени – длительность, однородность. Топологические свойства (качественный, структурный аспект) макропространства-времени: четырехмерность (3+1), непрерывность, упорядоченность, эвклидова топология; времени: одномерность, непрерывность, линейная упорядоченность, однонаправленность.

Среди философских проблем пространства особый интерес вызывает проблема геометризации материи или вопрос о связи геометрии и физики. Проблемный узел связывает воедино древнейшие представления пифагорейцев и Платона о роли пространственных форм в порождении материальных вещей и поддержании мирового порядка; современные представления о законах симметрии в физике, химии, кристаллографии, биологии, искусстве; идею о блочно-ячеистой структуре вещества Вселенной, начиная с микромира и кончая скоплениями галактик; и учение йогов о взаимосвязи телесных и психических процессов (топологически правильно воздействуя на тело, человек воздействует на мозг и другие внутренние структуры). Напрашивается общий вывод: организация энергии и вещества подчинена законам топологии.

Время для человека всегда ассоциировалось с тайной, а могучее воображение порой придавало ему статус живой сущности. У Шекспира в «Зимней сказке» крылатый персонаж выходил на авансцену и в полном одиночестве повествовал о своей способности менять все на свете и, действительно, направлял трагический ход действия к благополучному финалу:

«Я — время. Я вселяю ужас. Я —

Добро и зло. Я — счастие и горе.

Я порождаю и караю грех.

Неотразим полет мой. Я могу

Перенести вас чрез шестнадцать лет;

Их точно не бывало. Я могу

Все ниспровергнуть — все законы мира

В единый миг во тлен преобразить!

Нет перемен во мне: таким же было

Я на заре далекой мирозданья;

Я видело начало всех начал,—

При мне круговорот века свершали;

И наши дни я то ж покрою пылью,

И яркое сиянье этих дней

В преданьях назовется старой сказкой...

Итак — свершился длинный круг времен

Прошли года, как мимолетный сон,—


... Но я вперед не буду забегать,

Пусть сами вы увидите, что будет...


В.Шекспир. «Зимняя сказка. IV,1. Пер. П. Гнедича


В древнегреческой философии (Парменид, Зенон, Платон) образ времени осмыслялся в связи с понятием бытия. Вечное бытие мыслилось как неизменное, то, что не возникает или «вечно возникает», не уничтожается и постигается разумом. Временное бытие, напротив, постоянно возникает и гибнет, оно нереально и иллюзорно, также как и наши мнения и чувства. Осмысление понятия вечности в дальнейшем привело к идее меры пребывания, а затем и научного понятия длительности. Известно, что Аристотель впервые поставил проблему измерения времени, рассматривая время как меру движения. Во втором веке до н.э. было обнаружено, что эталон движения – восьмая сфера неподвижных звезд – вовсе не являет пример равномерного периодического процесса. Выход был найден простой – ввели девятую особую сферу – время (опять-таки сущность!). В механике Ньютона оба аспекта были объединены в понятиях абсолютного времени (время-субстанция) и относительного времени.

Размышления над проблемой времени как становления приводят к парадоксу «прошлое-настоящее-будущее», когда прошлого уже нет, будущее еще не наступило, а настоящее неуловимо мимолетно. Чем же обусловлена асимметрия времени, течение из прошлого через настоящее в будущее? Один из ответов связан с идеей необратимости материальных процессов. Выделяют термодинамическую, электромагнитную, космологическую, историческую стрелы времени. Другой ответ дают нейрофизиологи: функциональная асимметрия мозга обеспечивает несимметричную ориентировку во времени: правое полушарие отвечает за построение чувственного образа и воспоминания о прошлом, а левое – логико-вербальное – ориентирует в будущее. В компьютерной модели становления существует программно-обусловленная асимметрия между прошлым и настоящим с одной стороны, и будущим, с другой (А.М. Анисов).

В динамических концепциях времени делается акцент на становлении и процессуальности, предполагающей внутреннюю связность состояний объекта. В статических концепциях отношение «раньше-позже» устанавливается между событиями, не связанными с собой причинно-следственной цепью («этот выпуск журнала выйдет гораздо позже выборов в Госдуму, состоявшихся 7 декабря 2003 г.»). При статической позиции по времени можно «гулять» как по пространству, сравнивая между собой события по их чередованию. Время в этом случае мыслится опространственным. В мире четырехмерного континуума Минковского опространственное время, по существу, представляется собой канал информации между координатными системами.

