.RU

Культура края - ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ (1930—2005 гг.)



^ Культура края

в годы предвоенных пятилеток


Ликвидация неграмотности и малограмотности.


На рубеже 20—30-х годов начинается новый этап в развитии культуры. Утверждение тоталитарной мо­дели ее развития привело прежде всего к идеологизации всех сфер культурной жизни. Все больше усиливался контроль со стороны партийных органов. Представители старой интеллигенции уже в меньшей степени влияли на те или иные социокультурные процессы. К руководству культурой приходили новые люди, прежде всего те, кто получал образование в советских учебных заведениях, или те, кто попадал в учреждения культуры как выдвиженцы. Они стали проводить идею о воспитательном значении культуры для нового общества.

В ряду первоочередных задач продолжала оставать­ся задача ликвидации неграмотности и малограмотно­сти населения страны. В 1929 г. было принято поста­новление ЦК ВКП(б) «О работе по ликвидации негра­мотности». В свете этого постановления последовало и специальное решение бюро Ярославского окружного комитета ВКП(б) о развертывании работы всеми орга­низациями региона, особенно комсомолом. Эти меро­приятия стали «политически ударной задачей». Комсо­мольские организации страны объявили «культурный

поход» за всеобщую грамотность, осуществлять кото­рый стала так называемая «культурная армия». Участ­вовали в походе не только комсомольцы, но и другие категории грамотного населения. В Ярославском крае комсомол развернул работу по привлечению доброволь­цев к культурной работе на селе. Число участников культпохода постоянно возрастало. В 1930 г. их было около полутора тысяч, а в следующем году — две тыся­чи. К середине 1931 г. город Ярославль был объявлен городом сплошной грамотности. В то же время в про­цессе пополнения городских рабочих выходцами из сельской местности приходилось еще долгое время за­ниматься подобной работой. Строящиеся ярославские предприятия постоянно требовали притока рабочей си­лы. Большая часть новых рабочих набиралась из сель­ской местности, где уровень грамотного населения оста­вался значительно ниже, чем в городе. Поэтому Яро­славль не мог быть городом сплошной грамотности.

В начале тридцатых годов Ярославский горком ВКП(б) принял решение о формировании сети учебных заведений для образования рабочих. Стали создаваться комбинаты рабочего образования. В их задачу входило не только обучение рабочих грамоте, но и техническим на­выкам, поскольку для сельских жителей это было перво­очередной задачей в освоении рабочих профессий.

В 1931 г. в Ярославле работало 9 комбинатов рабоче­го образования. Контингент учащихся в них постоянно пополнялся. К началу 1932 г. в комбинатах обучалось бо­лее 20 тысяч рабочих. Кроме таких учебных заведений работали технические школы и производственно-политех­нические курсы. Особенно активно этой формой образова­ния занимались рабочие резинокомбината. К 1933 г. здесь учились все неграмотные рабочие. За достигнутые в области обучения рабочих результаты комбинату было вручено переходящее Красное знамя.

На других предприятиях аналогичной работой зани­мались не столь успешно. Кроме того, оставались негра­мотными другие категории городского населения. Как ре­зультат, к 1937 г. в городе еще оставалось 2 тысячи неграмотных и малограмотных.


^ Общеобразовательная школа.


Решение о введении в стране всеобщего начального образования было принято еще в 1925 г., но реальное осуществление намеченных планов началось лишь в кон­це 20-х годов. В первую очередь этот вопрос решался в городе, где материальные условия были значительно лучше, чем в сельской местности. В начале 30-х годов в Ярославле, например, охват детей школьного возраста школой был практически стопроцентным.

Важным показателем в развитии общеобразователь­ной школы стало открытие во всех крупных городах об­ласти школ-десятилеток. Их появление было обусловлено партийным постановлением 1932 года. Работа таких школ являлась необходимым условием развития высшей школы и подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства.

