.RU

«Курс ОРКиСЭ – апробация началась…» - Руководство исследовательской работой учащихся во внеурочное время



«Курс ОРКиСЭ – апробация началась…»

Двоеглазова Марина Николаевна, г.Кировград

E-mail: marfusha67@mail.ru


1тезис: О профессиональном подходе к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики.

С апреля 2010г в четвёртых классах школ началась апробация экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Отношение общества, да и профессионального педагогического сообщества к данному курсу не оформлено; поэтому, на мой взгляд, педагогу , запускающему курс «ОРКиСЭ», целесообразно вести рефлексивный анализ разворачивающейся ситуации в рамках курса.

Рефлексивный анализ позволит:

Рефлексивный анализ экспериментального курса «ОРКиСЭ» по форме может быть в виде портфолио, а по содержанию - состоять из:

2тезис: Презентация портфолио «Основы религиозных культур и светской этики» (период апробации: апрель – май 2010г)

^ 1блок: О воспитании в школе

Цель: взращивание личностного педагогического понимания «воспитание» сообразно пониманию «воспитание» на государственном и научном уровне.

Содержание: документы, в которых на государственном уровне обсуждается вопрос воспитания подрастающего поколения в России (стандарты второго поколения в начальной школе; примерная программа воспитания и социализации обучающихся)

Значимость: если педагог понимает, что есть воспитание в современной школе, то возможно, он сможет спроектировать и запустить процесс воспитания, а также станет являться носителем ценностей, заложенных в процессе воспитания.

^ 2блок: Документы и материалы по курсу ОРКиСЭ

Цель: педагогическое осмысление целей, задач, форм, методов реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание: документы и материалы по всем модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Значимость: методическое осмысление курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволит педагогу осуществить качественное обучение, в том числе в условиях эксперимента.

^ 3блок: Уроки и внеклассные мероприятия по курсу ОРКиСЭ

Цель: методическое оснащение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Содержание: разработанные и апробированные уроки, внеклассные мероприятия с методическим сопровождением и педагогическими комментариями

Значимость: практическое осмысление педагогом курса «Основы религиозных культур и светской этики» и соотношение теоретических и практических результатов.

^ 4блок: Результативность

Цель: соотношение реального результата с предполагаемым

Содержание: педагогический материал, который позволит отследить результативность работы педагога по курсу ОРКиСЭ

Значимость: выявление «сильных» и «слабых» сторон курса ОРКиСЭ


^ Семья в проектах детей как основа духовно-нравственного развития подрастающего поколения


Долганова Зоя Владимировна, село Бродово

Zoya_Dolganova@inbox.ru


Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к род­ной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человече­ству, к человеческой культуре». Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству, народной культуре, духовным традициям народа – вот приоритетная задача стандарта второго поколения.

Это направление в педагогике не ново. Не надо никого убеждать в том, что воспитание личности начинается в семье. Здесь еще ребенком человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания, трудовые навыки, учится культуре общения. Именно семейные традиции создают дух семьи, формируют особую атмосферу взаимопонимания. Ребенок же перенимает их от старших в семье, затем передает младшим, что определяет преемственность поколений.

Осознавая это, я стала работать в данном направлении, выбрав в качестве помощника проектную деятельность, которая предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения и интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творчества, а с другой – огромный потенциал воспитательных возможностей, которыми пользуется каждый учитель.

Проектной деятельность я начала заниматься еще пять лет назад. Первым групповым проектом стала работа, созданная совместно с родителями «Мифы и легенды наших фамилий», в которой мы подробно познакомились с фамилиями в своем родословном дереве. Перед реализацией проекта мы поставили следующие задачи:

- узнать из разных источников, как возникали фамилии на Руси и на Урале;

- узнать, каковы были фамилии первых людей, пришедших в 1680 году на Бродовскую землю;

- расспросить родителей о фамилиях в своей семье в четырех поколениях;

- проанализировать полученные данные и составить сводную таблицу «Научная версия происхождения фамилий ребят нашего класса»;

- придумать версию возникновения своей фамилии;

- написать и проиллюстрировать сказку о происхождении своей фамилии.

Сначала (в теоретической части проекта) дети узнали, что фамилия может брать свое начало от имени отца; места жительства; по профессии человека; по прозвищу и по необычайному происшествию, случившемуся с человеком. Затем (в практической) провели исследование, расспросив мам и пап, бабушек дедушек о фамилиях в своем родословном дереве, составили схемы под названием «Фамилии в моей семье». Аналитическая работа по полученной информации свелась к составлению сводной таблицы «Научная версия происхождения фамилий ребят нашего класса». Например, фамилия Даши В. произошла от имени «Василий», Севы П. от профессии служителя церкви (Попов), а бабушка Насти М. носит фамилию «Белоглазова», образовавшуюся от прозвища человека и т.д.

