.RU

Лекция 21. Правоотношения - Лекция Предмет и методология теории государства и права



^ Лекция 21. Правоотношения.


1. Понятие и особенности правоотношений.

2. Состав правоотношений.

3. Юридические факты.

4. Виды правоотношений.


1. Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук. Правоотношения представляют собой разновидность обществен­ных отношений, т.е. связь между людьми, их поступками, поведени­ем, деятельностью. Правоотношения — одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. Между фактическим и юридическим отношением существует единство, если поведение субъекта правомерно, т.е. соответствует нормам права. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Правоотношение отличается рядом особенностей:

1) всегда возникает вследствие воздействия норм законода­тельства на поведение людей. Отсюда между возникновением пра­воотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение. Однако с переходом к рыночным отношениям такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на основе договора нормативного со­держания, на основе делового обыкновения и т. д.;

2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства при возбуждении уголовно­го дела, при привлечении к административной ответственности;

3) представляет собой связь между субъектами через субъектив­ные права и обязанности. Носитель субъективного права называет­ся управомоченным лицом, а носитель юридической обязанно­сти — лицом обязанным. В правоотношении управомоченному лицу всегда противостоит лицо обязанное, но в большинстве случа­ев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т.е. правам всегда соответствуют определенные обязанности;

4) предполагает индивидуализированную связь между субъек­тами, т.е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, креди­тор и должник и т. д.);

5) всегда охраняется государством, поскольку именно государ­ство своими актами придает общественным отношениям юридиче­ский характер.

Исходя из названных особенностей правоотношения определя­ют как юридическую связь между его субъектами, основным содер­жанием которой являются субъективные права и юридические обя­занности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юридических фактов.


2. В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты.

Субъектами правоотношений считаются его участники, имею­щие субъективные права и юридические обязанности. Принято выде­лять такие субъекты: физические лица, организации (или коллек­тивные субъекты), государство, а также социальные общности — народ, нации, население. Государство выступает субъектом: а) в межгосударственных, международных отношениях; б) в государственно-правовых отноше­ниях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государствен­ными наградами; в) в уголовно-правовых отношениях. Как извест­но, судебные решения выносятся от имени государства; г) в граж­данско-правовых отношениях, например по поводу федеральной собственности. Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица. Как правило, это организации, осуществляющие хозяйствен­ную, социально-культурную деятельность. В ст. 48 ГК РФ указы­ваются признаки юридического лица: это организации, которые, во-первых, имеют в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленное имущество; во-вторых, отве­чают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и нести обязанности; в-четвертых, мо­гут выступать истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо от своего имени приобретает гражданские права и обязанности, и, следовательно, все претензии предъявля­ются именно к нему. Во всех сделках по своим обязательствам оно отвечает только своим имуществом. Субъектами правоотношений выступают и органы государства. Их правосубъектность закрепляется в их компетенции. Как прави­ло, государственные органы обладают правомочиями по соверше­нию односторонних (в большинстве случаев) действий, которые по­рождают, изменяют или прекращают правоотношения. Это так называемые правоприменительные акты. Для государственных ор­ганов характерно обладание властными функциями, реализуемыми посредством решений, выносимых на основе действующего законо­дательства. Но государственные органы могут заключать и граж­данско-правовые сделки, тогда они выступают как равноправные с другими субъектами — участниками правоотношений. Общественные организации также могут быть субъектами пра­воотношений, если они зарегистрированы в органах юстиции в ус­тановленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммер­ческие, самоуправляющиеся объединения людей или юридических лиц негосударственного характера. Их правоспособность и дееспо­собность определяются целями и задачами данной организации. Иной правовой режим у коммерческих организаций. Общественные организации могут быть соучредителями коммерческих организа­ций, но такое соучредительство разрешается только благотворитель­ным организациям, если они действуют в интересах потребителей, охраны экологии, культурных ценностей. К социальным общностям — субъектам правоотношений отно­сятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом право­отношений, возникающих в связи с проведением референдума; на­селение муниципальных образований — местных референдумов. Самый распространенный субъект правоотношений — физиче­ские лица. Каждый человек обладает правовым статусом, который вклю­чает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные Конституцией и международными актами. Суще­ственным элементом правового статуса является гражданство, по­скольку политические права и обязанности возлагаются только на граждан данного государства, например избирательные права. Помимо общего (конституционного) статуса существуют специ­альный и индивидуальный статусы. Специальный статус связан ча­ще всего с конкретными правовыми ограничениями, например для государственных служащих, в том числе для судей, прокуроров и др. Индивидуальный статус присущ каждому физическому лицу и определяется возрастом, полом, семейным положением, образова­нием и т. д. Правовое положение физического лица определяется совокуп­ностью общего, специального и индивидуального статусов. При этом специальный и индивидуальный статусы приобретает физиче­ское лицо, вступая в те или иные правоотношения.

