.RU

Лекция для родителей «Компьютер: за и против»


МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» с. Киевка


Лекция для родителей


«Компьютер: за и против»


Подготовила

методист

МОУ СОШ №4 с. Киевка

С.Г. Сурнева


2009 г.

Мы, родители, должны принять тот факт, что компьютер – это неотъемлемая часть жизни наших детей, что его наличие улучшает качество их жизни и облегчает познание мира. Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому жить в 21 веке, очевидна. Работа на компьютере обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации.

^ Компьютерные игры составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не конкретную ситуацию, а получил обобщённое представление обо всех похожих ситуациях. Таким образом, у детей, в т.ч. и у дошкольников развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и систематизация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Всем известно, что дети младшего школьного возраста в период обучения счёту перебирают собственные пальцы при счёте, а в период обучения чтению «про себя» продолжают про себя произносить прочитанный текст. Это происходит потому, что они не умеют мыслить без опоры на внешние предметы, т.е. у них не развита «знаковая функция сознания». В компьютерных играх ребёнок 4-5 лет начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только их знаки, т. е. он учится мыслить без опоры на внешние предметы.

^ Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются их память и внимание. И это вполне объяснимо. Ведь у маленьких детей нет так называемого произвольного запоминания, т.е. запоминания с поставленной целью. Они запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником может оказаться компьютер. Весь материал здесь значимый и яркий, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры развивают не только интеллект детей, но и их моторику. Многие родители не только дошкольников, но и младших школьников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют физкультурные упражнения. Даже дети постарше плохо воспринимают понятия право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и сами собой они не проходят. Даже опытным психологам на это нужно несколько месяцев. Компьютер же помогает преодолевать такой дефект гораздо быстрее. Ведь в любых играх детям нужно учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику. Действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Общение ребёнка с компьютером весьма привлекательно. Тяга к этой «умной игрушке» даже стала темой для анекдотов. На вопрос судьи во время бракоразводного процесса «С кем бы ты хотел остаться жить – с мамой или папой?» ребёнок отвечает: «Это зависит от того, у кого останется компьютер!» На компьютере дети занимаются с удовольствием. А этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания. А развитие этих навыков у дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе.

^ Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если его принимать в неразумных дозах. Нужно понимать, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют разумного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определённые ограничения во времени.

Специальными исследованиями установлено, что оптимальная продолжительность занятий на компьютере для детей 3-6 лет – 10-20 минут, для детей в возрасте 7-12 лет – до 30 минут, а для детей постарше не более 45 минут. Занятия должны проходить не в тёмной комнате, а в хорошо освещённой. Естественный свет должен падать сбоку, преимущественно слева. Расстояние от глаз до экрана не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Линия взора должна приходиться на центр экрана или выше на 15-20 см. При этом возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Увлеченность, положительный настрой активизируют работоспособность, отодвигают утомление.

Длительное заворожённое сидение за компьютером может привести к перенаряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Я уже не говорю о том, что регулярное превышение нормы пребывания у монитора грозит и другими заболеваниями. Поэтому не следует, во-первых, ставить компьютер в комнате ребёнка.

А когда ребёнок начинает осваивать компьютер, родители должны стать его заинтересованными партнёрами, тогда можно будет контролировать сына или дочь и даже найти с ним общие интересы. Существуют даже специальные программы контроля, одна из них называется «КиберМама», с помощью которых можно задавать режим и содержание работы ребёнка за компьютером.

Как это не покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, военизированные остросюжетные игр, так называемые «стрелялки», «догонялки», «убивалки».

В Японии и Англии у некоторых детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми такого характера, был выявлен новый вид заболевания – видеоигровая эпилепсия. Это состояние проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Заболевание, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребёнка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. По словам врачей, чаще всего во власти игр оказываются дети, которым не хватает внимания и контроля со стороны родителей. При чём даже это происходит и в на первый взгляд в благополучных, полных семьях. Психологи называют это очень распространённое в последние годы явление «синдромом безродности».