Процесс становления или непосредственный переход из одного состояния в другое порождает представления о линейности времени. А может ли время ветвиться? Время ветвится в будущее (возможные пути развития событий) и время ветвится в прошлое (то, что могло потенциально случиться) – заявляют логики, историки и космологи. Более того, историки насчитывают двенадцать понятий времени: пульсирующее время, циклическое время, ньютоновское линейное время без начала и конца, христианское линейное время с началом и концом, линейное время прогресса, линейное время регресса, время как последовательность точек (исламская историография), спиральное время, летописное время (событие без предшествующего и последующего), время хроник (событие с предшествующим и последующим), историческое время (событие вписано в историю, которая известна историку), глубинное время (учет времени историка как аналитика).

Если имеется множество времён, то, как они согласуются? О сложности этой проблемы можно судить по результатам исследований биологического времени. Живой организм представляет собой высоко интегрированную материальную систему, в которой процессы ведут себя как единый поток, синхронно и пропорционально ускоряясь и замедляясь под воздействием различных, как внутренних, так и внешних факторов. Человек как бы представляет собой часы с многочисленными стрелками – от тыс.долей секунды (колебания отдельной клетки), до циркадных (околосуточных) ритмов, сезонных ритмов и далее до биологического времени вида. Синхронизация целого происходит за счет генетических и гормональных регуляторов, однако в экстремальных ситуациях вступают в действие клеточные резервы времени. Биологи научились останавливать, замедлять и ускорять биологические часы, однако вмешиваться в природные процессы не советуют: любое расстройство организма грозит болезнью и гибелью.

Связь понятия времени с понятием сознания очевидна. Благодаря памяти, воображению и сознанию время приобретает свойство «присутствия отсутствующего»: память удерживает следы воспоминаний (настоящее прошлого), предвидение и воображение рисует следствия в будущем, налагая прошлое на будущее (настоящее будущего), а мышление актуализует то или другое (настоящее настоящего). Благодаря своему сознанию, человек собирает, синтезирует, уплотняет разные моменты-события в единое целое. Каждый человек делает это по-своему. Чем активней сознание, тем более оно духовно. Чем пассивней сознание, тем более оно материально, фрагментарно. Человек с оплотненным сознанием не помнит даже фактов своей биографии, не может их связать в единое целое, а уроков жизни просто не замечает.


^ 2. Реферат как дополнение лекции

Учебные рефераты пишутся для того, чтобы показать, насколько хорошо освоен материал курса, в какой степени студент включает обсуждаемые проблемы и решения в сферу своего личного мышления. Рефераты по философии развивают гуманитарное самосознание и умение мыслить на уровне человека культуры. Современный человек как полноценный гражданин общества уже не может быть просто хорошим специалистом: в условиях чрезвычайно сложных коммуникаций и необходимости совместно решать глобальные проблемы планетарного масштаба, специалисты должны уметь договариваться между собой и с неспециалистами.

Работа над рефератом проходит ряд этапов. Тематика рефератов, как правило, определяется преподавателем. Обычно я даю примерные темы для рефератов, а студенты выбирают понравившееся направление работы. После предварительного подбора основных источников и составления библиографии, тема утверждается окончательно, хотя ее название может быть изменено уже после написания работы, если название не адекватно написанному. Затем следуют этапы обработки информации, разработки плана и написание реферата. Следует иметь в виду, что учебный реферат – это самостоятельная исследовательская работа, где раскрывается суть проблемы, представлены различные точки зрения на нее, возможные решения, спорные вопросы и высказано собственное мнение по обсуждаемым проблемам. В реферате можно предложить собственные решения проблемы, можно сделать критические замечания в адрес реферируемых авторов, но следует иметь в виду, что критика должна быть обоснованной. Реферат не должен быть компиляцией – в нем не должно быть механически переписанных текстов на языке, который не понятен пишущему реферат. В реферате обязательны ссылки на использованную литературу, также обязательно выполнение правил цитирования.

Стандартная структура учебного реферата такова: титульный лист, оглавление, введение (краткое изложение сути проблемы и задачи реферата), основная часть, заключение (итоги и выводы), список литературы. Обычно реферат имеет объём 10-30 машинописных страниц.

Тему «Философские проблемы пространства и времени» очень часто выбирают для рефератов. Обширную проблематику этой области можно раскрыть в следующих более конкретных темах:

1. Развитие историко-философских представлений о пространстве и времени.

2. Философские истоки научных представлений о пространстве и времени.

3. Представления о пространстве в современной научной картине мира.

4. Представление о времени в современной научной картине мира.

5. Пространство и время в современной научной картине мира.

6. Пространство и время в мире Ньютона.

7. Пространство и время в мире Эйнштейна.

8. Концепции пространства и времени в физике.

9. Современная космология и представления о пространстве и времени.

10. Классическая и неклассическая наука о пространстве и времени.

11. Понятие времени в синергетической парадигме.

