Кузьменко Г. В. Под редакцией Маркуса Я. И. Оценка судов - страница 2
.RU

Кузьменко Г. В. Под редакцией Маркуса Я. И. Оценка судов - страница 2


Табл. 2

^ Название компании

Число судов

Вместимость,

рег. т

1 ОАО «Украинское Дунайское пароходство»

679

633042,8

2 АСК «Укрречфлот»

175

278695,75

3 Торговый флот Донбасса

33

276449

4 Черазморпуть

31

59873,9

5 Черноморнефтегаз

17

43750,4

6 Укрферри

2

39019

7 Севастопольская рыбодобывающая компания

6

34681

8 Черномортехфлот

64

33463

9 Херсонский МТП

42

29639,8

10 Столичная судоходная компания

10

24203

Итого

1059

1452817,65


Как следует из приведенного выше, проходной планкой в десятку крупнейших судоходных компаний Украины оказалась цифра всего в 24 с небольшим тысяч тонн регистровой вместимости.

За годы независимости различными ведомствами разрабатывались многочисленные программы возрождения водного транспорта, принимались документы по оказанию помощи отдельным компаниям, больше всего — Черноморскому морскому пароходству, однако все эти годы украинский флот потихоньку таял.

Есть и исключения - одна из финансово-промышленных групп Украины размещает заказ на строительство 5 балкеров дедвейтом 150 тысяч тонн на Керченской судостроительной верфи «Залив». В Украине гражданские суда такого размера не строились.

Играют позитивную роль Европейские банки (ЕБРР), программы (ТАСIS). Выделение грантов действительно достойным кандидатам позволило ощутить эффективность сотрудничества.

Многие специалисты портов и судоходных компаний на деньги программы TACIS посетили семинары в других странах, в портах Европы. Значительное число иностранных специалистов приезжало к нам.

Европейский банк реконструкции и развития участвовал в ряде программ, имевших положительный результат для развития отрасли. На кредитные средства, полученные от ЕБРР, построено несколько судов-коэстеров на румынских и отечественных верфях. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству судоходная компания «Укрречфлот» на данный момент располагает самым «молодым» тоннажом в Украине. ЕБРР также выделил средства на развитие флота частной компании Черноморский фрахтовый менеджмент в размере 20 миллионов долларов США. Проект предусматривает финансирование строительства 5 судов дедвейтом 5.5 тыс. тонн. Суда строятся на Херсонском судостроительном заводе (Украина). Общая стоимость этого проекта – 34 миллиона. На стадии проработки проект о выделении еще одной судоходной компании «Южрефтрансфлоту» средств в размере 27 млн. долларов США для строительства новых судов.

^ 1.3. Роль государства

Несмотря на то, что Министерство транспорта и связи Украины разработало долгосрочные программы развития флота до 2010 года и сейчас разрабатывается еще одна долгосрочная программа, это совершенно декларативные документы, которые не выполняются, финансовые средства на реализацию этих программ не выделяются, а если и выделяются, то ответственности за их неэффективное использование никто не несет. Созданная структура управления включает излишние звенья, которые имеют дублирующие функции. Насколько эта структура эффективна, должны показать результаты ее функционирования: качественный состав флота, его роль в обеспечении транспортных составляющих внешней торговли. Cудами под украинским флагом вывозится не более 6% всех экспортных грузов Украины.

Доходы от российского транзита составляют в национальных бюджетах стран Балтии 16%, в Украине же - всего 13%. Евросоюз после неоправдавшихся надежд на интеграцию Украины сделал ставку на создание коммуникационного выхода к Черноморью через территорию Румынии. Европейская комиссия объявила Констанцу восточными воротами Европы.

Для того чтобы усилить конкурентоспособность морских перевозок и транспортного коридора на Южный Кавказ, оперативное управление свободными портами в Констанце (Румыния) и Поти (Грузия) передано компании JAFZA International (Объединенные Арабские Эмираты). Это международное подразделение связано с самой эффективной свободной экономической зоной мира «Джебель Али».

^ 1.4. Роль законодательства Украины

Украина одной из первых бывших республик Советского Союза приняла Кодекс торгового мореплавания; однако за все годы существования (14 лет) в него была внесена только одна новация, касающаяся создания морского страхового бюро. Необходимо изменение законодательства для регулирования новых реалий в развитии портовой деятельности, особенно того, что касается приватизации портов, а также некоторых аспектов контроля за безопасностью мореплавания. Украина стала членом Всемирной торговой организации – законодательство должно измениться в силу новой ситуации.

Доработаны проекты законов «О морских портах Украины» и «О внутреннем водном транспорте» и проект постановления Кабмина «Об утверждении комитета для создания национальной системы по поиску и спасению на море».

