.RU

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н - Учебное пособие Иркутск 2006 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «игпу»



Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов вуза. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • ^ Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985.

  • Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Принципы психического развития и проблема умственной недостаточности// Проблемы развития психики. – М., 1981.

  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  • Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж, 1997.

  • Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1956.

  • Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). – М., 1959.

  • Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учеб. пособие. Вып.1. – Иркутск, 1992.

  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочества: Учебник для студентов вузов. – М., 2000.

  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

  • Павленко И. Безмолвный крик // Здоровье – 1992. – № 1.

  • Певзнер М.С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). – М., 1959.

  • Пермякова В.А., Мастюкова Е.М. Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития: Учеб. пособие. Вып. 2. Дети с нарушениями умственного развития. – Иркутск, 1993.

  • Пермякова В.А. Внутриутробное развитие как предпосылка возрастного развития детей и подростков: Учеб. пособие. – Иркутск, 2000.

  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризов: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М., 2000.

  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  • Сидельникова В.М. Жизнь до рождения // Здоровье. – 1996. – №№ 8, 9, 10, 11.

  • Сидельникова В.М. Жизнь до рождения // Здоровье. – 1997. – № 1.

  • Слабодчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Учеб. пособие для вуза. – М.: Школьная пресса, 2000.

  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрений). – М., 1965. – Т.3.

  • Тайны рождения человека // За рубежом. – 1965. – №12.

  • Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

  • Умственно отсталый ребенок (очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности) / Под ред. А.Р. Лурия. – М., 1960.

  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.

  • Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996.

  • Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер.с англ., общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского – М., 1993.

  • Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. Учеб. пособие – М.: Академия, 2002.

  • Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

  • Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. труды. – М., 1989.

  • Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

  • Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб. пособие для студ. вуза. – М.: Академия, 2001.



    Приложение


    Словарь

    психологических понятий к курсу

    «Психология развития, возрастная психология»

    (в помощь студентам как образец самостоятельной работы

    над понятийным аппаратом по психологии)



    ^ Понятие, его определение

    через указание общих и существенных

    признаков

    Объем понятия и его основные иерархии – порядок, система связанных понятий, их подчинение и соподчинение друг другу.

    1

    2

    Психология человека – это наука об отражательной деятельности, осуществляемой мозгом, нервной системой в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром.


    Психология как наука в своем развитии прошла четыре этапа:

    1. Как учение о душе, о душевных явлениях.

    2. Как учение о сознании (изучались познавательные процессы (17-19 в.)).

    3. Как учение о поведении (реакциях, поступках и мотивах их вызывающих (20 в.)).

    4. Этап современной объективной психологии.

    Психология человека и ее ветви:


    1. Возрастная (генетическая) психология.

    2. Педагогическая психология (обучения, воспитания, деятельности педагога).

    3. Социальная (семьи, коллектива, общества, религии, этнопсихология, дифференциальная).

    4. Коррекционная (специальная): сурдопсихология, тифлопсихология, речевых нарушений, интеллекта (олигофренопсихология), нарушения поведения и др.

    5. Медицинская: нейропсихология, клиническая психология, психотерапия, патопсихология, психопатология и др.

    6. Юридическая психология (судебная, криминальная, исправительно-трудовая).

    7. Психология творчества (научного, музыкального, художественного, сценического и др.).

    8. Сравнительная психология (зоопсихология, этология).

    9. Психология спорта.

    10. Военная психология.

    11. Инженерная, психология труда.

    12. Психология человека в самолете, космическая психология.

    13. Психология торговли.

    14. История психологии.

    15. Психология развития (в т.ч. - возрастная).

    16. Психодиагностика.




    1

    2



    Отражение – это всеобщее свойство материи взаимодействовать: принимать воздействие и отвечать на него.


    В кратком психологическом словаре (редакторы А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Изд. 2-е, Ростов н/Д.: Феникс, 1998.) понятию «отражение» дано следующее определение: «Отражение - всеобщее вещество материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с разумной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов» (стр 244).