Следующим шагом был поход в сельскую библиотеку, где нам рассказали о фамилиях первых людей, пришедших на Бродовскую землю более трехсот лет назад. После рассказа библиотекаря дети узнали, что бабушка и дедушка Димы З. (Дурницыны) являются прямыми потомками тех людей, которые впервые вступили на нашу землю. Заключительным этапом реализации проекта стало написание мифов и легенд происхождения фамилий. Каждый ребенок придумал, записал и проиллюстрировал легенду о своей фамилии. Публичным представлением проекта стала его защита на школьной научно-практической конференции в номинации «Коллективный проект младших школьников», где присутствовали и родители, и презентация итогов на районном семинаре учителей.

Следующим проектом, направленным на изучение своих корней, стала работа «Профессии в моей семье», которая преследовала цель: узнавание и приобщение к профессиям своих предков. Задачи были поставлены следующие:

- узнать о возникновениях первых профессий на Земле и Урале;

- составить перечень «старых» и «новых» профессий, найти русские пословицы и загадки о труде, составить кроссворд по теме проекта;

- расспросить родителей о профессиях в семье;

- выявить самые используемые профессии в сельской местности;

- составить таблицу класса «Моя будущая профессия»;

- сочинить маленькое литературное произведение (стихотворение, сказку, сочинение) о профессиях родителей и своей будущей;

- проиллюстрировать произведение.

Узнав о фамилиях, профессиях своей семьи, мы задались целью проанализировать традиции семей класса. Для этого создали проект «Традиции и обычаи в моей семье», в котором уточнили представления о различных традициях русского народа, в том числе в своей семье. Были поставлены следующие задачи:

- узнать из словарей Ожегова и Даля лексические значения слов: традиция, обычай, устой, обряд, ритуал, церемония;

- классифицировать традиции русского народа по направлениям;

- расспросить родителей о традициях в своей семье;

- составить сводную летопись «Традиции моей семьи»;

- сочинить маленькое литературное произведение (стихотворение, сказку, сочинение) о традициях в семье;

- проиллюстрировать получившееся произведение.

После того, как дети познакомились с традициями русского народа, они вместе с родителями стали «собирать» свои семейные обычаи, оформляя это в «Летопись моей семьи». Проанализировав летописи, ребята пришли к выводу, что на селе есть свои особенные обычаи, присущие только сельской местности. Последним шагом в реализации проекта стали литературные произведения об одной семейной традиции.

В 4 классе с учащимися был реализован проект «Вот она какая, бабушка моя» в рамках муниципального конкурса «Бабушка рядышком с дедушкой», имеющего цель – знакомство со старшим поколением семьи, воспитание уважительного отношения к ним, гордости за своих предков.

Мне кажется, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю свой семьи, своих родных, будут любить ближних, с уважением относиться к той земле, на которой они живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижением. Таких детей никогда не назовут «Иванами, непомнящими родства своего».

Ведь именно младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве в семье отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому как раз с младшими подростками так легко и интересно познавать мир, развиваться и совершенствоваться вместе с ними.


^ Комплексная образовательная дополнительная программа по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников.


Дубровина Л.М.

Низамова О.А.

Яркова А.Б.

г. Карпинск

E—mail: school2karp@rambler.ru

 


« Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский


Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть на место и роль дополнительного образования детей в современной школе.

Оно представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут выступить в роли факультативных курсов, стать прямым продолжением базовых образовательных программ, включаться в предпрофильное и профильное обучение.

В нашей школе ведётся разнопрофильное обучение. Это спортивное и физико-математическое направление.

В 2007-2008 учебном году в первых классах мы ввели Комплексную дополнительную образовательную программу по художественно-эстетическому воспитанию.

Это направление мы выбрали не случайно. По результатам опроса-анкетирования родителей первоклассников мы получили пожелания (заказ) именно на развитие у детей этого вида деятельности.

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное.

Главные задачи эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства её творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвящённые трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки не обходится ни один праздник. Много внимания уделяется музыке наших предков, живших по своим старинным обычаям.

Произведения изобразительного искусства уникальны. При их изучении очень помогут альбомы репродукций, открытки. Уместно проведение конкурсов рисунков. Они помогут выявить начинающие таланты.

Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их. Важное значение в эстетическом воспитании имеет танец. Особенно важна культура бытового танца как форма проведения досуга, как средство создания душевного настроения.

Процесс обучения имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, поэтому он ближе к природным основам развития ребёнка.

Меняется позиция педагога он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности ученика утверждается идея сотрудничества, неформального общения.

Занятия делятся на однопрофильные и комплексные. К однопрофильным относятся: « Ритмика» и « Сувенир» ( учащиеся обучаются одному виду деятельности), к комплексным: «Сказка игры» и « Азбука истоков»(учащиеся обучаются одновременно трём и более видам деятельности).

На занятиях « Ритмика» формируется художественный образ языком танца, развивается художественная и двигательная активность.

На занятиях студии «Сувенир» ставятся следующие задачи: формирование эстетического отношения к труду, культуре, представление о дизайне, здесь закладывается фундамент общетрудовой подготовки, знакомство с элементами народных росписей, нетрадиционные приёмы рисования.

Программа занятий «Сказка игры» предусматривает три основных вида художественной деятельности: выполнение учебно-тренировочных упражнений по постановке сценической речи, восприятие искусства и самостоятельное творчество учащихся (путём различных видов коллективной и индивидуальной работы), построенные на основе общения детей друг с другом. Содержание занятий способно вызвать у школьников доступные им социально значимые эмоции. Относительно простой сюжет, близкий и понятный детям, наличие элементов некоторой недосказанности даёт пищу воображению.

Предлагаемая программа « Урал. Человек. Истоки» направлена на комплексное решение задач социокультурного развития учащихся.

Главной целью реализации программы является формирование и развитие социокультурной основы личности, базирующейся на актуальных для современности традициях, обычаях народов Урала.

Особенностью содержания программы является её интегративный метапредметный характер, который базируется на системе базовых социокультурных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса.

Социокультурные технологии позволяют управлять качеством образовательного процесса; при этом выделяются следующие аспекты:

  1. содержательный- освоение системы социокультурных понятий составляющих основу содержания программы;

  2. коммуникативный- освоение форм сотрудничества, приёмов эффективной коммуникации;

  3. управленческий- развитие способностей, умения управлять собственной деятельностью, структурировать время, организовывать дискуссию;

  4. психологический- развитие мотивации к обучению, сотрудничеству для достижения личностно и социально значимых результатов;

  5. социокультурный- обогащение личного опыта за счёт восприятия позитивного культурного опыта других.

Содержание занятий, их направленность определены в соответствии с интересами, природными склонностями, способностями, потребностями детей и их родителей.

Программа рассчитана на 145 часов в год. На 4 академических часа в неделю.

Для ребёнка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому система работы с родителями представлена в виде «Школы родительской любви». Её особенностью является то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитания родителям придётся не только в педагогическом ( применительно к детям), но и в личном плане( применительно к самим себе).

В качестве целевых ориентиров в работе с семьёй определено следующее:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

- содействие сплочению родительского комитета, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность школы;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

- пропаганда опыта успешного воспитания;

Способы организации мыслительной и практической деятельности родителей разнообразны:

-собрания-практикумы

- собрания-конкурсы

- собрания-мастерские

-круглые столы

- собрания-праздники

« Школа родительской любви» рассчитана на 4 занятия в год

Условия организации дополнительного образовательного процесса по эстетическому воспитанию детей начальной школы регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом МОУ СОШ №2.

В процессе занятий обучающиеся должны знать виды искусства, проявлять эмоциональную отзывчивость, развить ассоциативное мышление, воображение, творческое отношение к жизни, уметь выражать свои чувства средствами искусства.

Должны быть развиты такие качества личности как: самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, чувство долга, ответственность, уважение друг к другу, самооценка, взаимовыручка.

В качестве оценивания результатов обучения могут быть использованы зачёты, выставки, конкурсы, представления. Такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Результаты обучения мы оцениваем с помощью мониторинга по двум группам показателей:

- учебным ( фиксирующим приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки)

- личностным ( выражающим изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном кружке, студии)

Воспользоваться можно двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:

- набор основных знаний, умений и практических навыков, которые ребёнок должен приобрести в результате освоения конкретной образовательной программы;

- систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребёнка за период его обучения по данной программе и время общения педагогом и сверстниками;

- определить степень выраженности каждого измеряемого показателя у конкретного ребёнка, а значит, и уровень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Вознаграждением служит радость творчества, чувства « Я могу!», « Я умею!». Именно на таких занятиях ученик может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.


^ Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени


Евдокимова Людмила Михайловна, Екатеринбург

vepreval@mail.ru


Накануне Дня Победы рассказываю детям в школе о подвиге российского народа в Великой Отечественной войне. Слезы наворачиваются на глаза и текут по щеке, дрожит голос, трудно говорить. Ваня поднимает руку и спрашивает:

- А Вы тогда жили?

- Конечно, нет, – отвечаю я, - я родилась через тридцать лет после начала этих страшных событий.

- А это давно? – не унимается Ваня…

У маленьких детей отсутствует чувство времени. Время для них идет, течет, летит, определяется по часам и ограничивает период жизни в 6-9 лет. По мере взросления время перестает ограничиваться движением, время начинает требовать, диктовать, определять жизнь человека.

Введение курса «ОРКСЭ» является требованием времени и обусловлено современным состоянием общества. Современные «диффузионные» этнические процессы диктуют свои условия сосуществования, нередко превращающиеся в проблемы. Вдруг у меня возник вопрос: разве раньше миграционные процессы в обществе не происходили или проходили как-то иначе?

Вспомним Древнюю Русь. Сколько народностей входило в состав Древнерусского государства? Словене, дерговичи, древляне, поляне, кривичи, вятичи, уличи, западные и южные славяне и многие другие. Только в XII веке появилось название «народ Русь», который по происхождению относится к варягам, а по языку – к славянам. Далее – миграция монголо-татар, шведов, немцев и т.д. Русь, таким образом, изначально была государством многонациональным. Менялся строй, менялись ценности и государственные границы, раздробленность сменялась единством, но многим народам России удавалось в самые трудные времена жить в согласии. Как же удавалось людям разных культур и народностей жить вместе, сотрудничать, сосуществовать? Ответ, на мой взгляд, прост. Люди просто принимали соседа таким, каков он есть, с его традициями, взглядами, ценностями. Это и есть одна из основных заповедей «Возлюби ближнего своего как самого себя», которая созвучна современным идеям толерантности. Так формировалась духовная культурно- религиозная основа многонационального российского государства.

Но почему-то в 20 веке случилось так, что люди стали забывать свои этнокультурные традиции совместного бытия (события), стали проявляться процессы духовной и культурной амнезии. Мы забываем понятия с приставкой -с-, означающей совместное бытие, единство многих. Страшно представить себе общество людей, не помнящих своих истоков, своего прошлого, поскольку «память прошлого определяет нравственность настоящего» (В.Куприн).

Курс «ОРКСЭ» может стать, в определенной степени, той «пилюлей», «витаминкой», которая даст толчок к излечению российского общества, к возрождению идей толерантности, сопричастности, содружества; к культурному возрождению России как многонационального государства. Курс дает шанс заполнить вакуум, пробел в нравственном воспитании, образовавшиеся в постперестроечных годах.

Однако, курс сам по себе, каким бы проработанным и интересным он ни был, не решит проблему духовного возрождения. Для этого нужен носитель духовности, нужна активная работа разума и души. Такими носителями могут быть родители и учителя. Но, к сожалению, современные родители принадлежат к тому поколению, когда общечеловеческие ценности были почти утрачены. Значит, весь груз ответственности падает на плечи учителя – «ваятеля душ человеческих», способного донести и передать подрастающему поколению духовно-нравственные основы жизни.

Необходимо отметить, что несмотря на четкую и яркую воспитательную направленность курса, в настоящее время есть, и еще какое-то время будут, учителя, родители, дети и другие, отношение которых к курсу неоднозначно. Поэтому надо быть готовым к тому, что процесс духовного возрождения общества длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающий развивающейся личности принять духовные традиции общества.

Вспомним о времени. Для детей, изучающих курс «ОРКСЭ», время уже приближается к характеристикам «взрослого времени», которое диктует, направляет, определяет. То есть время, в данном случае, диктует всем: детям, учителям, родителям, всем гражданам нашего огромного многонационального государства, что слова: «совесть, честь, преданность, ответственность, Родина, мама, семья, любовь….» должны быть поняты и значимы для всех, независимо от национальности, цвета кожи и языка. И результатом длительного нелегкого процесса духовного возрождения должно стать обретение каждым человеком «нашего двухтысячного» времени нравственно ориентированного «Я» с устойчивым стремлением к самосовершенствованию, сотрудничеству, соратничеству, содружеству, событию, сопричастности.


^ Школьные традиции как синтез воспитательных технологий и способы духовно-нравственного воспитания школьников.