Субъект правоотношения должен обладать правосубъектно­стью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Применительно к физическим лицам различают три элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность представляет собой способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Правоспособность служит предпосылкой к правообладанию, но реального блага не дает. Последнее дается реализацией правоспособности через дееспособность. Дееспособность — это способность индивида своими дейст­виями осуществлять права и выполнять обязанности. Дееспособ­ность связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме дееспособность наступает с мо­мента совершеннолетия, а до этого человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной). Дети и душевнобольные полностью недееспособны, за них со­вершают сделки и действуют в их интересах родители и опекуны. В гражданском праве судом признается недееспособным лицо, которое вследствие болезни или слабоумия не может понимать зна­чения своих действий и руководить ими. Суд может ограничить дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами, если они ставят в тяжелое материаль­ное положение своих близких. Ограничивается дееспособность и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, в частности, они не участвуют в выборах, референдумах. В юридической литературе выделяют особую разновидность дееспособности — трансдееспособность, т.е. способность своими действиями создавать для других лиц права и обязанности или спо­собность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате действий других лиц. Например, сделка, совершенная представителем от имени представляемого. Такая сделка создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности пред­ставляемого. Деликтоспособность есть способность лица нести юридиче­скую ответственность за совершенное правонарушение. Деликто­способность наступает с разного возраста в зависимости от вида юридической ответственности. Например, административная ответ­ственность наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая ответ­ственность — с 18 лет (исключение — вступление в брак до совер­шеннолетия или эмансипация), уголовная ответственность по всем видам преступлений — с 16 лет, а по отдельным преступлениям — с 14 лет (все виды убийства, изнасилование, разбой, грабеж, кра­жа, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых ве-Ществ и др.). У юридического лица все три элемента правосубъектности воз­никают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юридического лица.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Эти элементы позволяют судить о ха­рактере и цели правоотношения. В юридической литературе различают юридическое и фактиче­ское содержание правоотношения. Юридическое содержание — возможность совершения опреде­ленных действий управомоченным лицом или необходимость вы­полнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необ­ходимость соблюдения запретов, установленных нормами права.

Фактическое содержание составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. Субъективное право принадлежит субъекту правоотношения — управомоченному. В этом праве заключен интерес управомоченного лица — материальный, личный, политический или иной. Субъективное право представляет собой поведение возможное, его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного лица, от его желания и воли. Рамки реализуемого интереса опреде­ляются нормами объективного права, поэтому для характеристики субъективного права употребляют термин «мера возможного пове­дения», это мера свободы человека. Для характеристики субъективного права важно также, что оно — гарантированная возможность поведения. При этом гаран­тируется оно формально, т.е. в том смысле, что лицо может лишь юридически претендовать на определенные блага или действия дру­гих лиц. Но эта возможность превращается в действительность только после того, как она начинает практически реализовываться.

Субъективное право включает в себя полномочия:

а) на собственные фактические действия, например использова­ние вещи, находящейся в собственности данного лица;

б) на принятие юридического решения продать, обменять, пода­рить, завещать определенное имущество;

в) право требовать от другой стороны правоотношения исполне­ния обязанности, например, возвратить долг, возвратить деньги за проданную некачественную вещь;

г) правопритязание, т.е. принудительное исполнение обязанно­стей другой стороной правоотношения.

Нередко в субъективное право входят несколько правомочий. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (в ред. 1996 г.) «О за­щите прав потребителя» предусматривает пять полномочий потре­бителя, которые он вправе использовать по своему выбору в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Он может требовать: безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расхо­дов, связанных с исправлением недостатков; уменьшения покупной цены; замены товара другой марки с соответствующим перерасче­том цены; расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков. Если субъективное право нарушено не обязанным лицом, а дру­гими лицами и организациями, то управомоченное лицо имеет воз­можность обратиться за защитой своего нарушенного права в пра­воохранительные органы. Юридическая обязанность — это необходимое поведение субъ­екта правоотношения, установленное для обязанного лица и имею­щее целью удовлетворение субъективного права. Без соответствующей обязанности субъективное право не может существовать, так как оно становится необеспеченным. Юридиче­ская обязанность — это не только необходимое, но и должное пове­дение. От выполнения юридической обязанности нельзя отказаться в одностороннем порядке. Она представляет собой меру должного поведения, т.е. сверх обусловленной обязанности нельзя требовать. Как должное поведение юридическая обязанность устанавливается законом. Это требуемое поведение, но юридическая обязанность становится фактической, когда она исполняется.