12. Проблема времени в геологии.

13. Представления о пространстве и времени в географии.

14. Понятие пространства в культурной географии.

15. Негеометрический образ времени.

16. Компьютерные модели времени.

17. Проблема времени в химии.

18. Биологическое время.

19. Время в истории.

20. Социальное пространство и время.

21. Психологическое время.

22. Время, сознание, память.

23. Пространство и время в искусстве.

Можно рекомендовать ряд интересных книг по проблеме пространства и времени, вышедших за последнее время:

  1. Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. М.: ИФРАН, 2000.

  2. Владимиров Ю. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  3. Данн Дж.У. Эксперимент со временем. М.: АГРАФ, 2000.

  4. Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

  5. Священник Павел Флоренский. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000.

  6. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  7. Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. М.: РТ-Пресс, 2001.

  8. 100 лет квантовой теории. История. Физика. Философия. М.: НИА-Природа, 2002.


3. Реферат как поле брани

Реферирование предполагает проведение исследования темы, а затем самостоятельное изложение результатов в систематическом виде. До компьютерной эры рефераты писались от руки и печатались на машинке, что, конечно, не исключало списывания текстов из книг, однако все-таки приходилось волей-неволей прилагать собственные усилия по написанию реферата, хотя бы уже переписывая от руки. Информационная революция открыла невиданные возможности для лентяев: можно взять готовый текст реферата из Интернета (ну, чуть-чуть его переработать, что-то сократив); можно сканировать тексты из книг, а затем их соединить; можно использовать первоисточники из Интернета, при этом даже толком не прочитывая текст. Появилась даже целая категория людей, пишущих и продающих рефераты как товар. Причем, изучив приемы PR-технологий, делают это достаточно умело, в соответствующем стиле и в соответствующей форме подачи материала. Возникает вопрос – кого мы обманываем? Этот вопрос риторический, ибо в первую очередь только самого себя, затем преподавателя, который тратит время на прочитывание рефератов, затем общество, которое тратит деньги на подготовку специалистов, а в итоге порождается всеобщая ложь. Кстати, при массовых студенческих потоках факты использования готовых рефератов всплывают очень быстро. В учебном процессе имеется серьезная проблема реферата как самостоятельной исследовательской работы. Сохранить ее или отменить? А если сохранить, то при каких условиях?

Многие преподаватели просто отказываются от рефератов, и их можно понять. Некоторые, и я вхожу в их число, допускают возможность пользования Интернетом и даже возможность использования готовых текстов. При этом продумываешь многочисленные ходы, которые бы стимулировали самостоятельное мышление будущего специалиста. Но на один ход следует контрход, и ситуация напоминает поле брани. Среди активизирующих действий возможны следующие: защита реферата – либо публичная перед студенческой аудиторией на семинаре, либо перед преподавателем. Возможна защита с заранее подготовленным оппонированием; постановка открытых проблем по теме реферата (15-20 вопросов) и письменное оформление своего мнения на одну из проблем. Можно предложить дать аргументированный анализ рассматриваемой точки зрения (точка зрения автора, ее предпосылки, аргументы за и против, возможные выводы и пр.). Впрочем, данная задача оказалась в большинстве случае не под силу даже магистрантам, поскольку ее выполнение требует достаточной развитости аналитического мышления, а на это необходимо время и специальный тренинг. При изобретательности преподавателя, из рефератов все-таки можно извлечь пользу, тем не менее проблема, на мой взгляд, остается открытой.


* * *


В этом номере журнала публикуется реферат «Проблема времени в геологии», подготовленный П. Пономаренко, магистрантом РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Реферат отвечает требованиям классического стиля реферирования. В нем соблюдена структура реферата – имеется вступление, основная часть и заключение. Литература дана в подстрочных ссылках. Текст подготовлен после поиска и продумывания соответствующей литературы. Заявлена проблема и приводятся различные точки зрения на нее. Язык – ясный и четкий, без стилистических излишеств. Проблема времени обсуждается в связи с проблемой философских оснований геологического исследования. При защите реферата был задан знаменательный вопрос: а зачем геологу философия? Ответ можно найти в тексте реферата: там, где заканчиваются возможности опытной научной проверки и эксперимента (научное поле), вступает в действие поле философии. Теоретические гипотезы геологии обсуждаются на подготовленном философией языке. В заключении основные выводы делаются в форме вопросно-ответного комплекса. Можно посоветовать автору при дальнейшем интересе к теме обратить внимание на новую литературу по моделированию сложных эволюционирующих систем, на идеи нового диалога с природой.