Таким образом, при всём преимуществе компьютерных игр они всего лишь создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, а компьютер переносит в другой мир, где ему не грозят негативные оценки, где нет необходимости что-то менять в себе. Вот это отторжение реального мира и уход в искусственную реальность, может сформировать у детей некую психологическую зависимость от компьютера. А чтобы этого не произошло, родителям необходимо уделять ребёнку внимание, несмотря на занятость, строить свою жизнь так, чтобы оставалось время на ежедневное общение с ребёнком.

Ребёнок должен сначала познакомиться с компьютером как с рабочим инструментом, а уже потом сидеть за компьютерными играми. Количество школьников, которые усаживаются за компьютер ради игр, от 7-го к 11-му классу снижается почти в 2 раза. Кстати, сама по себе игра (в том числе компьютерная) для детей любого возраста прекрасна. Это способ самоутверждения, становления личности ребёнка. И то, что она занимает такое важное место в жизни наших детей, нормально.

^ Но беда в том, что многие «заигрываются», не умея отстраниться от игры. Опаснее всего игра для тех подростков, у которых в жизни нет других интересов. К компьютеру детей привязывает скука! Поэтому ребёнок должен быть вовлечён в домашнюю жизнь. У него должны быть какие-то обязанности: сходить за хлебом, помыть посуду и т.д. Желательно иметь какие-то увлечения: спортивная секция, кружок. Для длительного сидения за компьютером должно физически не хватать времени. В 12-13 лет подростку лучше иметь расписание: когда игра, когда секция, когда уроки, телевизор…

Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Огромное количество фирм борются между собой за первенство на рынке, создавая красивые и увлекательные, хитрые и замысловатые, агрессивные и кровожадные сюжеты для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием отдают им своё время. Но психика их очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжёлых последствий – развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребёнок становится капризным, перестаёт интересоваться чем-либо кроме компьютера. Влияние подобных игр может быть «наркотизирующим», затягивающим, под их воздействием может возникнуть агрессивное и безжалостное поведение ребёнка.

Поэтому, следует помнить, что в развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.


Вообще, сейчас много пишут о том, что современные технологии могут превратиться в наших злейших врагов.

Телевизор, телефон и компьютер даже называют трёхголовым монстром ТЕ-ТЕ-КО.

И если компьютер и телефон пока есть не у всех, то телевизор поселился в каждом доме давно и для большинства из нас стал основным развлечением. Вместо занятий спортом, общения, мы лежим на диване и щёлкаем пультом, стараясь пропустить рекламу.

А вот ребёнок, если он один на один с телевизором, этого никогда не делает.

Дети – аудитория благодарная и именно они часто попадают под воздействие рекламы. Реклама направлена, как известно, на то, чтобы заставить человека, если он не пользуется рекламируемым, чувствовать себя неудачником. Производители снабжают рекламу своих товаров обещаниями популярности и успеха – абсолютно лживыми. Убедить взрослых купить что-либо – задача не из лёгких: нас сдерживает жизненный опыт и привычки. Но детям это нелегко понять. Они незамысловатый сюжет рекламного ролика готовы смотреть много раз. Ведь яркая картинка, запоминающиеся слова, простой сюжет воздействует не только на зрение, но и на слух и на другие чувства и заставляет ребёнка верить в это. Ни одно стихотворение, выученное в школе, та крепко не врезается в память, как реклама.

В итоге дети, увидев любимый персонаж на тетради, резинке, пенале, портфеле, просят нас купить, скажем так, не товар, а упаковку. А мы, поддавшись на «выпрашивания», покупаем, что и требуется производителям рекламы. Не задумываясь, что та же газировка и чипсы могут привести к нарушению обмена веществ, к ожирению и психической зависимости от них.

Поэтому нам, родителям, самим нужно критически относиться к информации, заложенной в рекламе и учить этому детей. Учить не соглашаться со всем, что говорят с экранов телевизоров, и задаваться примерно такими вопросами: а может ли дорогой мяч сделать из меня профессионального футболиста, как об этом вещает реклама? Т.е. связывать рекламную информацию с жизненным опытом ребёнка. Хотя это и трудно. Когда детям по телевизору показывают, как за 4 недели рождаются новые поп-звёзды эстрады, а пища вообще готовится моментально.