    В природе есть 4 вида отражения:


    1. Физическое отражение представлено механикой, радиолокацией, оптикой, электричеством. Физическая картина мира такова, что в ней есть, действуют и взаимодействуют 4 вида энергии (магнитная, электрическая, гравитационная и ядерная). Ими наделены космос, земля и все, что есть на земле: человек, животные, растения, вся природа. Энергетика – основа существования живых организмов, у них – биоэнергетический обмен…Биотоки мозга. У человека есть биополе называемое микролептонным (микролептон - сверхлегкая частица (от 5 до 12 порядков меньше электрона). Человек может принимать энергию через пищу, физические упражнения, умственную деятельность, через общение. Но может и отдавать ее, воздействуя сам (убеждением, внушением и др.).

    2. Биологическое отражение – это усвоение растениями, животными, человеком того, что дает им природа для существования и воспроизводства – это обмен веществ (белковый и др.) Без него прекращается сама жизнь.

    3. Физиологическое отражение. Жизнь рождает нервную систему (для связи организма со средой), в мозгу отражается природа. Физиологическим механизмом являются рефлексы (безусловные и условные) и формы поведения в животном мире – инстинкты, навыки, интеллект обезьяны, сознание человека.

    4. Психическое отражение – высшая форма взаимосвязи живых существ с миром природы, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о мире природы.




    1

    2


    «Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью».

    Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Изд.2 – Ростов н/Д.: Феникс, 1998, стр.259.

    В мире живых организмов (животных и человека) есть три биологические формы поведения (инстинкты, навыки, интеллект обезьян) и одна – социальная (сознание человека).

    Инстинкты:

    1 - Видовая форма поведения.

    2 - Цепь врожденных (безусловных) рефлексов.

    3 - Позволяют адаптироваться в малоизменчивой среде.

    4 - Стереотипны.

    5 - Целесообразны. Наиболее всего проявляются у членистоногих, насекомых, пауков, ракообразных и птиц.

    Навыки:

    1 - Приобретенная, индивидуальная форма поведения.

    2 - В основе – выработка цепи условных рефлексов.

    3 - Изменчивая форма поведения (гибкая, пластичная). Есть уже у рыб, земноводных, пресмыкающихся, но более всего присуща млекопитающим животным.

    Интеллект обезьян:

    1- Рассудочная, ориентировочно-пробовательная форма поведения.

    2- Подражательная: наглядно-ситуативная, практическая деятельность.

    3- Однажды правильно решенная задача становится прочным достоянием животного.

    Сознание человека:

    1 - Социальные знания человека о мире и о самом себе.

    2 - Наивысшая форма психики, появилась в процессе труда, создания материальных и духовных ценностей общества.

    3 - Опережающее, планируемое, предвосхищающее и оцениваемое познание.

    4 – «Психика – субъективный образ объективного мира».


    1

    2

    Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга, нервной системы), проявляющееся в способности отражать мир во всем его многообразии.


    «Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».

    Краткий психологический словарь, стр.279.

    Психика – это субъективное отражение объективного мира.





    Состав (структура) психики


    1



    2


    3

    Психические

    процессы

    Психические

    состояния

    Свойства

    личности


    1 – Психические процессы:

    а) познавательные (ощущение, восприятие представления, память, воображение, мышление и речь). Направленность сознания на объектах мира – внимание;

    б) эмоционально-волевые процессы (чувства и эмоции, воля).


    2 – Психические состояния:

    а) гностические (познавательные): удивление, любознательность, любопытство, сомнение и др.;

    б) эмоциональные: радость, огорчение, грусть, аффект и др.;

    в) волевые: активность, решительность, сдержанность и др.;

    г) трудовые: деловитость, готовность, организованность…;

    д) учебные: восприимчивость, заинтересованность…;

    е) спортивные: собранность, подтянутость…


    3 – Свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности (потребности, мировоззрение, убеждение, интересы, идеалы, мотивация, перспективы, социальные позиции, статус, личностные смыслы, ценностные ориентации, интересы и др.).




