.RU

Лекция 3 - Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Социальная педагогика для специальности


Лекция 3
^ Социальное воспитание в процессе социализации личности

План:

  1. Сущность воспитания как общественного явления.

  2. Сущность воспитания как педагогического процесса, его место в целостной структуре образовательного процесса.

  3. Организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи

  4. Социальное воспитание в молодежной субкультуре


Социальное воспитание как социально-педагогический процесс. Сущность, принципы, ценности и механизмы социального воспитания. Основные институты социального воспитания и их жизнедеятельность. Социальное воспитание в образовательных учреждениях. Взаимодействие в социальном воспитании. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности как результата социализации на определенном возрастном этапе.


    1. Педагогика изучает особый вид деятельности – педагогический процесс

(сущность, закономерности, принципы, методы, формы его организации). Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего (воспитателя) и обучаемого(воспитанника), старшего и младшего по передаче социального опыта. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Это отдельный вид взаимодействия. Педагогические взаимодействия – преднамеренные контакты педагога и ребенка, следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности; целенаправленное управление процессом накопления ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, формирования у него системы ценностей принимаемой обществом.

^ С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Факторы формирования личности: социальная среда, деятельность, осмысление своего «Я» в мире

    1. ^ Воспитание как педагогический процесс характеризуется признаками:

а) целенаправленность,

б) соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития общества,

в) присутствие определенной системы организуемых влияний на ребенка.

Составные элементы (этапы) процесса воспитания, осуществляемого педагогом:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного положительного качества личности,

б) овладение учащимися знаниями о личностных качествах,

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

  1. ^ Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной, независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса. Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности. Незнание этих закономерностей приводит к жертвенности, отдаче всего себя детям. Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели.

^ Закономерности процесса воспитания:

а) воспитание путем активности самого ребенка,

б) содержание деятельности ребенка в процессе их воспитания определяется актуальными потребностями, интересами,

в) организация совместно разделенной деятельности,

г) демонстрация любви в адрес ребенка,

д) скрытый характер воспитания.

^ Молодежная суб-культура в социализации личности

Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с конституированием так называемой "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Стремительное, перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

^ Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако этаже среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.


konstitucionnij-sud-chast-5.html
konstitucionnij-sud-omolazhivaniyu-ne-podlezhit-kommersant-gazeta-moskva-viktor-hamraev20-10-2010-7-stranica-10.html
konstitucionnij-sud-respubliki-belarus-nacionalnij-doklad-problemi-zakonodatelnih-probelov-v-konstitucionnoj-yurisprudencii.html
konstitucionnij-sud-rf-s-a-avakyan-bibliografiya-po-konstitucionnomu-i-municipalnomu-pravu-rossii.html
konstitucionnij-sud-rossijskoj-federacii-chast-4.html
konstitucionnij-sud-teryaet-kadri-pri-pereezde-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2008-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/formirovanie-i-raspredelenie-pribili-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-spisok-literaturi-programmi-kursov-po-ekonomicheskim-disciplinam-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomika-truda-dlya-napravleniya-080200-62-menedzhment.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-brodyazhih-vospominanij-dalnevostochnogo-geologa-poiskovika-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b311-kommunikacionnij-menedzhment-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-napravleniya-podgotovki-bakalavrov-031600.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-iii-vserossijskoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-budushee-tehnicheskoj-nauki-26-27-maya-2004-g-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalo-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursu-istoricheskoj-metrologii-dlya-studentov-istoricheskogo-fakulteta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-01-vvedenie-v-yazikoznanie-specialnost.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekciya-13.html
  • crib.bystrickaya.ru/kino-bez-granic-predstavlyaet-cherno-belij-shedevr-mihaelya-haneke-belaya-lenta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-pravoslavnoj-kulturi-prazdniki-v-nashem-dome-den-rozhdeniya-den-angela-2-klass.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-psihologii-vo-vremya-raboti-lyudej-v-gorah-voshozhdenie-v-gorah-i-nauka.html
  • school.bystrickaya.ru/blok-keruvannya-dlya-bloka-pervinnogo-centruvannya-zobrazhennya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-i-illarionov-rossiya-i-amerika-na-globalnoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vkratce-vedomosti-06052009-novosti-8.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-firmi-po-prodazhe-i-obsluzhivaniyu-kompov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materiya-kak-vremennoj-rezonans-efira-gipoteza-vremeni.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vmesto-zaklyucheniya-o-trudnostyah-prognoza-umstvennaya-odarennost-ee-psihologicheskie-proyavleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tamozhennie-i-drugie-vidi-gosudarstvennih-poshlin.html
  • studies.bystrickaya.ru/14-izgotovlenie-i-montazh-oborudovaniya-prikaz-30-12-2004-1171-g-moskva-ovnedrenie-rd-eo-0095-2004.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-perechen-vidov-i-podvidov-strahovaniya-metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurs-1-surdo-fakultet-korrekcionnoj-pedagogiki-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-surdopedagogika-specializaciya-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alder-g-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/devica-podnosit-vishitij-perednik-podrugi-rassmatrivayut.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ob-itogah-obshego-godovogo-sobraniya-akcionerov-2007-g-g-moskva-29-iyunya-2007-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/himicheskoe-proizvodstvo-nauchno-tehnicheskaya-biblioteka-vogtu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimosvyazi-lichnosti-obraz-zhizni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdalennejshie-potomki-nashi-otdadut-dan-voshisheniya-velikim-muzham-kotorih-porodilo-nashe-stoletie-esli-chto-libo-mozhet-bit-upodobleno-etomu-voshisheniyu-to-razve.html
  • control.bystrickaya.ru/eklekticheskij-podhod-issledovanie-cennostej-semejnoj-zhizni-na-raznih-stadiyah-ee-razvitiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-centralnaya-telekommunikacionnaya-kompaniya-kod-emitenta.html
  • books.bystrickaya.ru/drevesnie-rasteniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-sochinskij-gosudarstvennij-universitet-turizma-i-kurortnogo-dela.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-kontrolya-rabochaya-programma-vertievoj-lyudmili-nikolaevni-uchitelya-nachalnih-klassov-po-uchebnomu-kursu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vosem-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-28-dekabrya-1914-g-po-4-yanvarya-1915-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.