Ещё рекомендуется жёстко ограничивать время пребывания ребёнка у телевизора. Не секрет, что родителям иногда это и выгодно: ребёнок сидит и не мешает заниматься делами. Но все же нужно помнить о нагрузке на глаза, о психическом напряжении от смены ярких картинок и от физической усталости от неподвижной позы.

И, конечно, переключать канал, когда там начинается реклама.

Чтобы не пожинать её плоды. Уже подсчитано, что среднестатистический ребёнок еженедельно требует у родителей одну новую игрушку, а каждые три недели – два новых вида еды. Мы, учителя, на каждом шагу сталкиваемся с такими фактами: ученик учится из рук вон плохо - неохота. А заполнить тетрадку в 12 листов вырезками из рекламных буклетов не ленится.

И «мобильник»из средства связи превращается в «игрушку», убивающую время и мозги. Постоянная реклама SMS- развлечений, предлагающая набрать короткий коммерческий номер, действует на ребенка гипнотически, заставляя нажимать кнопки телефона и не осознавать последствий.

Страдает не только кошелёк родителей, но и психика ребёнка. После нескольких таких сеансов игры в рулетку формируется игровая зависимость, а скачивание сначала вроде бы безобидных картинок может обернуться порнорекламой, превращающей детей в пациентов психотерапевта.

Ведь мама с папой покупают своему сыну телефон не для развлечения, а для того, чтобы он был с ними на связи. Говорят, что есть такая услуга у некоторых сотовых операторов:

« отключение звонков на короткие SMS- номера» для родителей, дети которых вынуждены оплачивать не только телефонные разговоры детей, но и развлечения сомнительного характера.

У каждого родителя есть шанс защитить его от влияния рекламы и любой другой вредной информации. И это надо делать. Рекламный бизнес – это большая игра. И как в любой игре, в ней , кроме победителей, есть и проигравшие. Пока в проигравших находится семья: родители и ребёнок. Поэтому, уважаемые родители, давайте не будем отстраняться от детских проблем, И у нас всё получится, если мы соединим любовь к детям со своими опытом и знаниями и будем не потакать детям в их капризах, а нести за них ответственность в полной мере.


Современное образование невозможно представить без использования компьютеров.

И мы, родители, должны принять тот факт, что компьютер – это неотъемлемая часть жизни наших детей, что его наличие улучшает качество их жизни и облегчает познание мира. Работа на компьютере обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации.

При этом ребёнок должен сначала познакомиться с компьютером как с рабочим инструментом, а уже потом сидеть за компьютерными играми. Неслучайно уроки информатики сейчас вводятся, начиная со 2 класса. Хотя количество школьников, которые усаживаются за компьютер ради игр, от

7-го к 11-му классу снижается почти в 2 раза. Кстати, сама по себе игра (в том числе компьютерная) для детей любого возраста прекрасна. Это способ самоутверждения, становления личности ребёнка. И то, что она занимает такое важное место в жизни наших детей, нормально.

А одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Всем известно, что дети младшего школьного возраста в период обучения счёту перебирают собственные пальцы при счёте, а в период обучения чтению «про себя» продолжают про себя произносить прочитанный текст. Это происходит потому, что они не умеют мыслить без опоры на внешние предметы, т.е. у них не развита «знаковая функция сознания». В компьютерных играх ребёнок 4-5 лет начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только их знаки, т. е. он учится мыслить без опоры на внешние предметы.

^ Компьютерные игры составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не конкретную ситуацию, а получил обобщённое представление обо всех похожих ситуациях. Таким образом, у детей, в т.ч. и у дошкольников развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и систематизация.