Было упразднено разделение семилетних школ на фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодежи. Семилетняя школа стала единой для города и деревни.

В 1934 г. было принято постановление «О структуре начальной и средней школы СССР», по которому система школьных учреждений стала следующей: начальная че­тырехлетняя школа (могла входить в семилетнюю сред­нюю или работать самостоятельно), неполная средняя се­милетняя и полная средняя десятилетняя. Кроме того, к общеобразовательным стали относиться рабочие фа­культеты (рабфаки) и школы взрослых для обучения без отрыва от производства.

Увеличение числа учащихся потребовало расшире­ния материальной базы. В середине 30-х годов началось повсеместное строительство новых школьных зданий, и был разработан долгосрочный план по сооружению но­вых школ.

Только в Ярославле к 1936 г. появилось 10 новых , школьных зданий. Всего по области в период с 1929 г. по 1939 г. было построено 148 школ. К началу 1941 г. в об­ласти действовало 1763 начальных школы, 373 неполных средних, 119 полных средних школ. В общей сложности во всех типах школ обучалось 385 тысяч детей.

Дальнейшее развитие школьной сети было приоста­новлено начавшейся войной.

Важным направлением в организации обучения ста­ло совершенствование методик преподавания.

В Ярославле работал городской методический кабинет, который в 1938 г. был преобразован в Институт повыше­ния квалификации учителей. Институт координировал ра­боту районных и школьных методических и педагогиче­ских кабинетов, проводил областные научно-педагогиче­ские конференции.


^ Внешкольная работа с детьми.


Расширение школьной сети сопровождалось увеличением сети профиль­ных внешкольных учреждений, на­правленных на формирование творческих начал в станов­лении личности детей. К таким учреждениям относились станции юных натуралистов, станции юных туристов, детские спортивные школы, технические станции. По­следние объединяли в Ярославской области более полуто­ра тысяч школьников.

Важным этапом в развитии туризма в Ярославском крае стало создание в 1934 г. городской детской экскурсионно-туристской станции. В 1936 г. она была преобразова­на в областную (ОДЭТС). Штат станции состоял из семи че­ловек, большинство из которых имело высшее образование. Директором стала М. Т. Иванова. Станция занималась раз­работкой туристско-экскурсионных маршрутов как по горо­ду, музеям, так и дальних. В конце 1930-х годов под руко­водством преподавателей станции были проведены экспеди­ции на Кольский полуостров, туристические походы по Военно-Грузинской дороге, по местам ссылки Сталина и Молотова, в Крым, организованы водные походы Уг­лич—Горький по Волге, по реке Нерль до Плещеева озера, по реке Вексе и другие. Особым направлением работы были эстафетные походы, которые имели целью изучение расти­тельного и животного мира края, поиск полезных ископае­мых, знакомство с историческими местами, способствова­ние развитию туризма в районах Ярославской области.

Станция очень активно занималась организацией пер­вичных туристических ячеек в школах, клубах пионеров.


Создавались первичные группы из школьников 5—7 клас­сов, а также группы повышенного типа, маршрутные группы. Станция на летнее время открывала временную базу по приему школьников других городов, создавала ту­ристические лагеря. При ней работал клуб юных тури­стов, помогавший сотрудникам в разработке новых мар­шрутов. Клуб имел следующие секции: ботаники, зооло­гии, геологии, истории, водных видов спорта.

Всего по области в 1940 г. насчитывалось 78 кружков юных туристов начального типа, из которых 35 работали в Ярославле и 43 в районах. Больше всего кружков повы­шенного типа было в Ярославле. Работа кружков и стан­ции широко освещалась в местной прессе, на радио. Прово­дились районные слеты с выставками результатов походов. В отчете станции за 1939 г. отмечалось, что туризмом охвачено 3704 человека, а экскурсиями — 9340 человек.