Иванова Ираида Леонидовна, г. Невьянск


Традиции школы сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории малой Родины, родной школе, стремление приумножать ее славу...

По моему глубокому убеждению, если в школе есть традиции, никакие социально-культурные потрясения не окажут на нее радикально губительного действия. Опыт нашей школы, старейшего учебного заведения Свердловской области, готовящейся в этом году встретить свое 105-летие - тому подтверждение.

Многие школьные традиции формировались в советское время, но это вовсе не повод отказываться от них сегодня. В условиях перехода страны на новые общественно – экономические отношения в 90-е годы, многие школы открещивались от всего того, что было связано с коммунистической идеологией, а значит с целой эпохой в истории нашего народа. Хотя сегодня основной педагогический состав, имеющий регалии, звания, высокие квалификационные категории - все они воспитанники той системы. Более того, в своей педагогической практике эти педагоги зачастую используют те методы и формы работы с детьми, которые когда-то у них самих оставили неизгладимый след памяти детства.

Надо признать, что в советское время существовала единая официальная идеология, духовные и нравственные идеалы, цементирующие все российское общество, единая система, пронизывающая своими ценностями все сферы социума, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Я не ставлю свой задачей анализ ценностных установок того времени. Но я росла, училась, жила в нем, и считаю, что от того накопленного опыта в деле воспитания детей отказываться было безнравственно.

В 90-годы канули в лету общественные детские организации, которые в большей степени и решали тогда воспитательные задачи подрастающего поколения. Но это не означает, что школа осталась без воспитания. Процесс обучения не может быть не воспитывающим. Дело в другом! Школа тогда осталась практически единственным социальным институтом в государстве, занимающимся воспитанием. И как могла – выживала в условиях «шоковой терапии» перехода к рыночной экономике со всеми ее последствиями. Тогда наша школа доказала, что и один в поле воин! Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в образовании можно лишь в определенном смысле – в смысле отказа от государственного управления в этой области.

Созданные в 1984годуна базе нашей школы первые педагогические классы в области стали основой для будущей модели воспитательной работы. Тогда и зародились многие традиции, ставшие в последствии остовом всей воспитательной системы школы.

Кардинальные процессы, происходящие сегодня в политике образования нацелены на восстановление воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Эту решимость высказало государство, обеспокоенное современным положением дел в социуме, и усматривающим причину существующих проблем в девальвации духовно-нравственных ориентиров. Следовательно, воспитание становится первостепенным приоритетом и одновременно стратегической задачей в образовании. Ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи.

Этой идее подчинены и Стандарты второго поколения, и «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей» и Примерная программа социализации и воспитания обучающихся для начального общего образования.

Означает ли это революцию в системе школьного воспитания? Думаю, нет.

Изучив и проанализировав с коллегами содержание документов, изучив перечень обязательных базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации учащихся для достижения воспитательного национального идеала, мы пришли к выводу, что все годы педагогический коллектив верно выстраивал школьную систему воспитания. Все реально действующие направления воспитательной работы нашли свое подтверждение теперь уже в официальных документах.

Результативность сложившейся системы очевидна и получила признание не только в районе. Средняя школа №1 города Невьянска–неоднократный дипломант Всероссийских конкурсов «Школа года» и «Школа века»,проводимых журналом

«Педагогический вестник», дипломант Всероссийского конкурса, проводимого Академией творческой педагогики, за высокое качество образования, образцовый педагогический процесс, педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания школе присвоены звания «Академическая школа», «Школа высшей категории»,«Школа ХХI века». В 2008 году школа вошла список «Лучшие школы России», в одноимённую энциклопедию.

Наша школа традиционно одна из лидеров по количеству медалистов в районе, лидер во многих форумах фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Отмечается низкий процент девиаций.

В основе всей деятельности школы –гуманизация учебно-воспитательного процесса, организация таких условий обучения, воспитания и развития, которые в оптимальной степени способствовали бы овладению учащимися интеллектуальными, духовными и нравственными ценностями человечества.

