.RU

Лицензирование субъектов предпринимательства 2

Административная ответственность в сфере лицензирования является наиболее часто применяемым видом ответственности.

Из анализа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) видно, что к нарушителям лицензионных норм применяются лишь два вида административных наказаний – административный штраф и конфискация орудий или предметов административных правонарушений.

Административный штраф применительно к лицензионным правонарушениям в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ является денежным взысканием, выражающимся либо в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом к моменту окончания или пресечения административного правонарушения, либо в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения к моменту его окончания или пресечения. Размер административного штрафа устанавливается, как правило, отдельно для граждан, должностных и юридических лиц. При этом максимальная величина суммы штрафа для граждан не может быть более 25, для должностных лиц – более 50, а для юридических лиц – более 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Нужно сказать, что максимальные величины административных штрафов за лицензионные правонарушения, допущенные юридическими лицами, предусмотрены для состава правонарушения, сформулированного в ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ: промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Штраф, размер которого установлен в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, можно проиллюстрировать на примере ст. 14.20 ч. 1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения, с конфискацией или без таковой.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация может быть назначена исключительно судьей. Конфискация орудий и (или) предметов правонарушения предусмотрена в достаточно большом количестве составов. Так, ч. 1 ст. 13.13 КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде штрафа с конфискацией средств защиты информации и без таковой за занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна).

Нормы КоАП РФ, содержащие признаки составов лицензионных правонарушений, не сгруппированы в отдельном разделе, а «разбросаны» по тексту Кодекса в зависимости от отраслевой специфики лицензионного правонарушения. Нормы об административной ответственности в сфере лицензирования можно найти в разделе, посвященном административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность, административным правонарушениям в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике, на транспорте, в области связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и других. Всего в новом КоАП РФ содержится около 26 норм об ответственности за лицензионные правонарушения. Кроме того, не следует забывать, что многие составы в КоАП РФ сформулированы в общем виде (например, «незаконное приобретение либо хранение наркотических средств…»), что не исключает возможности привлечения к административной ответственность по такой норме за осуществление действий без надлежащей лицензии.

При этом новый Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, предусмотрел два вида составов административных правонарушений общего содержания, которые определяют ответственность за безлицензионную деятельность, за деятельность с нарушением условий лицензии безотносительно к конкретному виду деятельности, осуществляемому с подобными нарушениями. Это нормы статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Статья 14.1 содержит меры воздействия за два состава лицензионных правонарушений.

Ч. 2 данной статьи предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой: на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ч. 3 ст. 14.1 определяет, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда: на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, указанная статья признает административным правонарушением осуществление деятельности без лицензии, если она обязательна, либо с нарушением лицензионных требований и условий любого лицензируемого вида деятельности, связанного с извлечением прибыли на систематической основе.

Статья 19.20 предусматривает ответственность за осуществление безлицензионной деятельности или с нарушениями условий лицензии всех прочих видов деятельности.

Так, ч. 1 ст. 19.20 предусматривает, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Ч. 2 указанной статьи гласит, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Введение в состав Кодекса об административных правонарушениях указанных статей сделало невозможным безнаказанное осуществление видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено российским законодательством, без лицензий или с нарушением лицензионных требований и условий.

Статья 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела о восьми из двадцати шести лицензионных правонарушений подведомственны судьям. Среди них все четыре состава, сформулированные в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ, а также ряд составов, связанных с осуществлением без лицензии или с нарушением ее условий таких видов деятельности, как трудоустройство граждан Российской Федерации за границей, медицина и фармацевтика, промышленное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, использование результатов интеллектуальной деятельности и других. Некоторые дела о лицензионных правонарушениях могут быть рассмотрены судьей по инициативе должностного лица, уполномоченного рассматривать такие дела (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, нарушение законодательства об экспортном контроле). Дела об остальных лицензионных правонарушениях рассматривают должностные лица специализированных контрольных органов. Например, органы, осуществляющие государственный геологический контроль, в соответствии со ст. 23.33 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ: пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Наличие четырех составов, формулирующих в общем виде признаки любого из возможных лицензионных правонарушений, должно было бы исключить необходимость введения в КоАП РФ дополнительных, квалифицированных составов. Однако законодатель счел необходимым подойти дифференцированно к назначению административных наказаний за совершение лицензионных проступков в различных областях функционирования лицензионного механизма, в связи с чем в Кодексе появились несколько отдельных норм, предусматривающих ответственность за отдельные лицензионные правонарушения. Кроме того, специализация составов лицензионных правонарушений связана с учетом повторного совершения однородного административного правонарушения при назначении наказания.