В декабре 1940 г. был опубликован приказ наркома просвещения В. В. Потемкина о детском туризме в шко­ле, по которому все директора школ были обязаны разви­вать детский туризм через создание кружков юных тури­стов. Директор Ярославской ОДЭТС через инструкторов станции контролировала этот процесс. Довольно тесными были связи станции и с руководством отделов народного образования, комитетами комсомола.


^ Профессиональное образование.


Активно реформировалась и система профессионального образования. В на-

чале 30-х годов она включала сле­дующие типы учебных заведений: школы фабрично-завод­ского ученичества, техникумы, училища, работавшие как средние учебные заведения, а также учебные академии, институты, работавшие как вузы. В 1940 г. в систему во­шли учебные заведения, осуществлявшие подготовку рабо­чих для всех отраслей народного хозяйства: ремесленные училища, школы фабрично-заводского ученичества, желез­нодорожные училища, учащиеся которых находились на полном государственном обеспечении.

Низшей формой профессионального образования были различные школы и курсы. Как правило, они создава­лись при крупных предприятиях, которые были заинтересованы, прежде всего, в обучении своих рабочих. Поэтому такие заводы как «Победа рабочих», резинокомбинат заботились о повышении квалификации сотрудни­ков. Последний, например, создал в 1933 г. 16 ячеек об­щества «За овладение техникой». Здесь 18 дней каждого месяца рабочие без отрыва от производства занимались технической учебой.

Получили распространение кружки техминимума, дея­тельность которых была одобрена в 1935 г. ЦК партии. Участие рабочих в них стало обязательным, причем уча­щиеся этих кружков должны были сдавать специальные технические экзамены. К 1936 г. около половины рабочих «Красного Перекопа», автозавода, резинокомбината сдали такие экзамены.

Только в Ярославле работало 20 школ ФЗУ, в кото­рых обучалось около 6,5 тысяч учащихся. Большинство крупных предприятий области имели свои школы фабзауча.

В начале 30-х годов очень остро встал вопрос о подго­товке квалифицированных кадров для строительства и про­мышленности. Недостаток специалистов высшего и средне­го звена был очень ощутим в Ярославском округе. К 1930 г. здесь работало всего 930 инженеров и техников, из которых только 18% имели высшее, а 30% — среднее образование, причем большинство из них получили образо­вание до революции.

Для решения этой проблемы предпринимались раз­личные шаги, в том числе открытие рабочих факульте­тов. Всего их работало 5: педагогический, энергетиче­ский, железнодорожный, химический и отделение Ле­нинградского электромеханического института. В них обучалось 1830 человек, причем 1254 — на педагогическом факультете. Практически ту же задачу решали и подгото­вительные курсы для поступления в различные профес­сиональные учебные заведения. Только в Ярославле на них обучалось 608 человек. К поступлению во втузы про­должал готовить вечерний рабочий факультет, открытый в Ярославле еще в 1926 году.

Важную роль в подготовке специалистов для всех от­раслей промышленности и культуры стали играть техникумы. В 1930 г. к имеющимся в Ярославле техникумам прибавились строительный, химико-лакокрасочный, же­лезнодорожный, авторемонтный, резино-химический, авто­строительный, библиотечный.

В связи со строительством в Ярославле завода по про­изводству синтетического каучука требовалось большое количество специалистов в области химического произ­водства, тем более, что эта отрасль промышленности в го­роде становилась доминирующей.

В 1935 г. произошла реформа химического технику­ма, который был объединен с текстильным, лакокрасоч­ным и Московским техникумом резиновой промышленно­сти. В нем стало обучаться около 900 человек. В 1948 г. он вошел в состав Ярославского химико-механического техникума.

Техникумы укрупнялись путем объединения, так про­изошло и с автостроительным техникумом. Сначала он был переименован в автомеханический, а затем, в 1936 г., в его состав вошел авторемонтный техникум.

