.RU

Лицензирование субъектов предпринимательства 2

Административная ответственность в сфере лицензирования является наиболее часто применяемым видом ответственности.

Из анализа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) видно, что к нарушителям лицензионных норм применяются лишь два вида административных наказаний – административный штраф и конфискация орудий или предметов административных правонарушений.

Административный штраф применительно к лицензионным правонарушениям в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ является денежным взысканием, выражающимся либо в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом к моменту окончания или пресечения административного правонарушения, либо в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения к моменту его окончания или пресечения. Размер административного штрафа устанавливается, как правило, отдельно для граждан, должностных и юридических лиц. При этом максимальная величина суммы штрафа для граждан не может быть более 25, для должностных лиц – более 50, а для юридических лиц – более 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Нужно сказать, что максимальные величины административных штрафов за лицензионные правонарушения, допущенные юридическими лицами, предусмотрены для состава правонарушения, сформулированного в ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ: промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Штраф, размер которого установлен в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, можно проиллюстрировать на примере ст. 14.20 ч. 1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения, с конфискацией или без таковой.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация может быть назначена исключительно судьей. Конфискация орудий и (или) предметов правонарушения предусмотрена в достаточно большом количестве составов. Так, ч. 1 ст. 13.13 КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде штрафа с конфискацией средств защиты информации и без таковой за занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна).

Нормы КоАП РФ, содержащие признаки составов лицензионных правонарушений, не сгруппированы в отдельном разделе, а «разбросаны» по тексту Кодекса в зависимости от отраслевой специфики лицензионного правонарушения. Нормы об административной ответственности в сфере лицензирования можно найти в разделе, посвященном административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность, административным правонарушениям в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике, на транспорте, в области связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и других. Всего в новом КоАП РФ содержится около 26 норм об ответственности за лицензионные правонарушения. Кроме того, не следует забывать, что многие составы в КоАП РФ сформулированы в общем виде (например, «незаконное приобретение либо хранение наркотических средств…»), что не исключает возможности привлечения к административной ответственность по такой норме за осуществление действий без надлежащей лицензии.

При этом новый Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, предусмотрел два вида составов административных правонарушений общего содержания, которые определяют ответственность за безлицензионную деятельность, за деятельность с нарушением условий лицензии безотносительно к конкретному виду деятельности, осуществляемому с подобными нарушениями. Это нормы статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Статья 14.1 содержит меры воздействия за два состава лицензионных правонарушений.

Ч. 2 данной статьи предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой: на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ч. 3 ст. 14.1 определяет, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда: на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, указанная статья признает административным правонарушением осуществление деятельности без лицензии, если она обязательна, либо с нарушением лицензионных требований и условий любого лицензируемого вида деятельности, связанного с извлечением прибыли на систематической основе.

Статья 19.20 предусматривает ответственность за осуществление безлицензионной деятельности или с нарушениями условий лицензии всех прочих видов деятельности.

Так, ч. 1 ст. 19.20 предусматривает, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Ч. 2 указанной статьи гласит, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Введение в состав Кодекса об административных правонарушениях указанных статей сделало невозможным безнаказанное осуществление видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено российским законодательством, без лицензий или с нарушением лицензионных требований и условий.

Статья 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела о восьми из двадцати шести лицензионных правонарушений подведомственны судьям. Среди них все четыре состава, сформулированные в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ, а также ряд составов, связанных с осуществлением без лицензии или с нарушением ее условий таких видов деятельности, как трудоустройство граждан Российской Федерации за границей, медицина и фармацевтика, промышленное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, использование результатов интеллектуальной деятельности и других. Некоторые дела о лицензионных правонарушениях могут быть рассмотрены судьей по инициативе должностного лица, уполномоченного рассматривать такие дела (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, нарушение законодательства об экспортном контроле). Дела об остальных лицензионных правонарушениях рассматривают должностные лица специализированных контрольных органов. Например, органы, осуществляющие государственный геологический контроль, в соответствии со ст. 23.33 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ: пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Наличие четырех составов, формулирующих в общем виде признаки любого из возможных лицензионных правонарушений, должно было бы исключить необходимость введения в КоАП РФ дополнительных, квалифицированных составов. Однако законодатель счел необходимым подойти дифференцированно к назначению административных наказаний за совершение лицензионных проступков в различных областях функционирования лицензионного механизма, в связи с чем в Кодексе появились несколько отдельных норм, предусматривающих ответственность за отдельные лицензионные правонарушения. Кроме того, специализация составов лицензионных правонарушений связана с учетом повторного совершения однородного административного правонарушения при назначении наказания.