    1

    2

    Психология развития – это феноменология процесса «развития психики во всей ее полноте», со всеми ее переходами от менее совершенных к более совершенным формам, вплоть до сознания человека и его индивидуального развития в процессе жизни.

    (Б.Д. Эльконин)


    Психология развития изучает психику как процесс, включенный во всеобщее изменение (движение), которому подвержена вся природа.


    Объектом психологии развития является, по Б.Д. Эльконину, «сам акт развития психики и его переходы», вплоть до сознания человека.

    Развитие психики как процесс, происходящий в филогенезе, антропогенезе, антропоСОЦИОгенезе, в онтогенезе и в его предпосылках – бластогенезе, эмбриогенезе, фетогенезе.


    Филогенез (от лат. «phyle» – род, племя, вид, и «genos» – происхождение) – историческое развитие мира организмов, их типов, классов (порядков), семейств, родов; в т.ч. развитие (эволюция) психики и поведения животных.


    Антропогенез (от лат. «antropos» – человек) – происхождение и развитие человека.


    АнтропоСОЦИОгенез (от лат. «antropos» и «so(cietas)» – общество и «genos» – происхождение) – развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурных и общественно-экономических формациях» (БСЭ, т.45. 1956 г., стр.109-119).


    Онтогенез (от греческого «ontos» – сущее) – процесс развития индивидуального организма, в т.ч. человека.


    Бластогенез («бласт» – зародышевый лист) – развитие зародыша человека с 1 по 4 неделю.


    Эмбриогенез – развитие эмбриона с 5 по 16 неделю.


    Фетогенез – развитие плода с 17 по 40 неделю.

    1

    2

    «Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости».

    Краткий психологический словарь, стр.49.



    В онтогенезе каждый индивидуально взятый человек закономерно проходит, последовательно сменяемые друг друга, возрастные эпохи (детство, взрослость и старость).

    В рамках эпох сменяют друг друга возрастные периоды:

    ^ В эпохе детства:

    В эпохе взрослости:

    В эпохе старости:

    1. Новорожденный

    (от 0 до 1-2 мес.)

    2. Младенец

    (от 1-2 мес. До 1 года).

    3. Преддошкольник

    (от 1 до 3 лет).

    4. Дошкольник

    (от 3 до 6-7 лет).

    5. Младший школьник (от 6-7 до 10-11 лет).

    6. Подросток

    (от 10-11 до 14-15).

    7. Старший школьник (ранняя юность) – от 14-15 до 17-18.

    Собственная юность

    (юноша 17-18 - 21-23).

    2. Молодежный

    период жизни

    (21-23 – 23-30).

    3. Взрослость и зрелость (вершина жизни – «акме» - от 25-30 до 55-60 лет - до пенсионного периода).

    1. Пожилой возраст – от 55-60 до 75.

    2. Старческий

    (от 75 до 90-100).

    3. Долгожитель

    (от 90-100 до конца жизни).




    1

    2

    Возрастной период (возраст) – отрезок жизни индивида, объединяющий людей, достигших одного и того же хронологического (паспортного, номинального) количества прожитых лет, месяцев, дней жизни и имеющих (при наличии неповторимых индивидуальных особенностей), сходные, типические черты, свойства в биологическом, социальном и психологическом возрастах.


    ^ Характерные особенности возрастных периодов:

    1. Возрастные периоды последовательно, преемственно сменяют друг друга и обратного хода не имеют.


    2. Каждый последующий возрастной период от предыдущего отличается своими новообразованиями, своей ведущей деятельностью, социальной ситуацией развития, своим актуальным, реальным уровнем развития…


    3. Каждый возрастной период имеет свои границы перехода на следующий возрастной период (один протекает быстро, другой продолжительнее; один переход идет плавно – путем скрытых, внутренних (латентных) изменений, другой проходит стремительно, резко – путем возрастных кризисов.


    4. Отечественные психологи считают возрастное развитие процессом неравномерным, дискретным, который идет то замедляясь, то ускоряясь.

    Возрастной период (возраст)


    1. Хронологический – паспортный, отражающий номинальное количество прожитых человеком лет, месяцев, дней жизни.