* * *


Проблема времени в геологии

П. Пономаренко


Мы переживаем сейчас время примата научного знания в жизни человечества. Сейчас совершенно неизбежно в связи со своей научной работой натуралист обраща­ется к углубленному логическому анализу самых основ своего знания, которые он мог спокойно оставлять в стороне в прошлом столетии. Условия, в которых он ра­ботает в XX в., властно его к этому вынуждают - это­го требует сама конкретная ежедневная научная рабо­та, методика его опыта или наблюдения. В.И. Вернадский


Введение


Разработка философских оснований геологического исследования необходима прежде всего для успешного развития самих геологических наук, особенно в условиях теоретизации и внедрения новых методов. Геологический этап эволюции материи, широкое применение в геологии исторического метода создают благоприятные предпосылки для анализа решения многих проблем развития методологии научного исследова­ния. Геология - одна из сфер реализации идей системного подхода, выступающего как характерная тенденция развития современной науки. Методологическое освоение материала, геологии способно представить новые возможности для развития физических и химических наук, для эф­фективного взаимодействия различных научных отраслей.

При обсуждении вопросов применения математических и физико-химических методов, возможностей использования в геологии принци­пов теоретического естествознания в центре внимания специалистов оказалась проблема оценки временных, исторических построений, ко­торые традиционно занимают значительное место в геологических ис­следованиях. Такая ориентация геологического знания фактически сложилась с самого начала формирования научной геологии.

Проблема анализа временного аспекта представляет собой такой «срез» системы геологического знания, в котором можно проследить сложный узел актуальных методологических вопросов геологических наук. В конечном счете эта проблема связана с анализом соотношения в научном исследовании историко-генетического и системного подхо­дов. Постановка вопроса о действительном статусе временных рекон­струкций в системе геологического знания и выдвижение требований по определению области их применения приобретают существенно мето­дологическое значение в аспекте определения путей развития геоло­гической теории и возможностей применения новых методов. Оценка значения временных реконструкций выходит за пределы собственных познавательных средств геологии и требует проведения корректного методологического исследования. Философский анализ проблемы роли, значения и реализации временных методов геологии не только служит в качестве методологических ориентиров и рекомендаций по отношению к перспективам развития геологии, но и способствует разработке ис­торического исследования в целом.


Методология геологического исследования и проблема времени


Истоки геологических представлений лежат в глубокой древности, ко­гда люди научились находить и использовать полезные ископаемые. В процессе их поисков и обработки накапливались сведения о свойствах минералов и горных пород, об их поисковых признаках. Как наука гео­логия начала развиваться в общем русле эмпирического естествозна­ния начиная с эпохи Возрождения. В своих геологических исследова­ниях натуралисты ХУI-ХУШ вв. могли руководствоваться лишь немноги­ми дошедшими до них высказываниями античных мыслителей. Так, внима­ние естествоиспытателя привлекали две мысли, изложенные в "Метео­рологии" Аристотеля. Первая из них, по свидетельству Аристотеля, принадлежит Демокриту: «Не всегда одни и те же места Земли были влажны или сухи, но они изменяются сообразно возникновению и исчез­новению рек. Таким же образом меняется отношение суши к морю. Где теперь суша, там делается море, и там, где теперь море, возникает в свою очередь суша. Необходимо считать, что это происходит периоди­чески»130. Эта идея была затем использована в геологии в конце ХУШ в. английским геологом Дж. Геттоном.

Далее Аристотель высказал глубокую мысль о большой продолжи­тельности геологических процессов: «Так как естественное возникно­вение суши происходит постепенно и в продолжении периодов, чрезвычайно длинных в сравнении с нашей жизнью, то мы ничего этого не замечаем»131. В более позднее время проблема продолжительности гео­логической истории стала одной из самых дискуссионных в науке.

Большое значение для сложившейся структуры геологического знания имела идея о принципиальной возможности реконструкции гео­логической истории на основании анализа отложений и окаменелостей прошлого, которая была высказана Леонардо да Винчи, указавшего, что для этого «достаточно тех свидетельств, которые мы имеем от воз­никших в соленой воде вещей, находимых на высоких горах, вдали от нынешних морей»132. Здесь сформулировано представление о возможно­сти расшифровки хронологии геологических событий на основании ана­лиза пространственных соотношений между геологическими объектами. Стремление вывести временные отношения на основании анализа пространственных соотношений между объектами восходит к глубокой древности. Уже Архимед и Аристотель широко использовали для харак­теристики времени геометрические модели, в которых линия или круг рассматривались как основа для разделения моментов времени. Суще­ственно, однако, что ни Аристотель, ни его последователи не отож­дествляли времени и пространства.