Запланирована также разработка концепции закона «О морской политике Украины». Важнейшим становится вопрос создания государственной администрации морского и речного транспорта.

^ 1.5. История отечественных судоплавательных компаний

На начало 90-х годов Черноморское морское пароходство было одной из самых крупных судоходных компаний мира. Более трехсот крупнотоннажных судов различного типа, большое количество пассажирских судов круизного плавания – все это было продано за менее чем 12 лет. Как результат, компания почти банкрот, разделивший судьбу своего собрата с берегов Невы - Балтийского морского пароходства. Причина - собственность в виде судов - довольно безопасный способ продажи государственного имущества в бесконтрольном пространстве.

Несмотря на количественное и качественное изменение флота под украинским флагом, на Черном, Азовском, Мраморном и Средиземном морях можно встретить много судов с экзотическими флагами тропических островов или таких морских держав, как Монголия, а судовладельцы этих судов проживают в Украине. В основном это небольшие суда смешанного плавания типа «река-море», средний тоннаж которых 3500 т ДВТ, средний возраст – 25-28 лет, встречаются суда возрастом и 30-35 лет.

Есть и положительный опыт отдельных судоходных компаний. «Укрречфлот» теперь судоходная компания, владеющая самым молодым флотом, успешно сотрудничающая с ЕБРР, акции Укрречфлота – одни из самых ликвидных на фондовом рынке Украины.

«Укрферри» – компания, оперирующая тремя железнодорожными паромами, соединяющими берега Украины, Болгарии и Грузии, а также двумя грузопассажирскими судами. В свое время эта компания смогла осуществить переоборудование паромов для соответствия новым требованиям; теперь это одна из самых успешных судоходных компаний Украины. Она же занимается грузопассажирскими перевозками. Черноморский судоходный менеджмент (BSSM) – частная компания, на протяжении многих лет работающая с судами типа «река-море»; недавно получила кредит ЕБРР на строительство флота.

^ 1.6. Текущее состояние фрахтового рынка

Наблюдавшийся рост фрахтовой конъюктуры практически по всем типам судов с начала 2008 года по состоянию на начало марта остановился, по некоторым видам фрахтовые ставки даже немного снизились. Падение фрахтовых ставок составило в среднем от 4 до 16% в зависимости от типа судов, направления и рода грузов.

Однако, несмотря на некоторое падение фрахтовых ставок, абсолютные значения фрахтовых ставок на 30-40% превышало значения фрахтовых ставок на аналогичный период 2007 года.

1.7. Рынок новостроя

На рынке новостроя продолжается рост цен на тоннаж. Уровень роста цен по оценкам различных судовых брокеров находится на уровне 10%.

Однако судостроительные верфи постепенно утрачивают рычаги для диктата цен, и прежде всего, на поставки флота после 2009-2010 гг. По состоянию на начало марта, по данным «Fairplay», мировой портфель заказов на суда транспортного флота состоял из 8420 единиц общим дедвейтом 508,05 млн. тонн, из них: балкеры - 46,6 %, танкеры - 34,6 %, контейнеровозы - 15,7 % и оставшаяся часть – это прочие суда.

1.8. Pынок судов «секонд-хенд»

Рынок судов «секонд-хенд», несмотря на некоторое падение фрахтового рынка, оставался довольно активным. По некоторым позициям в силу определенной инерционности рынка даже наблюдался определенный рост индикативных цен на подержанный тоннаж.

Анализ цен продаж подержанных судов по различным периодам показывает, что текущий уровень цен в своем большинстве превосходит цены, по которым приобретался аналогичный тоннаж в предыдущие периоды.

1.9. Рынок судового металлолома

На рынке судового металлолома, как и прежде, доминируют судоразделочные верфи Бангладеш, уровень цен на которые достиг 770 USD за тонну водоизмещения судна порожнем. На втором месте идут индийские судоразделочники, уровень цен на которых достиг 680 USD за тонну водоизмещения судна порожнем.

Уровень цен продажи судов на металлолом на рынке Украины за последний год существенно увеличился и находится на уровне 300 USD за тонну водоизмещения судна порожнем. Такое положение обусловлено как законодательными ограничениями на продажу судов на слом на внешний рынок, так и уровнем закупочных цен на металлолом на рынке Украины.

Динамика украинских внутренних и экспортных цен на стальной лом (согласно ДСТУ 4121-2002) представлена ниже в табл.3.