Исходя из требований подготовки кадров для всех от­раслей производства края, создавались и новые учебные заведения. Появились новые техникумы в Рыбинске — авиационный в 1930 г. и машиностроительный в 1943 го­ду. В 1938 г. в Ярославле был создан текстильный техни­кум, в состав которого затем вошел обувной техникум. В Ростове в 1930 г. был организован техникум трактор­ного и сельскохозяйственного машиностроения, позднее называвшийся сельскохозяйственным техникумом меха­низации. В 1935 г. Пошехоно-Володарский льноводче­ский техникум, возникший в 1931 г., был преобразован в полеводческий. С 1944 по 1956 г. работала специальная школа мастеров сыроделия в Угличе.

Что касается высших учебных заведений, то до нача­ла 30-х годов в городе работал только педагогический ин­ститут. В 1931 г. были открыты вечерний металловтуз и отделение Ленинградского института инженеров желез­нодорожного транспорта. Работала Высшая коммунисти­ческая сельскохозяйственная школа, которая готовила руководящие кадры для деревни, а также районных партийных и советских работников.


^ Музейная работа


В 1924 г. несколько ранее самостоятельных музеев объединились в Ярославский государственный областной музей. С 1928 г. он стал подчиняться Губернскому музей­ному управлению. В связи с образованием в 1929 г. Ива­новской промышленной области, в состав которой вошла и Ярославская губерния, музей стал называться окруж­ным. В 1937 г. он снова становится областным краеведче­ским музеем.

В начале 30-х годов при музее был создан, как сове­щательный орган, методический совет, состоявший не только из сотрудников музея, но из представителей науч­ных, образовательных и советских учреждений. Практи­чески все направления работы музея планировались и контролировались этим органом.

Работа музея строилась по трем основным направле­ниям: изучение исторического прошлого, социалистиче­ское строительство, природа и естественно-производи­тельные силы края. В 1932 г. по рекомендации Наркомпроса стали создаваться экспозиции по природе и производительным силам, истории общественных фор­маций и социалистическому строительству. Основным признавался отдел социалистического строительства. В 1938 г. Институт музейно-краеведческой работы орга­низовал в Ярославском музее показательный отдел со­циалистического строительства, на примере которого стали строиться экспозиции в других музеях страны. Кроме основных были созданы историко-революцион­ный, антирелигиозный и политехнический отделы. В 1934 г. было решено на базе антирелигиозного отдела создать самостоятельный музей.

В начале 30-х годов обязанности директора музея испол­нял А. Я. Громов, которого в 1938 г. сменил В. В. Катков. Совершенствование работы музея осуществлялось через про­ведение техминимумов. Это означало изучение сотрудника­ми краеведческих тем, самостоятельное описание поступаю­щих экспонатов, проведение всех видов экскурсий.

Главное внимание музей сосредоточил теперь на пока­зе достижений социалистического строительства. Актив­но велось изучение промышленных предприятий области, исследовалась история рабочего движения, шло накопле­ние материалов по бытовым аспектам жизни ярославской деревни, изучались производительные силы края. Музей проводил большую экспедиционную работу.

Так, например, в 1935 г. совместно с Институтом ма­териальной культуры велись археологические раскопки у поселка Красный Холм, обследовались археологические памятники у сел Великое и Михайловское, деревень Оре­хово-Холм, Кудринское. В 1940 г. совместно с Институ­том материальной культуры были проведены раскопки на месте основания города Ярославля. В это же время само­стоятельные экспедиции музея были организованы для сбора материалов по кустарным промыслам. К концу 30-х годов музеем было проведено 17 археологических экспедиций, 14 экспедиций по изучению промышленных предприятий, 11 — по изучению природы края и другие. В 1939 г. сотрудники подготовили путеводитель по му­зею. К 1940 г. было открыто 6 новых экспозиций.