Юридическая обязанность проявляется в трех формах:

1) пассивное поведение, когда соблюдается запрет, предусмот­ренный нормой права;

2) активное поведение, т.е. совершение конкретных действий, предусмотренных нормой права или соглашением сторон;

3) юридическая ответственность, т.е. претерпевание негатив­ных последствий личного или имущественного характера за невы­полнение возложенных обязанностей.

Субъективные права и юридические обязанности тесно связаны между собой, поскольку субъективные права обеспечиваются юри­дической обязанностью, а юридической обязанности корреспонди­руют соответствующие субъективные права. Объекты правоотношений — это то, на что направлена деятель­ность субъектов, или то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Иногда в качестве объекта правоотношений называют интерес его субъектов. Действительно, без интереса, заинтересо­ванности субъекты не вступят в правоотношения. Исключение со­ставляют уголовно-правовые и административно-правовые право­отношения — здесь интерес присутствует у государства. Сложились две теории относительно объекта правоотношений: монистическая (объект-действие) и плюралистическая (объект-благо). Согласно монистической теории, единственным объектом пра­воотношения является поведение человека, так как только оно об­ладает способностью реагировать на правовое воздействие.

Плюралистическая теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представляющие ценность для субъ­ектов. Это могут быть блага как существующие в естественном со­стоянии в природе, так и созданные трудом человека. К числу объ­ектов правоотношений относят:

1) вещи, т.е. предметы материального мира, в том числе деньги, ценности, ценные бумаги и др.;

2) предметы духовного творчества — произведения литерату­ры, искусства, живописи, музыки, кино, культуры, информации;

3) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, право на личную и семейную тайну и др.;

4) поведение участников правовых отношений, которое выража­ется в активных действиях или бездействии (пассивное поведение);

5) результаты поведения участников правоотношений, т.е. те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездей­ствие. Например, правоотношение, возникающее в связи с догово­ром перевозки. При этом управомоченное лицо заинтересовано именно в результате действий обязанного лица — доставке груза в определенное место, в определенный срок, в надлежащем состоя­нии. Или договоры об оказании конкретных услуг, например ре­монт радиоаппаратуры, пошив одежды.


3. Как известно, правоотношения не могут возникнуть при отсут­ствии не только правовых норм, но и юридических фактов. Под юридическими фактами понимаются конкретные жиз­ненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают воз­никновение, изменение или прекращение правоотношений. На­пример, чтобы реализовать свое право на образование и учебу в вузе, необходимо наличие определенных юридических фактов - окончание среднего общеобразовательного учебного заведения, ус­пешная сдача вступительных экзаменов в вуз, прохождение по кон­курсу и зачисление в вуз.

Юридическими фактами становятся не любые жизненные об­стоятельства, а лишь те, которым законодатель придал юридическое значение. Например, факт регистрации рождения ребенка в органах загса служит юридическим фактом, а крещение его в церкви — нет. Юридические факты можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, по характеру наступающих последствий они де­лятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К правообразующим юридическим фактам относятся вступление в брак; заключение трудового контракта. В качестве правоизменяющих фактов может выступать перевод на другую ра­боту, а правопрекращающих — расторжение брака, увольнение с работы и др. Каждый из названных юридических фактов может быть одно­временно и правообразующим, и правопрекращающим, и правоиз-меняющим. Таким универсальным юридическим фактом является смерть человека. Во-вторых, по связи с волей участников правоотношений юри­дические факты делятся на события и действия. События — это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников правоотношений, например извержение вулкана, наводнение, другие стихийные бедствия. Различают абсолютные и относительные события. Абсолют­ными считаются такие события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов. К ним относятся чрезвычайные и не­преодолимые обстоятельства. Относительные события возникают по воле субъектов, но за­тем они протекают вне связи с волевой деятельностью, например поджог, смерть лица в результате драки. Выделяют также юридические факты-состояния. Они являются длящимися, например родство, гражданство. К действиям, относящимся к юридическим фактам, могут быть причислены те, которые определяются волей участников правоот­ношения. Действия бывают правомерными и неправомерными, т.е. правонарушениями. Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юри­дические акты и юридические поступки. Юридический акт — это такое правомерное действие, которое совершается с намерением вы­звать юридические последствия, например, различные сделки. Юри­дический поступок — правомерное поведение, совершаемое без на­мерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона. Например, создание художественного произведения для себя, без намерения издать его. Но если это произведение будет опубли­ковано, то его автор имеет право на гонорар, на издание его под именем именно этого автора.