Одной из традиционных задач геологии является познание закономерностей развития земной коры с целью объяснения и предсказания ее прошлого и будущего. Решение этой задачи осуществляется на основе принципа историзма, использование которого немыслимо без фиксации пространственно-временных координат тех геологических явлений, следы которых мы наблюдаем в летописи земной коры в виде кон­кретных геологических тел. Проблема установления временной определенности геологических объектов входит в компетенцию стратиграфии, и с ней непосредственно связаны многие методологические и теорети­ческие вопросы геологических наук. В связи с обоснованием структурно-статической альтернативы развития геологии распространилось мнение о возможности устранения из геологии временного аспекта исследования, представляющего собой якобы излишний компонент её структуры. Против такой точки зрения существует ряд возражений. Как правило, не удается полностью отказаться от временных понятий и аспектов. В том или ином виде мы вынуждены постоянно пользо­ваться понятиями «синхронизация», «одновозрастность», «датирова­ние» и т.д. Множество неявных допущений, учитывающих временные от­ношения, широко применяется в геологической практике и теоретиче­ских построениях. Вместе с тем для геологических наук характерна ­переоценка временного аспекта исследования, справедливо критикуе­мая в ряде работ. Дискуссионность проблем временной геологии тре­бует, с одной стороны, четкого определения и ограничения круга за­дач, при решении которых необходимо использовать понятие времени, с другой - методологического анализа проблемы времени.

Любые дефиниции времени являются по существу попыткой либо отобразить наиболее общие свойства данного процесса, которым регу­лируется «течение» времени, либо обобщить свойства и отношения меж­ду всеми остальными явлениями, происходящими на "фоне" (параллель­но) данного процесса. Примеры, подобных определений - дефиниции вре­мени через движение, перемещение, скорость, а также представления о времени как последовательности, становлении, длительности и т.д. Но существует обширный класс природных объектов, обладающих таки­ми свойствами и отношениями, из которых нельзя непосредственно объяснить ни одного из определений понятия «время», даваемого как отображение свойств непосредственно фиксируемых событий и изме­нений. К данному классу явлений относятся геологические объекты.

Специфика геологических объектов состоит, в частности, в том, что они, являются как бы субстратным «фоном», на котором разверты­ваются другие, актуально переживаемые нами явления. При этом сами геологические объекты будто не участвуют в этих событиях и воспри­нимаются как неизменные. Происходящие на наших глазах геологиче­ские катаклизмы и постепенные изменения ландшафта выступают в ка­честве эмпирической основы вывода о том, что «неизменность» гео­логических объектов лишь кажущаяся и что время является их непре­менным атрибутом. Если отвлечься от этих современных геологических явлений, то становится понятным, что время в геологии отображается принципиально иначе, чем при фиксации актуально воспринимаемых яв­лений. Невозможность непосредственного исследования геологических процессов исключает использование для разработки шкалы времени в геологии методик, основывающихся на концепциях специализации и ве­лосификации. Концепция специализации, использующая для измерения времени периодические изменения пространственных отношений между телами, лежит в основе шкалы так называемого астрономического вре­мени. Концепция велосификации, опирающаяся на представление о воз­можности измерения времени с помощью некоторых протекающих с по­стоянной скоростью процессов, является основой метрики атомного времени. Обе эти концепции связаны с идеей о строгой цикличности некоторых процессов, которая предполагает сохранение полной себетождественности свойств материальных носителей этих процессов или отношений между участвующими в них элементами133.

Время как универсальный атрибут всех природных явлений ощуща­ется нами и как свойство, и как отношение, и как способ изменения окружающей нас действительности. Причем понятие о его универсаль­ности опирается на общность и критериев разграничения, и способов преобразования природных систем и процессов. Абсолютизация одного из компонентов нашего «чувства» времени приводит к возникновению различных концепций времени. Последние связаны друг с другом не контрарными (как считалось до недавних пор), а взаимодополнительными отношениями134.

В современной геологии сложились противоречивые и различно ориентированные представления о времени. В основном распростране­на ориентация на субстанциальную концепцию, когда время тракту­ется как некая абсолютно самостоятельная сущность, не связанная ни с какими материальными системами и взаимодействиями. В качест­ве примера можно сослаться на взгляды крупнейших американских стра­тиграфов Х. Хедберга и Ю. Елецкого. Принятие субстанциальной кон­цепции делает весьма проблематичным вопрос о развитии в природе. Точнее, согласно этой концепции принцип развития может быть связан со структурой материальных процессов во времени, но осуществляет­ся полный разрыв принципа развития с самим временем, с его поряд­ковой структурой. В этом плане гораздо предпочтительнее реляцион­ная концепция, прямо связывающая структуру времени со структурой материальных процессов. В последние годы в геологии появляются разработки, учитывающие идеи реляционной и динамической концепции времени.