Психологи, родители и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Ведь у маленьких детей нет так называемого произвольного запоминания, т.е. запоминания с поставленной целью. Они запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником может оказаться компьютер. Весь материал здесь значимый и яркий, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Тяга к этой «умной игрушке» даже стала темой для анекдотов. На вопрос судьи во время бракоразводного процесса «С кем бы ты хотел остаться жить – с мамой или папой?» ребёнок отвечает: «Это зависит от того, у кого останется компьютер!». Увлеченность, положительный настрой активизируют работоспособность, отодвигают утомление.

На компьютере дети занимаются с удовольствием. А этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, т.е. обеспечивается психологическую готовность детей к школе.

Компьютерные игры развивают не только интеллект детей, но и их моторику. Многие родители не только дошкольников, но и младших школьников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют физкультурные упражнения. Даже дети постарше плохо воспринимают понятия право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и сами собой они не проходят. Даже опытным психологам на это нужно несколько месяцев. Компьютер же помогает преодолевать такой дефект гораздо быстрее. Ведь в любых играх детям нужно учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику. Действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация.

^ Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если его принимать в неразумных дозах. Нужно понимать, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют разумного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Специальными исследованиями установлено, что оптимальная продолжительность занятий на компьютере для детей 3-6 лет – 10-20 минут, для детей в возрасте 7-12 лет – до 30 минут, а для детей постарше не более 45 минут. Занятия должны проходить не в тёмной комнате, а в хорошо освещённой. Естественный свет должен падать сбоку, преимущественно слева. Расстояние от глаз до экрана не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Линия взора должна приходиться на центр экрана или выше на 15-20 см.

^ Беда ещё и в том, что многие «заигрываются», не умея отстраниться от игры. Опаснее всего игра для тех подростков, у которых в жизни нет других интересов. К компьютеру детей привязывает скука! Поэтому ребёнок должен быть вовлечён в домашнюю жизнь. У него должны быть какие-то обязанности: сходить за хлебом, помыть посуду и т.д. Желательно иметь какие-то увлечения: спортивная секция, кружок. Для длительного сидения за компьютером должно физически не хватать времени. В 12-13 лет подростку лучше иметь расписание: когда игра, когда секция, когда уроки, телевизор.

^ Длительное заворожённое сидение за компьютером может привести к перенаряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Я уже не говорю о том, что регулярное превышение нормы пребывания у монитора грозит и другими заболеваниями. Поэтому не следует, во-первых, ставить компьютер в комнате ребёнка.

^ Когда ребёнок начинает осваивать компьютер, родители должны стать его заинтересованными партнёрами, тогда можно будет контролировать сына или дочь и даже найти с ним общие интересы. Существуют даже специальные программы контроля, одна из них называется «КиберМама», с помощью которых можно задавать режим и содержание работы ребёнка за компьютером. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, военизированные остросюжетные игры, так называемые «стрелялки», «догонялки», «убивалки». Дети с удовольствием отдают им своё время. Но психика их очень неустойчива. Влияние подобных игр может быть «наркотизирующим», затягивающим.

В Японии и Англии у некоторых детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми такого характера, был выявлен новый вид заболевания – видеоигровая эпилепсия. Это состояние проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Заболевание способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, агрессивное и безжалостное поведение ребёнка. Компьютерные игры всего лишь создают иллюзию общения, не приводят к формированию навыков настоящего общения, а играют в этом смысле лишь вспомогательную роль.

Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, а компьютер переносит в другой мир, где ему не грозят негативные оценки, где нет необходимости что-то менять в себе. Вот это отторжение реального мира и уход в искусственную реальность, может сформировать у детей некую психологическую зависимость от компьютера. А чтобы этого не произошло, родителям необходимо уделять ребёнку внимание, несмотря на занятость, строить свою жизнь так, чтобы оставалось время на ежедневное общение с ребёнком.

По словам врачей, чаще всего во власти игр оказываются дети, которым не хватает внимания и контроля со стороны родителей. При чём даже это происходит и в, на первый взгляд, благополучных, полных семьях. Психологи называют это очень распространённое в последние годы явление «синдромом безродности».