Политико-просветительные задачи музея определяли методы работы с посетителями. Особое внимание уделя­лось, например, работе с сельскими жителями, для кото­рых разрабатывались специальные экскурсии. В экспози­циях отражались достижения современной деревни. Рабо­та по привлечению посетителей в музей велась и среди промышленных рабочих, военнослужащих.

Особое внимание музей уделял работе с учащимися. С 1934 г. при музее стали создаваться кружки для уча­щихся. В них занимались школьники, которых знакоми­ли с историей, памятниками, культурой, природой края. В 1937 г. при музее была создана комната школьника, где были собраны коллекции и экспонаты, необходимые для учебного процесса. Сотрудники музея разрабатывали методические материалы для школ.

Помимо организации выставок, сотрудники музея ак­тивно занимались лекционной работой на предприятиях, в клубах и колхозах. В 40-е годы сотрудники стали вы­ступать на радио, где помимо рассказов о работе музея читались лекции на краеведческие темы.

Работники музея предпринимали попытки создать и новые музеи в городе. Так, в 1939 г. был открыт литературный музей, просуществовавший всего один год, по­скольку занимаемое им помещение церкви Спаса на Го­роду было сдано в аренду. То же произошло и с создан­ным в церкви Николы Надеина архитектурным музеем. В 1938 г. в церкви Ильи Пророка был открыт антирели­гиозный музей, отделившийся затем от краеведческого музея. Просуществовал он также недолго, до 1941 года.

При всех позитивных изменениях в работе музеев, по мнению Ярославского обкома ВКП(б), в 1939 г. в работе областного краеведческого музея имелись серьезные не­достатки. Музеи слабо отражали историко-революцион­ные события и социалистическое строительство в крае.

Именно поэтому было принято постановление о созда­нии экспозиции по истории ВКП(б), которая должна быть построена в полном соответствии с «Кратким курсом исто­рии ВКП(б)». Подлежала восстановлению усадьба «Горки» в Переславском районе, в которой бывал В. И. Ленин. Но многие решения об улучшении работы музеев, сохра­нении памятников архитектуры остались нереализованны­ми в связи с начавшейся войной.

В крайне запущенном хозяйственном состоянии нахо­дились районные музеи. Так, к 1940 г. в Угличском му­зее из-за отсутствия отопления не работало в осеннее и зимнее время большинство отделов. С фондами музея практически не работали. Музейная работа еще более осложнилась, в том числе и по причине эвакуации части музейных фондов в глубокий тыл.


^ Охрана памятников.


К началу 30-х годов сложился новый взгляд на сохранение культурного наследия прошлого. Большинство ор­ганизаций, занимавшихся охраной и популяризацией па­мятников культуры были закрыты. Изменилась и роль музеев в этом процессе. С ликвидацией Центральных госу­дарственных реставрационных мастерских в 1934 г. прак­тически прекратились и реставрационные работы на мес­тах. Местные музеи не могли проводить такую работу, по­скольку не имели достаточных средств.

Многие памятники стали использоваться под хозяйст­венные нужды. Так произошло в Ярославле, Угличе, Ростове и других городах области, где многие соборы стали приспосабливать под склады и различные учреждения, а част памятников просто была разрушена. Например, Успенский; собор в Ярославле использовался под склад. Афанасьевский монастырь — под мастерскую Общества слепых, церкви Святого Духа — под магазин, Иоанна Предтечи — под столовую, Симеона Столпника — под школу. Под складские помещения стали использоваться здания Авраамиевского и Спасо-Яковлевского монастырей в Ростове. Под мастерские и общежитие передавалась Преображенская церковь в Тутаеве. В Переславле Даниловский монастырь использовался машинно-тракторной станцией.

Газета «Северный рабочий» писала в 1932 г., что Ярославль должен стать образцовым социалистическим горо­дом, «а не музеем церковных древностей... церковно-монастырской и тюремно-купеческой архитектуры». К 1937 г в сельской местности была закрыта практически половина всех храмов. Если учесть, что с этого времени набирала темпы антирелигиозная работа, то становятся очевидными ее последствия. Союз воинствующих безбожников, возник­ший еще в 1925 г. и функционировавший до 1947 г., стал проводником новой политики в деле охраны памятников. В Ярославле в его рядах насчитывалось около 47 тысяч человек.