В современной геологии исключительно широко распространена концепция «абсолютной» геохронологии, особенно в связи с исполь­зованием радиометрических методов датирования. Принятие этой кон­цепции ведет к физикализации категории времени и к отрицанию свое­образия проявления времени на различных уровнях организации ма­терии135.

В литературе указывалось, что ни одно из свойств времени не может быть обнаружено помимо физических документов геологии136. Ло­гическое развитие этого общего положения приводит к выводу о прин­ципиальной невозможности использования в геологии концепции неза­висимых друг от друга пространства и времени. Последнее представ­ление было введено в геологию В.И.Вернадским137. Его методологиче­ский смысл был раскрыт в связи с введением понятия пространственно-временного геологического континуума138. Аналогичные идеи об­суждаются и в зарубежной литературе. Так, О.Вагенбрет показывает, что в геологии связь времени и движения материи характеризуется определенной спецификой, обусловленной тем, что для реконструкции истории Земли используются отдельные фрагменты геологической лето­писи, на основании которых могут быть восстановлены лишь прерыви­стые «кванты» геологического времени. В связи с этим формулируется идея дисконтинуальности, прерывистости геологического времени. Однако эта дисконтинуальность трактуется как кажущаяся. Возникновение противоречивых концепций геологического време­ни, помимо того, что разные исследователи вкладывают различный смысл в это понятие, связано с тем, что время объективно имеет два аспекта. Для физики характерно акцентирование внимания на вре­мени-длительности, для геологии - на времени-последовательности139. Изучение времени-длительности в геологии встречает серьезные за­труднения, поэтому гораздо больше внимания уделяется времени-после­довательности. К тому же на этой основе осуществляются различные исторические реконструкции. Тот факт, что для геологии первосте­пенный интерес представляет время-последовательность, закрепился в развитии «относительной» геохронологии. Однако в XX в., когда широкое использование новых точных методов поставило перед геоло­гами проблему исследования собственно геологических процессов, воз­ник устойчивый интерес к изучению времени-длительности. Действитель­но, исследование основных характеристик процессов, особенно таких специфических, как геологические, характеризующихся исключительно растянутой продолжительностью, не может быть эффективно проведено без фиксации длительности стадий и других процессуальных парамет­ров. Этот этап развития учения о времени в геологии совпал с ис­пользованием радиометрических методов, которые вскоре стали рас­сматриваться как средство изучения времени-длительности, хотя, как показывает анализ, для таких претензий пока не существует реаль­ных оснований.

Недостатки и противоречия представлений о времени и его из­мерении, сложившиеся в геологии, достаточно существенны. Перспек­тива разрешения проблемы времени может быть связана с критическим анализом существующих концепций, разработкой конструктивных под­ходов к совершенствованию процедур измерения времени, использова­нием современных естественнонаучных и философских воззрений на природу временных отношений и способы их фиксации, рациональным ограничением сферы использования в геологии временных построений.

Выделение закономерностей развития геологических явлений за­трудняется их пространственно-временной масштабностью, когда свой­ства развития в непосредственном наблюдении и опыте проявляются слишком фрагментарно, чтобы можно было составить сколько-нибудь полное представление об эволюции объектов. Исследование динамики геологических процессов - временное исследование, составляющее ос­нову познания прошлого. Построение модели прошлого тесно связано с раскрытием информационной емкости сведений о явлениях различной древности, декодированием полученных сведений, восстановлением последовательности и характера процессов. Независимо от точности из­мерительных процедур с течением времени происходит потеря инфор­мации. Недостижимость абсолютной точности измерений предполагает наличие на оси времени некоторой точки, за пределами которой уже принципиально нельзя получить информацию о событиях прошлого. По­этому большое количество геологических событий вообще не может быть правильно расположено на временной оси.

Факт направленности геологического исследования на изучение временных отношений, построение исторических реконструкций нашел широкое отражение в конкретных методах и мировоззрении геологов. Это обстоятельство было в известной мере осмыслено и в методологических работах. Так, В.И. Вернадский отмечал: «Геологические на­уки, занимающиеся историей нашей планеты, все без исключения рас­сматривают изучаемые нами явления в разрезе времени. Это та их особенность, которая, с одной стороны, связывает их с гуманитарны­ми науками, а с другой - заставляет по-особому относиться к ним философскую мысль. Развитие в XIX в. геологических наук постави­ло в теории познания проблему времени в новые рамки в тот момент, когда время не сознавалось в философии в настоящем его значении. Лишь в XX в., благодаря огромным успехам научного знания философ­ская мысль подошла к проблеме времени и входит, наконец, в ту об­ласть явлений, которая вскрыта геологическими науками»140.