В настоящее время педагоги на ШМО изучают имеющиеся уже в разработках и практике программы и работают над созданием проектов Целевых программ и подпрограмм согласно предлагаемой Концепцией соответствующей системы ценностей по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность, внешкольная деятельность; семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Отрадно, что многие уже реализующиеся в настоящее время воспитательные программы, технологии и существующие школьные традиции отвечают многим требованиям Стандартов второго поколения. Так, например, удачной признана самая распространенная по применению технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой), технология педагогики сотрудничества, которую, я считаю, надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, а ее концептуальные положения отражают важнейшие принципы и тенденции Стандартов.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы в нашей школе являются технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова и технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания. К числу удачных сторон организации воспитательного процесса в нашей школе следует отнести эффективное использование в воспитательной практике организацию коллективной творческой деятельности, где происходит сотрудничество субъектов в воспитательном взаимодействии всех звеньев. На этом построены многие школьные традиции, такие как: «День знаний », « Посвящение в первоклассники», «Прощание с Букварем», «Посвящение в вожатые», «Новогодние калейдоскоп», «Защитникам Отечества посвящается», «Смотр строя и песни», «Неделя самоуправления»,акции Милосердия, концерты, тематические месячники, «День открытых дверей для будущих первоклассников», «Веселые старты для выпускников и учителей», праздники первого и последнего звонка и многие другие.

В Концепции среди ценностных установок обучения и воспитания в системе общего образования указаны традиционные российские религии, которые являются источниками национальной духовности. Предусматривается возможность в культурологическом контексте усвоение школьниками системных представлений о вере в Бога, святости и благочестии, религиозных организациях.

Эта ценность давно культивируется в воспитательной работе школы. Тесное сотрудничество с Духовным центром Спасо-Преображенского собора г. Невьянска, позволяет совместно с детьми и родителями организовывать и проводить литературно - музыкальные вечера, посвященные Дню Матери, Дню Защитников Отечества, Святых жен-мироносиц, празднование Великих православных праздников, научно-исследовательские конференции ( н-р, «Мой язык, моя страна», «О Святых Царственных Страстотерпцах»), различные акции (н-р, «Безмолвная революция»), классные часы на нравственные темы, родительские собрания по проблемам воспитания, организовывать экскурсии в местные храмы и паломнические поездки по святым и историческим местам района, области, страны ( н-р, Верхотурье, Ганина яма, Алапаевск, памятные места Екатеринбурга, Киево-Печерская, Троице - Сергиева и Александро - Невская Лавры, святые источники и мужской монастырь с. Тарасково, исторические и православные святыни Москвы, по Пушкиногорью, Золотое Кольцо России и др.).

Ребята всегда с большим удовольствием и желанием принимают участие в подобных мероприятиях, и не важно, надо ли построить горку у храма к Рождеству или очистить дорожки от снега для прихожан, или помочь развесить по городу объявления о предстоящих мероприятиях в храме или же позвонить с одноклассниками в колокола на звоннице храма в пасхальную неделю и поучаствовать в праздничном выступлении на сцене в городском Дворце культуры, славя Светлое Христово Воскресенье. То, что эта совместная деятельность школы и православного храма несет в себе колоссальный духовно-нравственный воспитательный потенциал, сомневаться не приходится.

Возрождение духовно-нравственного и физического здоровья детей и молодежи Урала, преодоление духовного кризиса общества возможно только в атмосфере терпимости, милосердия, социальной стабильности и мира, любви к своей Родине. Известный психолог В. Франкл формулировал идею о том, что духовным ценностям нельзя научиться, их необходимо пережить. Идеальным местом и «инструментом» для переживания истории и культуры является музей истории школы - еще одна добрая традиция универсальной связи времен. Музей создавался к 95-летию школы и был открыт 1 сентября 1999 г. Он стал гордостью и визитной карточкой нашего учебного заведения. Рождение музея стало логическим результатом многолетней краеведческой, поисковой и исследовательской работы педагогов и школьников разных поколений и лет выпусков.

В формировании и оформлении музея участвовали все: и педагоги, и родители и дети.

И сегодня школьный музей является одним из систематизирующих факторов воспитательной работы в школе, центром краеведческой деятельности.

Наш музей - это особый мир. Это встреча с юностью тысяч выпускников разных лет. Музей располагает более 3 тысячами единиц хранения. В 2010 г. музей успешно прошел областную аттестацию и подтвердил статус «Школьный музей». Формы работы музея самые разнообразные. Самая востребованная - тематические экскурсии и лекции с использованием интерактивных форм, проводимые ребятами из лекторской группы музейного кружка как для учащихся своей школы, так и для гостей. (Н-р, «История Невьянской женской гимназии», «Школа в революционный и послереволюционный период», « Школа в годы войны», «История Невьянского эвакогоспиталя», «Детство, опаленное войной…» (о выпускниках школы 40-х г.), «Костоусов Виктор Федорович - Герой Советского Союза», «История детских и молодежных организаций в школе в советский период (октябрята, пионеры, комсомольцы)», «История педагогических классов», « Школа на современном этапе», «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (о заслуженных учителях школы ), «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» (о знаменитых выпускниках),обзорные экскурсии).