Юридические факты подлежат установлению надлежащим об­разом, поскольку без юридических фактов не могут возникнуть правоотношения. В этом смысле юридические факты и доказатель­ства тесно связаны между собой, но в то же время не тождественны. Квалификация фактических обстоятельств в качестве юридических фактов предшествует доказательствам, иначе говоря, доказательст­ва основываются именно на юридических фактах. Нередко для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность. Такого рода совокупность не­обходимых для возникновения правоотношения юридических фак­тов носит название «фактический состав». В юридической литературе принято выделять завершенные и незавершенные фактические составы. Завершенными называют те фактические составы, которые имеют в наличии все юридические факты, необходимые для возникновения данного правоотношения. Если же процесс накопления фактического состава не окончен и не­которые юридические факты еще отсутствуют, то такой фактиче­ский состав считается незавершенным. Кроме того, различают простой фактический состав и слож­ный. Если все необходимые юридические факты относятся к одной отрасли права, то они составляют простой фактический состав, на­пример, для заключения брака требуются согласие сторон, отсутст­вие другого зарегистрированного брака, близких родственных от­ношений, наличия дееспособности сторон. Все эти факты относятся к семейному праву. При сложном фактическом составе набор юри­дических фактов разнороден — здесь могут требоваться юридиче­ские факты различной отраслевой принадлежности, при этом необ­ходимо соблюдение определенного порядка накопления фактов, т.е. накопление очередного факта влечет дальнейшее развертыва­ние юридических связей. Например, процесс банкротства предполагает в качестве предшествующего юридического факта неспособ­ность удовлетворить законные требования кредиторов до того, как они будут заявлены в суде.


4. В зависимости от выполняемых функций правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. Регуля­тивные правоотношения служат результатом правомерного поведе­ния субъектов. К ним относится большинство правоотношений. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправо­мерного поведения субъектов и представляют собой реакцию госу­дарства на неправомерное поведение. Цель правоохранительных правоотношений — защита существующего правопорядка, наказа­ние правонарушителя. Правоотношения могут классифицироваться по отраслям пра­ва на конституционные, административные, трудовые, семейные, аграрные и др., а также на материально-правовые и процессуаль­ные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права, процессуальные — на основе процессуаль­ных норм, производных, вторичных от материальных правоотно­шений. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без материальных и существовать без них. Выделяют также частноправовые и публично-правовые право­отношения. Частноправовые правоотношения характеризуются ра­венством их участников, публично-правовые — иерархичностью, это отношения власти-подчинения. Правоотношения делятся на абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях точно определены все уча­стники — лица управомочные и обязанные. В абсолютных право­отношениях известен только управомоченный субъект, все осталь­ные потенциальные участники считаются обязанными, они не должны препятствовать осуществлению субъективных прав. К аб­солютным правоотношениям принято относить отношения собст­венности или отношения, вытекающие из авторских прав. По характеру обязанностей в правоотношении их делят на ак­тивные и пассивные. В активных правоотношениях в обязанности одной из сторон входит совершение положительных действий, а право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обя­занности. В пассивных правоотношениях обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных законом.


Лекция 22.Теория реализации права.


1. Понятие и формы реализации права.

2. Специфика правоприменительной деятельности.

3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении.

4. Акты применения права, их виды.

5. Юридический механизм реализации права.

6. Пробелы в праве.


1. Назначение права, как указывалось ранее, состоит в упорядоче­нии общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если не будут пре­творены в жизнь, т.е. реализованы. Без этого они остаются бездей­ствующими. Под реализацией права принято понимать претворение, во­площение предписаний юридических норм в жизнь путем право­мерного поведения субъектов общественных отношений (государст­венных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц). Реализация права и его действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вме­сте с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т.е. непосредственное регулирование обществен­ных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.