В литературе было предложено систематизировать и увязать раз­личные сферы геологического знания на основе идеи, согласно кото­рой критерием для выяснения системы знания является отношение раз­личных сфер геологического исследования к параметру «время». Соот­ветственно выделяют статическую геологию (временной параметр не принимается во внимание, учитывается лишь пространственный аспект объектов), динамическую геологию (рассматриваются объекты и про­цессы в физическом времени), историческую геологию (исследуются объекты и процессы в геологическом времени)141.

Очень важно философски корректно оценить значение временного аспекта геологии и на этой основе определить ее функции в системе естествознания.

На основании параметра времени более целесообразно выделять не статические, динамические и исторические системы, а системы гео­логического прошлого, настоящего и будущего. Опорным в этом случае может служить положение о наличии реальных физических различий в статусе бытия между событиями прошлого, настоящего и будущего.

Данный вопрос имеет глубокую философскую базу, заклю­чающуюся во вполне определенной асимметрии категорий «прошлое», «настоящее», «будущее», четко проявляющейся при описании соответ­ствующих событий. Ю.Б. Молчанов так выразил сущность этого вопроса «Если ход индивидуальных будущих событий мы можем лишь угадать, но не предсказать просто по причине отсутствия информации о них в на­стоящее время в реальном мире, то о событиях прошлого мы не можем судить не потому, что информации нет, а потому, что она недоступна расшифровке. Как это ни странно, угадать события будущего проще, чем дать точное описание событий прошлого, поскольку в будущем мы должны угадать одну из нескольких реальных возможностей, в прош­лом же зафиксировать один единственный вариант осуществления ре­альных событий»142. Именно такая временная асимметрия геологических событий объясняет методологические трудности, стоящие на пути ис­торического реконструирования и вызывающие резкую критику в адрес его средств и методов.

В последние десятилетия все большее распространение в науке приобретает идея, согласно которой в большие промежутки времени происходят закономерные изменения в характере физических и хими­ческих процессов. В 1937 г. П. Дирак выдвинул представление, сог­ласно которому в ходе эволюции процессов происходит изменение ве­личин "универсальных констант" при неизменности физических законов по структуре. Изменение величин «универсальных констант» свидетель­ствует об изменении самих законов природы в большие промежутки времени.

В геологии эта идея также может быть подкреплена рядом из­вестных фактов: таковы, например, уменьшения скоростей энергетиче­ских процессов в ходе эволюции земной коры, когда происходит свое образная «акселерация» процессов структурообразования; сокращение по мере приближения к современности циклов осадконакопления текто­генеза, рудообразования и т.д. Мысль об изменении, эволюции неко­торых «универсальных констант» исподволь проникает в науки. Так, современная интерпретация актуализма в геологии как раз и означа­ет переход к такому толкованию геологических законов. Вместе с тем от лайелевского понимания актуализма остается представление, о неиз­менности структуры законов, тогда как величины «универсальных кон­стант» изменяются.

Принципиальная особенность материала геологии, отличающая ее от других наук о природе и определяющая ее место в естествознании, заключается в том, что геологическими методами, особенно теми, кото­рые исследуют геологическую процессуальность, могут быть зафикси­рованы именно сдвиги динамических равновесий процессов, происходив­ших в значительные промежутки времени. Геология располагает мате­риалом, необходимым для выяснения необратимости, направленности и скорости таких изменений. В этом плане она обладает некоторыми преимуществами по сравнению с астрономией: изучая единичный планетный объект, геология располагает более раз­нообразными и богатыми сведениями о нем143.


Заключение

Чем понятие времени в геологии отличается от понятия времени в любой другой науке?

Масштабы времени, в которых протекают геологические процессы очень большие. И для того, чтобы изучать эти процессы необходимо применять принципиально иные методики исследования. Проводить геологические исследования. Экспериментальный метод, широко применяемый в других науках, из-за больших масштабов времени в которые протекают геологические процессы, практически не применим в геологии.

^ Какие существуют перспективы разрешения проблемы времени?

Перспективы могут быть связаны с:

- критическим анализом существующих концепций

- разработкой конструктивных подходов к совершенствованию процедур измерения времени

- использованием современных естественнонаучных и философских воззрений на природу временных отношений и способы их фиксации

- рациональным ограничением сферы использования в геологии временных построений.

^ Почему большое количество геологических событий не может быть правильно расположено на временной оси?

Независимо от точности измерительных процедур с течением времени происходит потеря информации. Недостижимость абсолютной точности измерений предполагает наличие на оси времени некоторой точки, за пределами которой уже принципиально нельзя получить информацию о событиях прошлого.

^ Что связывает геологические науки с гуманитарными?