На базе музея организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда, тружениками тыла, детьми войны, переписка и встреча с выпускниками школы, ведется активная поисковая работа, проводятся благотворительные акции памяти, члены краеведческого кружка участвуют в подготовке общешкольных линеек и торжественных мероприятий в традиционные месячники патриотического воспитания (февраль и май).

Располагая интересной и познавательной информацией об истории школы, этапах ее развития, учительстве, музей стал настоящим союзником в учебно-воспитательном процессе. Проведение уроков истории и краеведения в музее делает их более интересными и увлекательными для ребят.(Н-р, уроки для 9-11 классов «Культура России начала ХХ века» (история образования - гимназия), «Культурная революция» (школа 2 ступени имени Карла Маркса), «Все для фронта, все для Победы!» (Тыл в годы войны, школа в годы войны), «Оттепель». Развитие науки и образования (реформа в образовании).

Великий Конфуций заметил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я, может быть пойму, вовлеки меня – и я этого не забуду никогда». В основе понятия лежит удивление и интерес. Но как сократить путь вхождения ребенка в культуру, как переступить «порог музея»? Мы нашли ответ - через исследовательскую работу!

Ведя поисковую работу, изучая историю школы, города и края, ребята создают научно-практические проекты по краеведению. 45% из них посвящены истории школы. Вот лишь некоторые из них: «История Невьянского эвакогоспиталя», «История народного образования в начале ХХ века («Школа в свете советских образовательных реформ»), «История педагогических классов - от 30-х до 80-х»,«Опаленные сороковыми…» (о выпусках военные лет), «От гимназии к гимназии…».

Материалы музея постоянно пополняются. Помнится как ребята во время «краеведческого десанта» находили удивительные вещи. Со временем в музее появились рушники, горшки, самовары, старинные книги, утюги и прочее. Жаль, что небольшое помещение музея не позволяет оформить еще одну экспозицию, связанную с историей быта невьянцев, но эти экспонаты хранятся в кабинете краеведения и живо используются на уроках, народных праздниках, и в качестве реквизита на традиционном Дне Лицея.

Члены краеведческого кружка активно пополняют информацией свои странички на сайте школы.

Ежегодно в сентябре на общешкольной линейке члены Совета музея вручают классам поисковые задания. К заданиям дается подробная инструкция и рекомендации, ставится цель, задачи. Музей всегда готов оказать помощь, подсказать, где найти материал, как лучше затем его оформить. Итоги поисковой работы подводятся на традиционной школьной краеведческой конференции, которую проводят члены краеведческого кружка.

Мы стараемся адаптировать к современным условиям богатый краеведческий опыт, накопленный школой в прежние десятилетия. Уверены, что этот опыт поможет педагогам в реализации воспитательной составляющей образовательной программы.

Решение проблем духовно-нравственного развития ребенка одной лишь школой без опоры на социальных партнеров, было бы нелегко. Это понимали и разработчики Концепции, выделяя среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания - социально-педагогическое партнерство. Эту необходимость педколлектив школы осознал еще ранее, поэтому родительская общественность всегда в ряду активных помощников и участников в школьных традиционных мероприятиях(Дни Здоровья, День рождения школы, Новогодние торжества, Сладкая ярмарка, Акции милосердия),в обсуждении насущных вопросов жизни школы и вопросов воспитания детей на общешкольных конференциях.

Традиционно в школе сложилась система работы и с другими социальными партнерами –общественными и государственными организациями Невьянского городского округа.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно - нравственного воспитания. Только в этом случае мы достигнем желаемого результата!

Вот так, всем миром воспитывали и будем воспитывать наших детей, через ценности и опыт предшествующих поколений, и добрые традиции школы с более, чем вековой историей.