^ Каждый родитель должен себе задать вопрос: всё ли я делаю для того, чтобы ребёнок поверил мне, был бы со мною откровенен? Если долго у отца с сыном не было мужского разговора, а с дочерью - доверительного, - это должно тревожить: значит в жизни детей отца « становится всё меньше».

В сфере внимания родителей постоянно должны быть друзья вашего ребёнка. Ведь не взрослые принуждают наших детей курить, пить, употреблять наркотические вещества, а их же сверстники или подростки постарше. И делается это вне школы, где угодно: на дискотеках, в парках, на стадионах, улицах, т.е. в тех местах, где располагаются дети, в промежутках между школой и домом. И ведут себя наши дети в этих местах не так, как нам хотелось бы. И не секрет, что порой даже ребята, отличающиеся в школе достойным поведением, попав в места, где нет контроля родителей и школы, начинают вести себя скверно - курить, задевать прохожих, одним словом нарушать нормы порядочного поведения. Первый раз это делается несмело, а дальше смелее, вульгарнее, и это просто опасно, прежде всего, для самого начинающего нарушителя, для его будущего. И вовремя остановить, принять в таком случае конкретные меры – значит подать руку утопающему. Кто это должен делать?

На самом деле, мы – огромная армия родителей, на глазах которых и совершаются недопустимые, уродливые действия ребят, а мы, видя это, отворачиваемся, пассивно крутим головой и утешаемся тем, что это не мой ребёнок. А может быть, как раз в это время на другом квадратном метре земли, мой сын творит ещё худшее, и это наблюдает наш коллега-родитель и поступает точно также, также преступно. А потом мы удивляемся, откуда берутся молодые люди, которые сидят на скамье подсудимых? Это всё наши дети. А много ли родителей, которые в такие моменты посыпания головы пеплом, не проклинают школу, учителей, а испытывают угрызения совести и задают себе вопрос: «Что я сделал для того, чтобы не допустить падения моего сына, кого из его сверстников я остановил, предупредил, довёл в школу или отвёл домой? Никого». А уже на этом этапе, когда поступки-преступления свершаются, наши родительские усилия бесполезны, здесь нас заменит милиция и суд. Наши же меры чисто родительского, педагогического плана могут быть действенны в самом начале этих дурных проявлений, т.е. профилактически. Нам надо понимать, что вмешательство в поведение любого ребёнка на улице – это наш долг, и родительский, и гражданский. А всякое дурное поведение подростка – это не его личное дело (дескать, как хочу, так и веду себя, и вы мне не указ) нет, это, прежде всего, покушение на благополучие и покой коллектива – школы, семьи, улицы, села, наконец. И своему ребёнку, каждый родитель должен это регулярно втолковывать. (Т.П. по капле, по капле и эффект будет). И может тогда наши дети станут более защищены и от моральных травм, которые они, как правило, и получают в своей подростковой среде, когда психика особенно ранима, что, безусловно, может явиться и причиной суицида. И уж, конечно, обвинять в этом учителей, по меньшей мере, странно.

Ведь «мобильник» мама с папой покупают своему сыну не для развлечения, а для того, чтобы он был с ними на связи. А он из средства связи превращается в «игрушку», убивающую время и мозги. Страдает не только кошелёк родителей, но и психика ребёнка. Скачивание сначала вроде бы безобидных картинок может обернуться порнорекламой, превращающей детей в пациентов психотерапевта.

Поэтому, уважаемые родители, давайте не будем отстраняться от детских проблем. А любовь к детям нужно соединить со своими опытом и знаниями и не потакать детям в их капризах, а нести за них ответственность в полной мере.