Табл. 3


^ 2. Основные понятия и термины

Основные определения по оценочной деятельности и их интерпретация содержатся в Национальных стандартах оценки, и многие из них применимы к оценке судов. Поэтому дублировать оценочные термины и определения в настоящей публикации авторы сочли нецелесообразным.

Термины и определения, которые относятся непосредственно к теме «Термины и определения», расположены по смысловым темам. Размерения и термины, относящиеся к идентификации и классификации судов, размещены в соответствующих разделах. В настоящем разделе даны термины и определения, чаще других встречающиеся в практике оценки судов. Они относятся к характеристикам судов, необходимых оценщику как для правильной идентификации объекта оценки для определения его состояния, так и для адекватного сравнительного анализа – при определении износов, при подборе и сравнении аналогов; к устройству судов, которые отражены более подробно. Остальные термины, относящиеся к характеристикам судов, показателям работы флота, рейса, линии, из-за ограниченного места, просто перечислены по группам.

^ Технико-эксплутационные характеристики судов (весовые, объемные, линейные)

Технико-эксплутационные характеристики судна: размерения, весовые и объемные характеристики; мощность главной силовой установки, скорость хода и расход топлива; конструктивные особенности и архитектурный тип; степень эксплуатационно-технического совершенства судна.

Размерения - включают в себя ряд прежде всего пространственных характеристик судна.

Линейные:

Длина судна (конструктивная, наибольшая, габаритная), ширина судна (на мидель-шпангоут, наибольшая, габаритная, по конст. ватерлинии), высота надворного борта, осадка судна, грузовая марка.

Главными размерениями судна являются длина, ширина, осадка и высота борта.

Длина судна. Различают:

- длину по конструктивной ватерлинии (КВЛ) – расстояние, измеренное в плоскости КВЛ между точками пересечения кормовой;

- длину наибольшую – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса (без выступающих частей);

- длина габаритная – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учетом постоянно выступающих частей.

^ Ширина судна. Различают:

- ширину по КВЛ – расстояние, измеренное в наиболее широкой части судна на уровне КВЛ в точках пересечения ее с внутренней поверхностью обшивки корпуса;

- ширину на мидель-шпангоуте (теоретическую) – расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте перпендикулярно к ДП на уровне КВЛ или расчетной ВЛ между внутренними поверхностями обшивки корпуса;

- ширину наибольшую – расстояние, измеренное в наиболее широкой части судна, перпендикулярно к ДП между крайними точками корпуса без учета обшивки, привальных брусьев и других постоянно выступающих частей;

- ширину габаритную – расстояние, измеренное в наиболее широкой части, перпендикулярно к ДП между крайними точками корпуса.

Осадка судна (теоретическая) - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости КВЛ или расчетной ВЛ.

Осадка судна практическая - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от нижней кромки киля до плоскости ВЛ.

^ Высота борта судна - вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте у борта от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы надводного борта. (Палубой надводного борта называют самую верхнюю непрерывную палубу, имеющую постоянные средства закрытия всех отверстий на открытых ее частях и постоянные средства закрытия отверстий в бортах судна ниже этой палубы).

Высота надводного борта устанавливается международным соглашением о грузовой марке, которое разработано на основании многолетних научных исследований. Для обеспечения безопасного плавания в открытом море (in high seas) судно должно иметь определенной высоты надводный борт.

^ Водоизмещение судна - масса вытесненной воды, выраженная в тоннах. Различают:

- водоизмещение судна порожнем (light displacement), если судно не имеет никакой загрузки;

- водоизмещение в грузу (cargo displacement), если судно полностью загружено. При этом под полной загрузкой понимается загрузка по так называемую грузовую марку.

Грузовая марка — это линия на борту судна, ниже которой погружение судна недопустимо. Судно, сидящее в воде ниже грузовой марки, не может быть выпущено в плавание администрацией порта.

Для различных режимов плавания грузовая марка устанавливается на разных уровнях. Так, после погрузки в условиях пресноводья (устьевой порт) судно, выйдя в плавание, естественным образом увеличит свой надводный борт в соленой морской воде. Поэтому, в расчете на это, грузовая марка для пресной воды устанавливается выше средней морской. Разной высоты грузовые марки устанавливаются в зависимости от районов и сезонов плавания. Наносится на бортах судна посередине его длины. Обозначается: палубная линия (горизонтальная линия посередине судна), круг (посередине длины судна, под палубной линией). Своим центром отмечает летнюю грузовую марку, марки (Л- летняя Г.М., Т- тропическая Г.М., З – зимняя Г.М., З.С.А.- зимняя марка при плавании через Северную Атлантику, П – Г.М. для пресной воды в умеренном поясе, Т.П. – Г.М. для пресной воды тропическая). Для судов, не совершающих межд. рейсы на кольце наносят по диаметру вертикальную линию. Сезонные грузовые марки, соответствующие осадкам в различных условиях плавания, изображают горизонтальными линиями параллельно линии, проходящей через центр кольца.