В главе КоАП РФ, посвященной правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, содержится ст. 6.2, ч. 1 которой предусматривает ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности.


logovo-akuli-8-vsyo-otoshlo-na-zadnij-plan-i-marafon-i-abhaziya-i-prekrasnij-otdih-v-techenie-dvuh-dnej-v.html
logvinenko-informaciya-k-razmishleniyu-novosibirsk-1991-g-stranica-4.html
loief-ru-kafedra-nacionalnoj-ekonomiki-i-organizacii-proizvodstva.html
lokalizaciya-zadachi-sposobi-hraneniya-konfidencialnoj-informacii.html
lokalnaya-adresaciya-ponyatie-porta-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
lokalnaya-set-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-dlya-vseh-specialnostej.html
  • shkola.bystrickaya.ru/s-avtobusa-pereseli-na-motocikl-olga-malish-moskovskie-novosti-moskva-27-15-02-2012-c-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ufologiya-i-psihiatriya-doklad-nlo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tel714-66-27-telfaks-550-02-11-sekciya-intensivnih-metodov-obucheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-disciplinetehnologiya-konstrukcionnih-materialov-tema-kristallicheskoe-stroenie-metalla.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-kategorii-materiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-vvedenie-v-yazikoznanie.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-vtoraya-niche-prostranstvo-sergej-lukyanenko.html
  • bystrickaya.ru/velikie-italyanskie-hudozhniki-epohi-vozrozhdeniya-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-referatu-l-s-bayandin-rabochaya-programma-podgotovki-rukovoditelej-rabotnikov-strukturnih-podrazdelenij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tzhribelk-sabatara-arnalan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-nauchno-issledovatelskogo-seminara-po-napravleniyu-030900-68-yurisprudenciya-konstitucionno-pravovoe-obespechenie-gosudarstvennoj-sluzhbi-i-socialnih-funkcij-gosudarstva.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-i-svojstva-bumagi-analiticheskie-materiali-poligrafiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/geneticheski-modificirovannie-produkti.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-22-marta-2011.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-gestalt-therapy.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-23tot-krizhovnik-artur-maksvell-vechernie-rasskazi-dlya-detej-tom-1.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vramkah-konferencii-budut-rassmotreni-sleduyushie-voprosi-sostoyanie-i-osnovnie-napravleniya-razvitiya-medicinskoj-robototehniki.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-iskusstvenoj-vodnoj-sistemi-dlinoj-testi-po-grammatike-russkogo-yazika-kontrolnie-raboti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predsedatel-professor-kafedri-kompyuternih-tehnologij-obshaya-programma-xvi-respublikanskogo-konkursa-issledovatelskih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-organam-mestnogo-samoupravleniya-polozhenie-ob-organizacii-bibliotechnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-7-surgutskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/moral-pomoshi-i-vzaimopomoshi-v-dohristianskij-period-rusi-chast-9.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-lichnost-i-aromat-vzaimnoe-konstruirovanie-svetlana-mirgorodskaya-aromalogiya-quantum-satis.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-i-normi-ogranichivayushie-povedenie-svidetelej-iegovi-5-otnoshenie-svidetelej-iegovi-k-biblii-5-ozaprete-na-perelivanie-krovi-stranica-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-prinyatiya-resheniya-kreditoram-mozhet-potrebovatsya-sleduyushaya-informaciya-o-zaemshike.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19-regulyatori-moshnosti-rele-i-kontaktori-preobrazovateli-davleniya-naporomeri.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zapusk-ochistitelnogo-mehanizma-vstuplenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9384-vakcini-i-anatoksini-primenyaemie-v-veterinarii-0251-nefteprodukti-svetlie-alternativnie-vidi-topliva.html
  • report.bystrickaya.ru/h-k-andersen-snezhnaya-koroleva.html
  • school.bystrickaya.ru/drugoe-tv-mayak-novosti-22-11-2005-bejlin-boris-21-00-12.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodologicheskie-i-teoreticheskie-problemi-psihologii-stranica-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/cel-programmi-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-1-klass-fgos.html
  • studies.bystrickaya.ru/11-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-129110-rossiya-g-moskva-gilyarovskogo-47-str-5-informaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/250000-nauki-o-zemle-geografiya-xii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-nauchnogo-tvorchestva-uchashejsya-molodezhi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-analiticheskih-resursov-po-reforme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rf-stranica-28.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.