Динамика роста числа детей,

имеющих персональный компьютер


52

102

105

kukushkin-yaroslav-vasilevich.html
kukushkina-vasiliya-ivanovicha-kniga-po-suti-dela-napisana-sudbami-lyudej-i-etim-interesna-zhiteli-dubni-sredi-millionov.html
kulagina-iyu-kolyuckij-vn-uchebnoe-posobie-irkutsk-2006-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-gou-vpo-igpu.html
kulagina-natalya-ogo-indigo-stranica-6.html
kulakova-olga-gennadievna.html
kulbaeva-bahitzhamal-zhundibajizi-drster-zhne-tzhribelk-sabatar-abildau-uaiti-a1-201-aud-saba.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/popova-olga-vasilevna.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-ekologicheskoj-akcii-dni-amura-na-2010-god-fgu-zapovednik-bastak-ogbu-direkiya-po-osobo-ohranyaemim-prirodnim-territoriyam-eao.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-i-sturman-nekotorie-osobennosti-vipolneniya-i-rezultati-inzhenerno-ekologicheskih-iziskanij-po-neftepromislovim-obektam-udmurtii.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovie-aspekti-proceduri-bankrotstva-v-ooo-tomvest-st.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-konkurentnosposobnosti-i-rasshirenie-assortimenta-produkcii-chast-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-n-patrakov-2005-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-sistema-i-istochniki-yaponskogo-prava-pervaya-yaponskoe-gosudarstvo-i-pravo-do-konca-vtoroj-mirovoj-vojni.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektroiskrovaya-i-elektroimpulsnaya-obrabotka-metalla.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respubliki-tatarstan-ob-obshestvennoj-palate-respubliki-tatarstan.html
  • grade.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-biblioteku-2010-g-iyul.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prajm-evroznak-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-pedagogicheskoj-praktiki-po-specialnosti-020200-politologiya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavlenie-prakticheskoe-posobie-borba-protiv-pitok-v-pravoohranitelnih-organah-rekomendacii-pravozashitnim-organizaciyam.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/your-vocabulary-l-v-bedrickaya-anglijskij-dlya-ekonomistov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gsganzikova--chastnoe-mnenie-o-nacionalnoj-permskaya-gosudarstvennaya-ordena-znak-pochyota.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemi-agitacii-zasedanie-molodezhnoj-palati-9-socialnaya-podderzhka-10.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soobshenie-o-prinyatih-sovetom-direktorov-nablyudatelnim-sovetom-emitenta-resheniyah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novaya-komediya-i-menandr.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvo-shizofrenikov-zhizn-cheloveka-ot-chego-ili-ot-kogo-ona-zavisit-pochemu-odni-stanovyatsya-imperatorami.html
  • studies.bystrickaya.ru/manners-in-language-essay-research-paper-manners.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-ispolzovaniya-fotosinteticheski-aktivnoj-radiacii-pri-vozdelivanii-kartofelya-v-usloviyah-lesostepi-srednego-povolzhya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhanish-pajdali-azbalar.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezentaciya-konferencii-o-transportnih-perevozkah-i-infrastrukture-v-g.html
  • bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-rf-o-nalogah-i-sborah-obshie-principi-postroeniya-nalogovoj-sistemi-rf.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-pravitelstve-rf-ne-ozhidayut-rosta-cen-v-svyazi-s-prinyatiem-gosdumoj-zakona-ob-eksportnoj-poshline-na-neft.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zat-esmn-zhekeshe-kpshe-tr-sabati-masati.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-specialnosti-yurisprudenciya-dnevnaya-forma-obucheniya-moskva-2010.html
  • control.bystrickaya.ru/dannie-o-koncentracii-uglekislogo-gaza-v-vozduhe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-9-ocenka-potrebleniya-joda-po-soderzhaniyu-joda-v-moche-posobie-dlya-vrachej-sankt-peterburg-2009.html
  • university.bystrickaya.ru/etap-pervij-sdelka-po-nevedeniyu-klarissa-pinkola-estes.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sovremennie-modeli-mezhetnicheskogo-vzaimodejstviya-russkih-i-kitajcev-akkulturaciya-migrantov-perspektiva-formirovaniya-marginalnih-etnicheskih-grupp-i-kultur.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-zhurnal-shkolyata-5-2007-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnoe-stanovlenie-budushego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-izobrazitelnoe-iskusstvo-stranica-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelno-pravovaya-osnova-upravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.