Под действием права акад. B.C. Нерсесянц понимает совокуп­ность всех форм проявления его юридической силы, т.е. государст­венно-властной обязательности права. Право в действии означает его динамику, конкретизацию абстрактной нормы в реальном пове­дении субъекта. Существует и иное определение понятия действия права (В.В. Ла­зарев, В.И. Червонюк, Т.Н. Радько). Это — информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздейст­вие права на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. Действие права отражает его бытие на различных уровнях — применительно к отдельной личности, объединениям людей, общест­ву в целом. Обобщенно можно выделить следующие процессы, кото­рые охватывают действие права: 1) выработка средств правовой ре­гуляции. Иначе говоря, того инструментария, который необходим обществу для воздействия на все стороны его жизни; 2) использова­ние этого инструментария в фактической правомерной деятельности людей для достижения реальных результатов, каким является обес­печение господства права в общественных отношениях. Действие права не сводится лишь к его реализации. Оно озна­чает перевод моделей и абстрактных ценностей, установленных или защищаемых правом, в реальную практику или материализацию присущих праву свойств справедливости, свободы и равенства в по­ведение отдельной личности, действия органов и общностей, в об­раз жизни общества.

Выделяют внутреннюю и внешнюю стороны, или уровни, дей­ствия права. Внутренняя сторона (уровень) связан с восприятием права. Здесь специфика действия права заключается главным об­разом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов пра­вомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действи­ям. На данном уровне действие права выступает психологическим фактором.

Внешняя сторона действия права включает в себя социально-правовое действие, т.е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и ме­тодами правомерного поведения и действий обязанных лиц. Данная сторона действия права определяется способностью права самореа­лизовываться в действиях людей и иных субъектов. Нельзя отры­вать действие права от деятельности государства, поскольку именно государство обеспечивает действие права, вырабатывает средства регуляции и использует их для регламентации обществен­ных отношений. Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т.е. воздержа­ние от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное — нарушает ее;

2) в реализации права заинтересован главным образом тот субъ­ект, который обладает субъективными правами;

3) осуществляется в различных формах, что обусловлено раз­нообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведе­ние людей; положением субъектов в системе правового регулирова­ния; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

По характеру действий субъектов, степени их активности обыч­но выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

Соблюдение права означает воздержание субъекта от соверше­ния действий, запрещенных нормами права. В данной форме реали­зуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализа­ции норм уголовного, административного, налогового права. Исполнение права предполагает активные действия по выпол­нению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность испол­нить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовер­шеннолетним детям). Использование права выражается в осуществлении возможно­стей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жили­ще, на частную собственность и др. Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за кото­рым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий яв­ляется правонарушением. В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Нередко для реализации юридических норм требуется вмешатель­ство государства. В этих случаях используется правоприменение.


2. Под правоприменением понимается осуществляемая в установ­ленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, орга­нов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юриди­ческих обязанностей на конкретных субъектов, развитию опреде­ленных отношений путем реализации властных полномочий. Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществле­нию управленческого воздействия на общественные отношения пу­тем издания индивидуально-правовых предписаний и актов. Во всех определениях этой формы реализации права подчерки­вается, что:

1) она составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;

2) правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной процедуре, в определенной процессу­альной форме;

3) основания для правоприменения регулируются законода­тельством;

4) эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий — воз­никновение субъективных прав, возложение юридических обязан­ностей, юридической ответственности;

5) результатом выступает специальный акт — индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.

Таким образом, данная форма реализации права предусматри­вает участие государства, которое как бы запрограммировано. Выделяют два вида правоприменительной деятельности — опе­ративно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу админи­страцией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид орга­низации исполнения велений права. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответстви­ем деятельности субъектов юридическим предписаниям, на приме­нение государственного принуждения к правонарушителям. На­пример, принесение прокурором протеста на судебное решение. Правоприменение как особая форма реализации права характе­ризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает спе­циальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требую­щих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специ­альные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наде­лены властными полномочиями;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотноше­ний, но правовое положение сторон в этих правоотношениях раз­лично. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему власт­ными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, уста­новленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.

Реализация права в форме правоприменения возможна при на­личии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

совершение правонарушения, влекущего применение к право­нарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия; правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение; обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, на­пример нотариальное удостоверение, государственная регистрация; регулирование взаимоотношений в государственных органах, на­пример назначение на определенную должность, снятие с должности; ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации; возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; необходимость официального установления наличия (отсутст­вия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридиче­ски значимых, например восстановление прав по утраченным де­нежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим.