^ Дедвейт (deadweight) - разница между водоизмещением порожнем и водоизмещением в грузу, является полезной грузоподъемностью судна и определяет максимальное количество груза и запасов, которое судно может принять на борт. Дедвейт судна для каждой грузовой марки — величина постоянная. Дедвейт судна, его полная грузоподъемность, используется для судовых запасов (топливо, вода, смазка, продовольствие и прочие судовые припасы) и для полезной загрузки, т.е. груза. Масса судовых запасов, в частности и в особенности топлива, меняется от рейса к рейсу в зависимости от длительности предстоящего рейса без дозаправки топливом (бункеровки), а также и в ходе рейса за счет сжигаемого топлива (бункера) и расходования других запасов. Поэтому хотя дедвейт судна остается величиной постоянной, полезная или чистая его грузоподъемность, его карго-дедвейт (саrgо deadweight) меняется в зависимости от массы судовых запасов.

Регистровая тонна - равна 100 куб. футов (2,83 куб. м). В р.т. измеряется объем внутренних помещений судна. При посещении портов, прохождении каналов и т.д. судно обязано платить разного рода сборы и пошлины, сумма которых определяется в зависимости от объема внутренних помещений судна.

Валовая регистровая вместимость - обмер всего внутреннего объема судна за изъятием ряда помещений судна или его брутто-регистровый тоннаж — БРТ (gross-registered tonnage — GRT).

Чистая регистровая вместимость или нетто-регистровый тоннаж: — HPT (netto registered tonnage — NRT) - обмер только грузовых помещений.

В некоторых странах портовые сборы взимаются не с регистрового тоннажа, а с условного объема, исчисляемого в кубических метрах путем перемножения длины, ширины и высоты борта судна.

Грузовместимость - объем грузовых помещений в кубических футах или кубических метрах. Различают зерновую грузовместимость, или кубатуру, занимаемую в грузовых помещениях навалочными, насыпными грузами, и киповую кубатуру, используемую штучными, т.е. генеральными грузами.

Контейнеровместимость - определяется числом стандартных 20-футовых контейнеров, способных разместиться на судне. Ввести в оборот этот термин потребовало развитие контейнерных перевозок.

Удельная грузовместимость - соотношение грузовместимости судна и его дедвейта (кбф/т или кбм/т). Для разных грузов проектируются суда с разной удельной грузовместимостью — для грузов с малым погрузочным объемом (руда, уголь) — 30-40 кбф/т (рудовозы), для грузов с большим укладочным объемом — 50-60 кбф/т (универсальные суда). Иногда для практических целей пользуются термином «чистая удельная грузовместимость», под которым понимается соотношение грузовместимости со средней загрузкой судна.

^ Мореходные качества:

плавучесть - (способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенном углублении),

остойчивость (поперечная – способность судна возвращаться в свое первоначальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, продольная – при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента),

непотопляемость (способность судна сохранять свои качества после затопления),

управляемость (способность судна сохранять заданное направление движения),

качка (колебательные движения судна, вызванные волнением на поверхности воды).

^ Виды скоростей, их использование

Скорость - определяет уровень затрат времени на морские переходы, т.е. на самый процесс перемещения грузов.

Техническая скорость судна - средняя скорость судна относительно воды за длительный интервал времени, которую способно поддерживать судно при установленном режиме работы на глубокой воде при ветре и состоянии моря не более 3 баллов и чистом корпусе.

Паспортная скорость судна – так называется его техническая скорость, определяемая во время теплотехнических испытаний как постоянная рабочая скорость, которая выдерживается в течение длительного времени при нормальном режиме работы судовых машин. Величина этой скорости указывается в заказе на постройку судна и проверяется на ходовых испытаниях на мерной миле при приемке судна. Паспортная скорость судна является нормативом, применяемым при техническом планировании работы судна. Соответствие фактической скорости паспортной проверяется при ходовых испытаниях в процессе оценки. Несоответствие может служить показателем износа.

^ Эксплутационная скорость – среднепутевая, учитывающая снижение скорости в узкостях, каналах, подходах к порту, лоцманскую проводку. Является величиной учетно-статистической (расстояние на время). Может использоваться при прогнозировании экономических результатов работы судна как объекта доходного бизнеса.

^ Экономическая скорость - судно переходит на экономический режим работы двигателя с целью экономии топлива.