kurs-prepodavaniya-russkoj-literaturi-rasschitan-na-5-let-avtorom-dannogo-kursa-yavlyaetsya-g-s-merkin-s-a-zinin-v-a-chalmaev-programma-postroena-v-sootvetstvii-s.html
kurs-priem-2011-g-sessiya-s-24-02-po-09-03-2014-god-mirovaya-ekonomika.html
kurs-professionalnih-boleznej.html
kurs-prokurorskogo-nadzora-boris-vasilevich-korobejnikov-stranica-3.html
kurs-psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-detej-orientirovan-na-reshenie-sleduyushih-zadach.html
kurs-rab-ekzamen-ekonomika-organizaciikr-doc-kuznecov-s-yu-fevral.html
  • lecture.bystrickaya.ru/andrej-belij-na-rubezhe-dvuh-stoletij-vospominaniya-v-3-h-knigah-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-10-11-klassov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivodi-1-tihomirov-a-v-t-46-organizacionnie-nachala-publichnogo-regulirovaniya-rinka-medicinskih-uslug.html
  • learn.bystrickaya.ru/fedor-bondarchuk-priehali-v-tuvu-iobaldeli-informacionnoe-agentstvo-tuvaonline-10082011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-prohozhdenii-preddiplomnoj-praktiki-kakurinoj-a-m.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogi-na-potreblenie-i-osobennosti-ih-funkcionirovaniya-v-usloviyah-respubliki-kazahstan.html
  • student.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovaya-deyatelnost-1-organizacionno-pravovaya-deyatelnost-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-teoriya-vosproizvedeniya-federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-doktor-tehnicheskih-nauk.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1929-s32-sl-krivelev-i-evangelskie-skazaniya-i-ih-smisl-m-1957.html
  • testyi.bystrickaya.ru/84-cena-ceni-ili-poryadok-opredeleniya-ceni-razmesheniya-cennih-bumag-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-aukciona-i-o-glavnogo-vracha-muz-mihajlovskaya-crb.html
  • turn.bystrickaya.ru/piramida-dep-atalatin-figurani-alamiz-andaj-da-br-zhazitiinda-kpbrish-mselen-abcd-tktrtbrishi-zhne-zhazitiinda-zhatpajtin-s-nktes-berlsn-o-nktesn-kpbrishti-tbelermen-osip-piramida.html
  • education.bystrickaya.ru/312-vibor-i-raschet-bunkerov-i-skladov-proizvodstvennaya-programma-predpriyatiya-72-11-vibor-i-raschet-oborudovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-proektnie-resheniya-po-strategii-razvitiya-i-obosnovaniyu-predlozhenij-po-territorialnomu-planirovaniyu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5b050600-ekonomika-1-kurs-1-semestr.html
  • literatura.bystrickaya.ru/simptomi-ukazivayushie-na-bolezni-pecheni-prakticheskie-rekomendacii-po-ochistke-i-ozdorovleniyu-pecheni-vtorostepennie.html
  • grade.bystrickaya.ru/narusheniya-rechi-i-ih-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-prichini.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-otchetnost-rukovodstva-posobie-dlya-chlenov-pravleniya-mikrofinansovih-organizacij-monitoring-finansovih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-19.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-221700-68-standartizaciya-i-metrologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-na-temu-pismennie-tvorcheskie-raboti-na-urokah-istorii-i-obshestvoznaniya-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-kak-rezultat-samostoyatelnogj-poznavatelnoj-deyatelnosti-shkolnikov.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskoj-pomoshi-socialnaya-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-2005-316s.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22-yuridicheskaya-otvetstvennost-i-spravedlivost-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-34-bbk-66-0.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazivayut-posledovateli-nikolaya-nikolaevicha-dolgorukogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prestupleniya-v-sfere-kompyuternoj-informacii-ugolovno-pravovoj-i-kriminologicheskij-analiz.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-harakteru-voprosi-mogut-bit-a-blagozhelatelnimi-b-nejtralnimi-v-neblagozhelatelnimi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebno-ekzamenacionnoj-sessii-2-slushatelej-4-kursa-nabor-2006-g-zaochnogo-obucheniya-po-specialnosti-030505-pravoohranitelnaya-deyatelnost-srok-obucheniya-6-let.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-6-klass.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-diplomaticheskih-snosheniyah-kotoraya-bila-otkrita-dlya-podpisaniya-18-aprelya-1961-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raamatus-on-piltlikul-kujul-eelkige-tabelites-grammatiline-materjal-grammatikat-on-ptud-esitada-ssteemselt-teemade-kaupa-andes-konkreetse-pitava-keelematerjali-kohta-seletusi-sulle-ka-emakeeles-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/centr-ocenki-i-kontrolya-kachestva-obrazovaniya-metodicheskaya-razrabotka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-r-05-geotektonika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-vnutrennego-kontrolya-metodicheskie-rekomendacii-o-sisteme-upravleniya-kachestvom-i-bezopasnostyu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-urok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/armiya-ne-stanet-menshe-vedomosti-nikolskij-aleksej-ivanova-svetlana-06032006-38-str-a3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.