3. В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации; принятие решения по делу; испол­нение правоприменительного акта и контроль за правильностью Действий правоприменителя и достигнутым результатом. На стадии установления фактической основы дела (иногда ее называют «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств про­исходит с помощью юридических доказательств (вещественных до­казательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т. д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допус­тимости и полноты. Требование относимости означает, что правоприменитель дол­жен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает ис­пользование только тех доказательств, которые установлены про­цессуальными нормами.

Стадия установления юридической основы дела, или юридиче­ской квалификации, направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало ста­дии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделя­ется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разреше­нию коллизий, толкованию нормы и т. д. Стадия принятия решения (оформления юридического доку­мента) — одна из основных. Именно на этой стадии осуществляет­ся собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер. Правоприменительный акт оформляется по правилам юриди­ческой техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполне­ния и обеспечивается государственным принуждением. К обяза­тельным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, при­нявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати. Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивиро­вочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответст­вующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой форму­лируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности. Заключительную стадию правоприменительного процесса со­ставляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок испол­нения правоприменительного акта, лица, ответственные за испол­нение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правопримени­тельную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.

Теория государства и права в последнее время уделяет при­стальное внимание проблеме правоприменительных ошибок. Одним из первых этой проблемой стал заниматься проф. Н.Н. Вопленко. Продолжил исследование проф. А.Б. Лисюткин. Он определяет ошибку в правоприменении как обусловленный непреднамеренным и неправильным деянием субъекта или участ­ника правоприменительного процесса негативный результат, ко­торый препятствует реализации права и установлению объектив­ной истины в каждом конкретном случае. Выделяют виды правоприменительных ошибок по различным критериям. Во-первых, в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса. Ошибки делятся на: а) допускаемые субъектами данного процесса (ошибки следовате­лей, прокурора, судьи и других правоприменителей, т.е. тех, кто обладает властными полномочиями); б) других участников процес­са, например, свидетелей, потерпевшего, эксперта и т. д. Во-вторых, в зависимости от вида нормы права различают ошибки в применении норм материального и процессуального пра­ва. Например, в ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ указывается: «Основаниями к изменению или отмене решения арбитражного суда является нарушение или неправильное приме­нение норм материального или процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права служит основанием к изменению или отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения». В-третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса различают:

а) ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процессе выявления и анализа фактических обстоятельств дела. Это преимущественно ошибки оценочно-познавательные и органи­зационно-тактические. Они препятствуют получению полных и объективных данных по делу и, следовательно, правильному пра­воприменению. Чаще всего эти ошибки касаются относимости и до­пустимости доказательств;

б) ошибки квалификации, которые выражаются в неправиль­ной оценке действий (бездействия) в соотношении с конкретной нормой права. Названные ошибки влекут неправильное назначение меры наказания или необоснованное применение ряда других пра­вовых ограничений, например, назначение более строгого или бо­лее мягкого режима исправительного учреждения для отбывания наказания;

в) ошибка в принятии решения, что может повлечь искажение воли государства относительно существа дела. Дефекты же, обна­руженные в акте правоприменения, способны привести к ошибкам в его исполнении;

г) ошибки в исполнении правоприменительного акта, как пра­вило, отражают все просчеты, допущенные на предшествующих стадиях правоприменительного процесса и оказывают непосредст­венное влияние на осуществление субъективных прав и юридиче­ских обязанностей, снижают эффективность профессиональной юридической деятельности.


4. Правоприменительные акты имеют много общих черт с норма­тивными правовыми актами, но между ними и немало различий. К общим чертам относятся: и нормативные правовые, и правоприменительные акты изда­ются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление; и те и другие акты обязательны для исполнения, обеспечены го­сударственным принуждением; имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.

Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем: правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт — общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения; нормативный правовой акт является источником права, а право­применительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действую­щих норм права и служит средством перевода общеобязательных ус­тановлений государства в сферу конкретных жизненных случаев; нормативный правовой акт распространяет свое действие на неоп­ределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действу­ет лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий; правоприменительный акт характеризуется однократным дей­ствием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации; нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правопри­менительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администра­ции предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называе­мое конклюдентное действие, например жест регулировщика до­рожного движения; решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.

По своей природе и характеру правоприменительные акты раз­нообразны и классифицируются по различным основаниям.

1.По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохра­нительные.

Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.

Правоохранительные акты издаются в профилактических це­лях или для охраны норм права от возможных нарушений, напри­мер акты следственных, судебных, прокурорских органов.

2.По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы го­сударства, правительственные акты, акты юрисдикционных орга­нов, органов государственного управления.

3.По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.