В главе КоАП РФ, посвященной правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, содержится ст. 6.2, ч. 1 которой предусматривает ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности.


logovo-akuli-8-vsyo-otoshlo-na-zadnij-plan-i-marafon-i-abhaziya-i-prekrasnij-otdih-v-techenie-dvuh-dnej-v.html
logvinenko-informaciya-k-razmishleniyu-novosibirsk-1991-g-stranica-4.html
loief-ru-kafedra-nacionalnoj-ekonomiki-i-organizacii-proizvodstva.html
lokalizaciya-zadachi-sposobi-hraneniya-konfidencialnoj-informacii.html
lokalnaya-adresaciya-ponyatie-porta-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
lokalnaya-set-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-dlya-vseh-specialnostej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkie-politiki-estonii-nadeemsya-na-sblizhenie-nashih-stran-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-dekabrya-2007-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-literaturnoe-kraevedenie-zemlya-a-s-pushkina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagolovok-algoritmizaciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vosemnadcat-lekcij-prochitannih-dlya-svyashennikov-v-dornahe-s-5-po-22-sentyabrya-1924-goda-i-vosproizvedennih-po-zapisyam-uchastnikov-rudolf-shtajner.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pishevaya-promishlennost-sahalinskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-prichini-ostrih-nesterpimih-bolej-v-grudi-s-m-tkach-klinicheskie-lekcii-po-vnutrennim.html
  • college.bystrickaya.ru/1organizacionnie-strukturi-upravleniya-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-biologiya-otveti-na-bileti-bilet-1-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-specialnost.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-istorii-literaturovedeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4sostavlenie-byudzhetnih-tablic-proekta-patentnaya-programma-10-15-kontakti-10-prilozhenie-obrazec-spravochnika-kodov.html
  • studies.bystrickaya.ru/astronomiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-scenah-andre-morua-pisma-neznakomke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitori-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-reestr-pravovih-aktov-respubliki-belarus-2003-2-88881.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-efros-repeticiya-lyubov-moya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/transformaciya-filosofii.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-521101-istoriya-metodologiya-i-teoriya-socialnoj-raboti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-dvorec-hudozhestvennoj-gimnastiki-nachnut-stroit-letom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
  • student.bystrickaya.ru/-chast-vtoraya-nachalo-ohoti-ernest-heminguej-zelenie-holmi-afriki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-uchebniku-upstream-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/bogu-seriya-guru-kripa-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-chempionate-rossii-opredelilas-trojka-prizerov-itogi-kruglogo-stola-sovremennie-sportivnie-sooruzheniya-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-g-verhnyaya-pishma-ivanova-albina-grigorevna-master-proizvodstvennogo-obucheniya-vkk-gou-npo-so-pu-yunost.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovi-sovremennoj-pravovoj-sistemi-organov-gosudarstvennoj-bezopa.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-raboti-prepodavatelej-kafedri-gazohimii.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovanie-i-analiz-chislennosti-rabotnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukraine.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakih-razmerov-vselennaya-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-promezhutochnoj-attestacii-za-poslednie-3-goda-uvazhaemie-uchashiesya-pedagogi-i-roditeli-shkoli-administraciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-persej-ili-vojna-kniga-vtoraya-aforizmov-ob-istolkovanii-prirodi-ili-ocarstve-cheloveka-.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskuyu-razrabotku-sostavil-kmn-docent-kostornaya-iv-metodicheskaya-razrabotka-dlya-studentov-po-provedeniyu.html
  • college.bystrickaya.ru/12-tematika-i-poetika-rannej-grecheskoj-meliki-tvorchestvo-sapfo-alkeya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-ryazan-2005-udk-330-101-540-ekonomicheskaya-teoriya-metodicheskie-ukazaniya-ryazan-gos-radiotehn-akad-sost-t-m-gluhenko-ryazan-2005-24-s.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.