Противостояли этой организации только музейные ра­ботники, но и они не могли отстоять все разрушавшиеся памятники. Музеи стремились сохранить хотя бы имущест­во закрывающихся храмов и монастырей, поскольку утраты могли стать невосполнимыми. Ярославский окруж­ной финансовый отдел, например, предлагал иконы, изъя­тые из храмов, в качестве поделочного столярного материа­ла местным деревообделочным организациям, а невостребо­ванные передавались ОГПУ для сожжения. Иконостасы зачастую передавались на дрова. На переплавку шли и цер­ковные колокола. Так, Ростовский горсовет принял реше­ние о запрете звонов уже в начале 1930 года.

Даже те колокола, которые удавалось спасти музеям, могли изыматься из фондов. Местные власти не очень стремились помогать музейным работникам, поскольку значительная часть средств от продажи имущества шла

в местный бюджет. Но при участии музейных сотрудни­ков удавалось принимать некоторые решения, направлен­ные на сохранение памятников. В 1932 г., например, бы­ло принято решение Ярославского облисполкома «Об охра­не памятников искусства, революции, старины, быта и природы».

Созданный в 1932 г. Комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК вновь стал проводить работу по учету памятников в стране. В 1934 г. были поставлены на государственную охрану 29 памятников архитектуры по Ярославскому округу. В список вошли наиболее цен­ные памятники церковной архитектуры XVII в. (церкви Ильи Пророка, Николы Надеина, Иоанна Златоуста и др.)- С этого же времени реставрационные работы мог­ли проводиться только в соответствии с планом, утвер­жденным отделом по делам музеев.

Музеи, в чьем ведении были многие памятники, мог­ли сдавать их в аренду и контролировать использование. Ярославский краеведческий музей в 1935 г. сдал в аренду 25 памятников. Но последующие проверки показали, что арендаторы не поддерживали здания в необходимом му­зею состоянии, переделывали их, приспосабливали под свои нужды. Многие памятники передавались без взима­ния арендной платы, что делало их еще более доступны­ми для перестроек и разрушений. Местные органы вла­сти не всегда прислушивались к мнению музейных со­трудников, а уровень образования и компетентности многих из них был крайне низок, что сказывалось на от­ношении к культурному наследию.

Наркомпрос стремился контролировать работу ярослав­ских музеев. Так, по материалам проверки 1937 г. отмеча­лось, что «музейный участок в Ярославской области явля­ется запущенным, отсталым...» В эти годы музеи должны были заниматься пропагандой «исторических решений Ленинско-Сталинской партии», но по мнению инспектора Наркомпроса А. А. Семеновой, в ярославских музеях это Делалось крайне слабо. Так, например, в отделе природы Ярославского областного музея не было стержня и «пар­тийной настроенности», а в историческом отделе не чувст­вовалось «руководящей идеи». Объяснялись такие просчеты просто — директор музея «ныне разоблаченный враг народа», а сотрудники — троцкисты, дети служителей куль­та, административно высланные и т. п.

К концу 30-х годов центральными органами стали чаще проводиться проверки состояния памятников. В 1939 г. такая проверка, проведенная в Ярославской области, выявила серьезные разрушения. Директор областного музея В. В. Катков должен был взять под контроль все памятники. В производственные планы всех музеев области были включены мероприятия по обследованию и описанию па­мятников архитектуры, составление смет на реставрационные работы, контроль за арендаторами зданий. Технический осмотр зданий по Тутаевскому, Ростовскому, Борисоглебскому, Некрасовскому и другим районам был произведен архитектором музея И. А. Брылевым. Были проведены паспортизация и научное описание памятников Ярославле, Но на практике наблюдение за охраной арендованых культовых памятников практически не велось.