Понятие рейса судна, его разновидности

Рейс – основной вид технологического процесса работы морских транспортных судов. Рейсы подразделяют по признакам: число корреспондирующих портов (простые и сложные) - и число направлений (односторонние, круговые). Разновидности:

- простой (перевозка грузов или пассажиров выполняется между двумя портами),

- сложный (между несколькими портами),

- односторонние (начинаются и завершаются в разных портах при следовании в одном направлении),

- круговые простые и сложные (завершаются возвращением судна в первоначальный порт отправления).

Ходовое время зависит от длины пути судна в рейсе и от скорости хода судна.

literatura-8-klass-status-programmi-nastoyashaya-programma-po-literature-dlya-8-klassa-sozdana-na-osnove-1-programm-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-literatura-5-11-klassi-bazovij-uroven.html
literatura-84-stranica-7.html
literatura-9-klass-pourochnie-plani-po-uchebniku-t-f-kurdyumovoj.html
literatura-a-b-zhdanova-mezhdunarodnie-sistemi-upravlencheskogo-ucheta.html
literatura-a-n-poddyakov-issledovatelskoe-povedenie-strategii-poznaniya-pomosh-protivodejstvie-konflikt.html
literatura-a-t-fomenko-i-g-v-nosovskogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekobiocentrizm-kak-osnovanie-ekologicheskoj-etiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazivaet-anna.html
  • znanie.bystrickaya.ru/academic-skills-akademicheskie-naviki-tak-nazivaetsya-ne-izuchenie-teorii-a-praktika-samoj-uchebi-ni-dlya-kogo-ne-sekret-chto-studentu-pervokursniku-prihoditsya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sovremennie-mezhdunarodnie-otnosheniya-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakazchik-ispolnitel-prilozhenie-3-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voronezhskaya-gosudarstvennaya-tehnologicheskaya-akademiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-a-belousov-vladivostok-izd-vo-dalnevost-un-ta-2002-56c-chz.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizacionno-kadrovoe-obespechenie-gosudarstvenoj-kadrovoj-politiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturnaya-politika-xxi-veka-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-i-usloviya-osushestvleniya-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makarova-elena-yurevna-lastochka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcionnij-kurs-kulturologiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-minsk-2008-udk-008-075-8-bbk-71-0-ya-73-k-90.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-informatika-i-ikt-k-uchebniku-informatika-n-v-makarova10-11-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/2-struktura-vuza-i-sistema-ego-upravleniya-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-tulskogo-filiala-gosudarstvennogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-uchebnoj-programmi-29-2-obshie-polozheniya-29.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-sisteme-kontrolya-kachestva-ocenki-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnih-sredstv-pri-gosudarstvennom-tehnicheskom-osmotre.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-vidi-transporta-chast-14.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-istoriko-psihologicheskaya-shkola-l-s-vigotskij-a-r-luriya-a-a-leontev-o-vozniknovenii-yazika.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-ot-17-avgusta-1995-goda-n-147-fz-o-estestvennih-monopoliyah.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/egipet-novoe-carstvo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-5-kurs-spec-gruppa-grazhdansko-pravovaya-specializaciya-ustanovochnie-lekcii-na-5-kurs.html
  • studies.bystrickaya.ru/federalnoj-celevoj-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-dalnego-vostoka-i-zabajkalya-na-1996-2005-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prestupnost.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-ispolniteli-raboti-mihajlova-t.html
  • shkola.bystrickaya.ru/simvolika-gostepriimstva-kommunikativnoe-povedenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hub-hastid-kak-vi-sebya-chuvstvuete-sehate-shoma-chetourast-kak-vashe-zdorove-kar-baretan-chetourast-kak-dela-tradicionno-poprivetstvoval-ih-dok-na-farsi.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskaya-programma-odarennie-deti-plan-massovih-meropriyatij-36-so-shkolnikami-36-gorodskaya-programma-49.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-polozheniya-stati-1-7-uchebnik-po-obshestvenno-gosudarstvennoj-podgotovke-dlya-studentov-fakulteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-zahariya-sitchin.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-himiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacionno-ekonomicheskie-tehnicheskie-izdaniya-normativno-tehnicheskaya-dokumentaciya-na-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alyuminij-i-ego-svojstva-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mikroskopicheskoe-izuchenie-opticheskih-svojstv-kristallov-chast-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-essiya-a-021-krizis-i-antikrizisnaya-politika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnij-fond-podgotovki-kadrov-innovacionnij-proekt-razvitiya-obrazovaniya-programma-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-moya-semya-chudesnoe-mesto-dlya-zhizni-uchebno-metodicheskoe-posobie-arzamas-agpi-2005-gou-vpo-arzamasskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.