.RU

Лекция 3 - Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Социальная педагогика для специальности


Лекция 3
^ Социальное воспитание в процессе социализации личности

План:

  1. Сущность воспитания как общественного явления.

  2. Сущность воспитания как педагогического процесса, его место в целостной структуре образовательного процесса.

  3. Организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи

  4. Социальное воспитание в молодежной субкультуре


Социальное воспитание как социально-педагогический процесс. Сущность, принципы, ценности и механизмы социального воспитания. Основные институты социального воспитания и их жизнедеятельность. Социальное воспитание в образовательных учреждениях. Взаимодействие в социальном воспитании. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности как результата социализации на определенном возрастном этапе.


    1. Педагогика изучает особый вид деятельности – педагогический процесс

(сущность, закономерности, принципы, методы, формы его организации). Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего (воспитателя) и обучаемого(воспитанника), старшего и младшего по передаче социального опыта. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Это отдельный вид взаимодействия. Педагогические взаимодействия – преднамеренные контакты педагога и ребенка, следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности; целенаправленное управление процессом накопления ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, формирования у него системы ценностей принимаемой обществом.

^ С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Факторы формирования личности: социальная среда, деятельность, осмысление своего «Я» в мире

    1. ^ Воспитание как педагогический процесс характеризуется признаками:

а) целенаправленность,

б) соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития общества,

в) присутствие определенной системы организуемых влияний на ребенка.

Составные элементы (этапы) процесса воспитания, осуществляемого педагогом:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного положительного качества личности,

б) овладение учащимися знаниями о личностных качествах,

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

  1. ^ Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной, независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса. Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности. Незнание этих закономерностей приводит к жертвенности, отдаче всего себя детям. Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели.

^ Закономерности процесса воспитания:

а) воспитание путем активности самого ребенка,

б) содержание деятельности ребенка в процессе их воспитания определяется актуальными потребностями, интересами,

в) организация совместно разделенной деятельности,

г) демонстрация любви в адрес ребенка,

д) скрытый характер воспитания.

^ Молодежная суб-культура в социализации личности

Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с конституированием так называемой "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Стремительное, перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

^ Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако этаже среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.


konstitucionnij-sud-chast-5.html
konstitucionnij-sud-omolazhivaniyu-ne-podlezhit-kommersant-gazeta-moskva-viktor-hamraev20-10-2010-7-stranica-10.html
konstitucionnij-sud-respubliki-belarus-nacionalnij-doklad-problemi-zakonodatelnih-probelov-v-konstitucionnoj-yurisprudencii.html
konstitucionnij-sud-rf-s-a-avakyan-bibliografiya-po-konstitucionnomu-i-municipalnomu-pravu-rossii.html
konstitucionnij-sud-rossijskoj-federacii-chast-4.html
konstitucionnij-sud-teryaet-kadri-pri-pereezde-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2008-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-zaklyucheniya-vneshneekonomicheskih-sdelok-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/chinovnikov-zastavyat-razgovarivat-diplom-v-rassrochku-12.html
  • write.bystrickaya.ru/est-novosti-sprosil-tot-chto-bil-vishe-rostom.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-podbor-i-priem-na-rabotu-konspekt-lekcij-po-kursu-menedzhment-personala.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-teoriya-i-metodika-sportivnoj-trenirovki-dlya-studentov-specialnosti-1-030201-fizicheskaya-kultura-specializacii-1-0300201-02-trenerskaya-rabota-po-vidu-sporta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-k-godovomu-otchetu-za-2004-godotchyot-revizionnoj-komissii-obshestva-za-2004-god.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-literatura.html
  • tests.bystrickaya.ru/komnata-boevoj-slavi-plan-raboti-razrabotala-prepodavatel-novikova-yu-v.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-menedzhment-3-razdel-obshie-osnovi-menedzhmenta-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-evm-s-tochki-zreniya-grazhdanskogo-prava-annotaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-uchastnik-zhelayushij-prinyat-uchastie-v-konkurse-i-poluchivshij-konkursnuyu-dokumentaciyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-rassmotrena-i-rekomendovana-k-utverzhdeniyu-na-zasedanii-departamenta-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-vnutrennej-sredi-organizacii-kompleks-organizacionnih-form-innovacionnoj-deyatelnosti-32-roli-specialistov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shakuntala-ili-uznannaya-po-kolcu-shakuntala-abhijnana-sakuntala.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-smotre-shkolnih-lesnichestv-obshie-polozheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-buhgalterskogo-ucheta-v-banke-osnovnie-formi-otchetnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/besedi-ob-iskusstve-prevrasheniya-zhemchuga-v-almaz-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-02122010-g-departament-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-a-topchinov-stranica-20.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-uroven-dejstvie-23-03-1895-0-32-40-parizh-13-09-1985-11-50-san-francisko.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-kniga-snabzhena-unikalnim-imennim-ukazatelem-k-iiiitomam-istorii-russkogo-naroda-v-xx-veke.html
  • composition.bystrickaya.ru/pobediteli-i-prizeri-olimpiadi-budut-opredeleni-po-rezultatam-zaklyuchitelnogo-etapa-i-budut-nagrazhdeni-diplomami-olimpiadi-i-cennimi-podarkami.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posledstviya-otkloneniya-ot-gruppovih-norm-o-fenomenologiya-soc-podhodi-k-opredeleniyu-eyo-predmeta-specifika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/televizionnie-zhanri-v-istorii-sovetskogo-i-sovremennogo-rossijskogo-televideniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/syuzhet-tretij-smolenskoe-srazhenie-sergej-pereslegin.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasskazannie-poka-varilsya-kofe-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskaya-spravka-uchitelya-anglijskogo-yazika-mou-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-68-zapalskoj-lyudmili-yurevni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-v-nachalnoj-shkole-nazvanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/otechestvennaya-istoriya-bibliograficheskij-ukazatel-penza-2003-bbk-63-32ros-i-90-otechestvennaya-istoriya-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-tipovie-voprosi-razreshaemie-naiboleerasprostranennimi-rodami-sudebnih-ekspertiz.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novij-adaptivnij-frikcionnij-variator-dlya-besstupenchatoj-transmissii-avtomobilya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-bakalavrov-napravleniyu-080100-ekonomika-specializaciya-finansi-i-kredit.html
  • college.bystrickaya.ru/13-celi-i-zadachi-territorialnogo-planirovaniya-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii.html
  • essay.bystrickaya.ru/diuretiki-urikozuricheskie-sredstva-temi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-63-preparati-vitaminov-63.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehniko-ekonomicheskij-analiz-proizvodstvenno-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.