    2. Биологический возрастной период (возраст) отражает созревание и функционирование головного мозга, нервной системы и других органов и систем жизнедеятельности (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и др.)


    3. Социальный возрастной период (возраст) показывает каким видом деятельности (основным – ведущим, определяющим развитие) занимается человек – общением, игрой, учением, трудом; какие отношения у него складываются с окружающей его средой, которая определяет путь приобретения индивидуальных, личностных свойств –социальная ситуация развития.


    4. Психологический возрастной период (возраст) отражает развитие психических процессов, психических состояний и свойств личности (темперамент, характер, способности, направленность личности).


    1

    2

    Принцип психологии – основное, исходное положение, определяющее как методологические подходы, так требования к изучению науки, обоснованию ее теории.


    Термин «принцип» (от лат. «principium») – начало, основа (БСЭ, том 34, стр. 529).

    1. Принцип детерминизма- зависимости психики от условий, факторов и причин, обусловливающих психику человека как отражательную деятельность.


    2. Принцип развития – ничто в мире, в т.ч. – психика человека, не остается неизменной.


    3. Принцип системности – положение, учитывающее целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность психических явлений.


    4. Принцип единства биологического (природного) и социального (культурного, психического).


    5. Принцип единства психики человека и его деятельности – психика возникает и проявляется в деятельности.


    6. Принцип объективности – при изучении психики другого человека не привносить своих симпатий и антипатий, не судить по своему личному опыту, учитывать социальную среду изучаемого человека.

    1

    2

    Принцип детерминизма – это основное исходное положение психологии, которое отражает зависимость психики от условий, факторов и причин, обусловливающих психику человека как отражательную деятельность.

    Виды детерминизма:


    1. Временной детерминизм – совокупность обстоятельств (условий, факторов, причин), предшествующих во времени – следствию и вызывающих его. Действовала причина, есть ее следствия: « После того – по причине того».


    2. Целевой детерминизм – Цель – вызвать, развить, сформировать какое то психическое явление – предваряет результат. Изменяя реальный мир, независимый от сознания человека, своей практической деятельностью, человек изменяется и сам.


    3. Системный детерминизм – это зависимость чего-то отдельного (индивидуального) в психике от свойств целого.


    4. Детерминизм обратной связи – когда следствие воздействует на вызвавшую его причину.


    5. Статистический детерминизм – при одинаковых причинах могут возникать различные (в известных пределах) – эффекты, подчиненные статистической закономерности как результат проявления связей.





    1

    2

    Принцип развития - основное, исходное положение психологии, которое определяет подходы к познанию психики как изменению (движению), которому подвержена вся существующая в мире материя, все ее формы и «ни какая ее частица не пребывает вне изменения, вне развития».


    Развитие – это изменение (движение) – как неотъемлемое свойство любой материи, которое идет: от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому, от накопления количественных признаков и свойств к проявлению качественно новых их преобразований…

    Во всем, что нас окружает (в неживой и живой природе, в обществе) идет вечный процесс созидания и разрушения…(изменения, движения, развития).


    I. Развитие – это базовая категория философии и психологии. В развитии всегда есть:

    1. Объект изучения (человек, индивид, личность).

    2. Структура изучаемого и изменяющегося объекта – (природная, социальная, психическая).

    3. Детерминанты развития.

    4. Базовые процессы развития.

    5. Всегда есть потенциальные (пока не реализованные) возможности, «зона ближайшего развития» и актуальный (достигнутый) уровень.


    II. Развитие – как базовый принцип психологии, как основное положение, определяющее подходы к познанию психики (в животном мире, у человека):

    - к выбору методов ее изучения;

    - к интерпретации, к выводам о закономерностях психики.


    Развитие признается в науке как объяснительное положение объективной и субъективной реальности, ступеней ее изменения.


    Развитие как биологический процесс (созревания, роста, старения, функционирования).


    Развитие как психологический процесс (формирования, преобразования, совершенствования, коррекции).