Геологические на­уки, занимающиеся историей нашей планеты, все без исключения рас­сматривают изучаемые нами явления в разрезе времени. Это та их особенность, которая, связывает их с гуманитарны­ми науками.

^ Какие существуют методы исторической геологии?

Построение ретросказательных моделей, генетические рекон­струкции, актуалистический метод, аналогия.

^ Изменяются ли сами законы природы в большие промежутки времени?

Однозначного ответа на данный момент пока не существует. Однако в 1937 г. П. Дирак выдвинул представление, сог­ласно которому в ходе эволюции процессов происходит изменение ве­личин «универсальных констант» при неизменности физических законов по структуре. Конечно, такое положение имеет слишком, далеко идущие послед­ствия для всей системы науки, чтобы оно могло было быть принято без дальнейшей самой серьезной и строгой разработки. Но и отбрасывать эту альтернативу в наши дни тоже было бы опрометчиво.



lvovsko-sandomirskaya-operaciya-stranica-14.html
lvshaposhnikova-redakcionnaya-kollegiya-akademik-raen-kandidat-istoricheskih-nauk-l-v-shaposhnikova-doktor-filosofskih.html
lx-v-nauchnaya-konferenciya-studentov-i-molodih-uchenih-s-mezhdunarodnim-uchastiem-aktualnie-problemi-sovremennoj-medicini.html
lya-kuzmina-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
lyagushka-razduvshayasya-do-razmerov-bika-analiz-rinka-valyutnij-spekulyant-copyright-carihinks-2004-06.html
lyambirskij-municipalnij-rajon-prikaz-ot-23-dekabrya-2010-g-1605-oprisvoenii-kvalifikacionnih-kategorij-pedagogicheskim.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-polozhenie-boevogo-znameni-voinskoj-chasti-v-stroyu-vinos-i-otnos-ego.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mou-vojskovickaya-srednyaya-osheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-irazdelu-disciplini-sovremennie-problemi-istorii-istoriya-mirovih-civilizacij.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obedinenie-pedagogov-organizatorov-shkol-goroda-i-rajona-psihologicheskaya-sluzhba-ctr-garmoniya-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-farmakologii-dlya-specialnosti-060103-65-pediatriya-vsego-zet-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-himicheskaya-sostavlyayushaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ul-n-ostrovskogo-111-k-5-ofis-66.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-sdm-v-01-05-nelinejnie-volnovie-processi-magisterskie-programmi-510419.html
  • studies.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-3-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-filippov-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-izderzhek-proizvodstva-i-obrasheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/redaktor-p-suvorova-bredemajer-k-b87-chernaya-ritorika-vlast-i-magiya-slova-karsten-bredemajer-per-s-nem-2-e-izd-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-s-05-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slushaniya-po-proektu-federalnogo-zakona-o-policii-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-serginskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-strukturnogo-podrazdeleniya-detskij-sad-stranica-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/ochishenie-razgovor-deda-s-vnukami-sobranie-privetstvie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agressiya-v-doshkolnom-vozraste-chast-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-srednej-dlitelnosti-lecheniya-bolnih-s-boleznyami-serdechno-sosudistoj-sistemi-za-pyat-let.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html
  • crib.bystrickaya.ru/ishodnie-dannie-dlya-rascheta-tempov-rosta-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozniknovenie-zhizni-na-zemle.html
  • klass.bystrickaya.ru/agentstvo-respubliki-komi-po-upravleniyu-imushestvom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-organizaciya-i-finansirovanie-investicij-dlya-slushatelej-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-fakulteta.html
  • student.bystrickaya.ru/117-obmen-informaciej-opasnie-pesticidi-i-spmrhv-posobie-dlya-npo-osnova-dlya-dejstvij-po-zashite-zdorovya-cheloveka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-russkogo-yazika-samostoyatelnaya-rabota.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-111-tehnologiya-izgotovleniya-mebelnih-shitov-i-zagotovok-kleenih-iz-massivnoj-drevesini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-04-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-vtoromu-inostrannomu-yaziku-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-1-obshij-otdel-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-neobichnaya-konfiguraciya-pvk-pri-kotoroj-dostigaetsya-minimum-summarnoj-entalpii-vsej-idealnoj-zhidkosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-praktike-praktika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kudrin-socialnie-obyazatelstva-byudzheta-budut-vipolneni-dazhe-pri-cenah-na-neft-40-50-za-barrel.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-tehnicheskih-i-programmnih-sredstv-bibliotek-uchastnikov-proekta-kspbm-1-j-i-2-j-ocheredej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tridcat-chetvertaya-kniga-mirdada.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-nahodyashayasya-v-vashih-rukah-soderzhit-mnozhestvo-stranica-98.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.