4.По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллеги­альными и единоначальными.

5.По юридическому значению правоприменительные акты де­лятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомога­тельных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспер­тизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.

6.По способам выражения правоприменительного решения ак­ты делятся на: а) акты-документы; б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда); в) акты-символы (дорожные зна­ки, обозначение запретной зоны).

7.По времени действия акты могут быть однократного (одно­моментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд) и длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).


5. Термин «механизм» в юриспруденции означает внутреннее уст­ройство системы, совокупность процессов и состояний, из которых складывается какое-либо явление. Механизм можно также опреде­лить как совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенную систему и находящуюся в состоянии движения. Дан­ное определение в полной мере относится к механизму реализации права, который раскрывает действие права, его движение примени­тельно к реализации государственных предписаний, содержащихся в правовых нормах и нормативных правовых актах.

В механизме реализации права можно выделить следующие элементы:

1) нормы права (нормативную основу) как исходный, базовый элемент;

2) юридические факты, служащие основанием для приведения механизма реализации права в действие;

3) правомерная деятельность субъектов права;

4) гарантии осуществления права — общие и специальные. Сре­ди последних важное место занимают юридические гарантии;

5) специальные юридические процедуры реализации права;

6) система защиты и охраны, среди которых ключевое место от­водится юридической ответственности правонарушителей.

Основное назначение механизма реализации права — перевод юридических предписаний как общей модели поведения и действий субъектов правового общения в конкретные поступки, в том числе реализацию субъективных прав. Цель механизма реализации пра­ва — наиболее эффективное претворение права в жизнь. Все элементы механизма взаимосвязанны, составляют единое целое и функционируют одновременно, постоянно.

Юридические факты служат фактором, который приводит в действие механизм реализации права, так как выступают условием для возникновения правовых отношений между конкретными субъ­ектами и наступления определенных юридических последствий. Юридические факты представляют промежуточное звено между нормой права и ее реализацией, так как без юридических фактов не возникает соответствующих условий для использования того или иного права его носителем. Реализация любой нормы права связана с наличием или отсутствием каких-либо юридически значимых фактов, поскольку всегда должны быть известны условия реализа­ции нормы права.

Эффективность действия механизма реализации права зависит от ряда условий. Во-первых, от совершенства действующего зако­нодательства, в том числе снабжения его механизмом исполнения законов и других нормативных правовых актов; во-вторых, эф­фективности действия системы правовой охраны и защиты права; в-третьих, реальности гарантий права, законности и правопорядка в стране; в-четвертых, состояния правовой культуры общества и от­дельных индивидов, способных воздействовать на процесс реализа­ции права; в-пятых, использования способов реализации права. Практике известны несколько способов или средств, которые понуждают к реализации норм права. Один из них — использова­ние убеждения или поощрения; другой — угроза применить при­нуждение или лишить каких-либо благ (например, запреты). Наи­более эффективный способ понуждения к реализации права — добровольное повиновение для реализации права.


6. Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем за­конодательстве нормы права, в соответствии с которой должен ре­шаться вопрос, требующий правового регулирования.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необ­ходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, ко­торые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходст­во должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела право­применителем ;

е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.

Различают реальные и мнимые пробелы в праве.

Под мнимыми пробелами понимается преднамеренное молчание законодателя, т.е. когда он сознательно оставляет вопрос откры­тым, предлагая передать его решение на усмотрение правопримени­теля, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия за­конодателя именуют квалифицированным молчанием. Подлинные пробелы свидетельствуют об ущербности законода­тельства и об определенных недостатках правовой системы. Пробе­лы возникают по трем главным причинам: законодатель не смог ох­ватить регулированием все жизненные ситуации; вследствие недостатков юридической техники; объективной невозможности за­конодателя поспеть за развитием общественных отношений. Единственный способ устранить пробелы в праве — принятие со­ответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжи­тельное время. Поэтому для восполнения пробелов используется ин­ститут аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права. Существует два способа оперативного преодоления пробелов в праве — аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регули­рующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общест­венные отношения. Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.

Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций — Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Конституционного суда Российской Федерации. Они формулируют в своих постановле­ниях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц — по­тенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обя­зательны для всех судебных органов. Но поскольку высшие судебные инстанции наделены Конституцией Российской Федерации правом за­конодательной инициативы, они должны использовать его для устра­нения пробелов в действующем законодательстве. Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не приме­няется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «Нет преступления без указания о том в законе». Но аналогия может при­меняться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права. Например, в ст. 6 ГК РФ предусмотрено примене­ние аналогии как закона, так и права.


konspekt-individualnogo-zanyatiya-po-formirovaniyu-zvukoproiznosheniya-provedennogo-studentom-iv-kursa-663-gr.html
konspekt-integrirovannogo-hudozhestvenno-rechevogo-zanyatiya-v-mladshej-i-srednej-gruppe-po-teme-skazki-dedushki-korneya-programmnoe-soderzhanie.html
konspekt-integrirovannogo-uroka-geografii-i-biologii-8-j-klass-2-ch.html
konspekt-integrirovannogo-uroka-po-russkomu-i-anglijskomu-yaziku-zadachi.html
konspekt-integrirovannogo-uroka-v-5-klasse-zhivotnie-raznih-materikov.html
konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-goroshek-dlya-petushka-vozrast-detej-15-2-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pavel-mihajlovich-tretyakov.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-centr-socialno-trudovih-prav-moskva-2004.html
  • institute.bystrickaya.ru/geometriya-pshn-bojinsha-050602-informatika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochniki-putevoditeli-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sh-64shirokorad-a-bibliograficheskij-ukazatel-izdanij-postupivshih-v-biblioteku-sgpi-za-ii-kvartal-2010-g.html
  • education.bystrickaya.ru/-85-neprednamerennie-dejstviya-atribuciya-i-zashita-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
  • klass.bystrickaya.ru/av-burilov-nekotorie-pravovie-aspekti-deyatelnosti-bibliotek-permskaya-gosudarstvennaya-ordena-znak-pochyota.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnaya-kompetentnost-i-kultura-pedagoga-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-v-obraznoe-hvostovoe-operenie-v-tail-acroglid-9cap-9caf-9chp-9chf-9-kanalnaya-kompyuternaya.html
  • education.bystrickaya.ru/-33-to-follow-otpechatano-s-gotovih-diapozitivov-zakazchika-v-tipografii-izdatelstva-belorusskij-dom-pechati.html
  • control.bystrickaya.ru/deutlich-sc-nemecko-russkij-frazeologicheskij-slovar.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastyu-skazuemogo-oe-posobie-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-kemerovo-2008.html
  • assessments.bystrickaya.ru/emkostnie-sooruzheniya-dlya-sipuchih-materialov-n-a-ushakov-rukovoditel-temi-kand-tehn-nauk.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-i-procedura-ih-rassmotreniya-v-komitete-doklad-komiteta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovka-celej-i-zadach-uroka-plan-no-realizovannij-v-kakom-to.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-politicheskogo-masonstva-s-g-kara-murza.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-god-izdanie-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-ulica-sportivnaya-alpinist-zasluzhennij-master-sporta-sssr-pokoritel-visochajshej-vershini-mira-everesta-sergej.html
  • university.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-v-rossijskoj-federacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73organizaciya-pasportnoj-sistemi-shpargalka-po-administrativnomu-pravu-olga-vladimirovna-kostkova.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-ministra-finansov-respubliki-buryatiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-deyatelnosti-po-profilaktike-razlichnih-vidov-zavisimostej-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/chm-po-sovremennomu-pyatiboryu-v-rime-prines-rossiyanam-chetire-medali-19-04-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • school.bystrickaya.ru/dejstvie-trete-prozrachnaya-pesa-v-treh-dejstviyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-gruppovih-zanyatij-dlya-roditelej-30-konstruktivnoe-obshenie-s-podrostkom-30.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodi-i-priemi-obucheniya-chteniyu-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-sredi-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-na-luchshuyu-metodicheskuyu-razrabotku-uroka-cikla-urokov-ili-vneklassnogo-meropriyatiya-po-izbiratelnomu-pravu-i-izbiratelnomu-processu-sroki-provedeniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xlv-ledi-blendish-ostinu-ventvortu-dzhordzh-meredit.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-kontrolya-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-uchet-na-predpriyatiyah-malogo.html
  • student.bystrickaya.ru/-5-tadedzhati-tannaidzhati-tad-dure-tadvantike-isha-upanishada.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-administracii-d-a-kobickij-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-45-696-22-noyabrya-2010-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-biblioteku-yanvar-2008.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-ii-realizaciya-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-obrazovaniya-plan-organizacionno-upravlencheskih-meropriyatij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-osobennosti-zaklyucheniya-i-prekrasheniya-trudovogo-dogovora-s-rabotnikami-neftegazovoj-otrasli.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskij-centr-avicenna.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.