konkursi-festivali.html
konkursi-i-granti-stranica-4.html
konkursi-i-viktorini-kak-mi-neistovo-lyubili.html
konkursi-konkursi-ao-turgaj-petroleum.html
konkursi-konkursi-too-sagiz-petroleum-kompani.html
konkursi-liderov-aktivistov-i-proektov-organov-samoupravleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-drsk-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-19-avgusta-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-ix16-bazelskaya-konvenciya-o-kontrole.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/relejnij-zahist.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obemnie-i-centrobezhnie-gidravlicheskie-mashini-princip-raboti-gidroprivoda.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-voronezhskogo-istorika-s-v-hatunceva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-nalogovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-13.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-o-poryadke-videleniya-za-schet-byudzhetnih-assignovanij-iz-byudzheta.html
  • university.bystrickaya.ru/g-g-matveeva-aktualizaciya-pragmaticheskogo-aspekta-nauchnogo-teksta-izdatelstvo-rostovskogo-universiteta-1984-132-s.html
  • esse.bystrickaya.ru/pronozirovanie-finansovogo-sostoyaniya-i-diagnostika-bankrotstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1--klassifikaciya-operativnoj-pamyati-ozu-uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obzor-i-analiz-tehnologij-uborki-zernovih-kultur-razlichnimi-sposobami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-struktura-dannih-na-magnitnih-diskah-plan-konspekt-uroka-prezentaciya-k-uroku-dopolnitelnij-material.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-uchebno-teoreticheskoe-izdanie-sovokupnost-otdelnih-lekcij-polnostyu-osveshayushee-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-otrazhaet-material-chitaemij-opredelennim-prepodavatelem-cel-kursa-lekcij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-municipalnogo-konkursa-socialno-znachimih-proektov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-otvetnie-repliki-s-otricatelnoj-chasticej-zamestitelem-not-p-a-afanasev-strukturno-semanticheskie-tipi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-principi-ocenivaniya-pismennoj-kursovoj-i-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozdushnij-kodeks-chast-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-sudebnaya-i-arbitrazhnaya-praktika-kurs-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-obshaya-chast-m-1973-s-11-60-lunc.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-angelini-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otnosheniya-mezhdu-ego-i-bessoznatelnim-a-zajcev-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-n-migalovskaya-vedushij-redaktor.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-holodnogo-yadernogo-sinteza-reshena-problema-globalnoj-energetiki-termoyadernij-reaktor-na-sharovoj-molnii-shema-chertezhi-metodika-zapuska-i-raboti-grinev-vladimir-timofeevich-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/17-problema-zhanra-i-avtorstva-slova-velichie-rus-zemli-kot-nado-zashishat-drl-sohr-sobitiya-i-imena.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-pena-v-gidrobake-prichina-samohodnih-mashin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-proekt-tverzhden.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-internet-tehnologii-v-formirovanii-uchebno-issledovatelskoj-kulturi-uchashihsya-profilnih-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/otelnij-institut-v-prage.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-addiktivnoe-povedenie-sotrudnikov-ovd-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-psihologicheskoe-obespechenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-6.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-matematiki-i-informacionnih-tehnologij.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-protokola-sertifikacionnih-ispitanij-elektricheskoj-energii-po-pokazatelyam-kachestva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-mezhdunarodnie-organizacii-kak-subekti-mezhdunarodnogo-prava.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kompyuternie-tehnologii-napravlenie-podgotovki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-buryatii-gorel-dom-prestarelih-i-invalidov-informacionnoe-agentstvo-interfaks-16022011.html
  • klass.bystrickaya.ru/abandon-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v-polzu-strahovshika-pri-obyazatelstve-poslednego-uplatit-strahovatelyu-polnuyu-strahovuyu-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/kollizionnie-normi-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.