    Развитие как педагогический процесс (обучения, воспитания, научения).


    Развитие как социальный (культурный) процесс становления высших психических функций, социогенеза и интериоризации.


    Развитие как количественные и качественные изменения.

    1

    2


    Принцип системности (целостности) психики - основное, исходное положение психологии, которое указывает, что любое психическое явление находится во всеобщей и взаимообусловленной связи с другими психическими явлениями.


    Всякое отдельное в психике является частью целого, а поэтому обладает не только своими особенностями (характеристиками), но и особенностями (характеристиками) этого целого, интегративного образования.



    Психика человека – процесс динамический (изменчивый), поэтапный, полисистемный, многоплановый, разнопорядковый, интегративный.

    Изучать психику, как единое целое образование, необходимо «по единицам анализа, а не расчленением на части».

    Такой подход был предложен в 1926 году германо-американским психологом – Куртом Левином (1890-1947).

    Введен в обиход отечественной психологии Л.С. Выготским.


    konkurs-nauchnih-rabot-studentov-chastnogo-uchrezhdeniya-obrazovaniya-bip-institut-pravovedeniya.html
    konkurs-nauchno-innovacionnih-proektov-kompanii-simens-v-rossii-energosberegayushie-tehnologii-dlya-povisheniya-kachestva-zhizni-lyudej.html
    konkurs-nauchno-issledovatelskih-rabot-studentov-i-aspirantov-po-matematike.html
    konkurs-nauchno-obrazovatelnih-proektov-energiya-budushego-2008.html
    konkurs-nayada-arhivizov-otkrivaet-registraciyu-uchastnikov-i-priem-rabot.html
    konkurs-no-1-innovacionnie-tehnologii-v-kardiologii.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ryadi-dannih-informatika.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-g-nezhnov-psihologo-pedagogicheskie-orientiri-proektirovaniya-doshkolnoj-obrazovatelnoj-programmi-4-6-j-godi-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-gora-ili-rasshifrovka-tori.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-fizika-bbk-2231-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2007-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-vse-o-doklade-slajdi-vse-o-referate-pamyatki-i-rekomendatelnie-spiski.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnoj-disciplini-sdm-05-02-preobrazovanie-signalov-specializirovannaya-podgotovka.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-menedzhmente.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-obrazovatelnoj-oblasti-obrazovatelnaya-programma-mbdou-detskij-sad-37.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svoj-doklad-mne-hotelos-bi-nachat-so-statistiki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pasport-proekta-pereosnashenie-programma-razvitiya-centra-detskogo-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva-ohta-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/situaciya-5-v-internete-ti-chitaesh-molodyozhnie-novosti-o-chyom-v-nih-soobshaetsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-raskruchivalsya-mahovik-privatizacii-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi--namereniya-molitvi-svyatogo-otca-na-2003-god-novosti-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/processor-k1810vm89-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/52funkcionalnie-trebovaniya-k-ogir-yuridicheskih-lic-metodika-obsledovaniya-pilotnih-federalnih-vedomstv-4-analiz.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-ulica-dobrih-rebyat-shevale-darmantal-dyuma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-predmet-kontrakta-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/runa-sobstvennosti-vhode-povestvovaniya-rassmatrivayutsya-nekotorie-voprosi-teologii-yazicheskih-uchenij-i-istorii-skandinavskih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-statistike-na-primere-statisticheskih-dannih.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozniknovenie-konkurencii-mezhdu-investicionnimi-proektami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/advokati-dostavili-hodorkovskomu-udovolstvie-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-2-7-iyunya-2008-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-dlya-8-b-klassa-odnosostavnie-predlozheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sertifikaciya-uslug-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-bravo-bis-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-programmnogo-kompleksa-po-ocenke-povedeniya-produktov-deleniya-v-kontejnmente-pri-avariyah-na-aes-s-vver.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-soglasovano-s-uchebnim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-yurenen-sin-imperii-sergej-yurenen-sin-imperii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-dobroti-po-rasskazu-vg-rasputina-uroki-francuzskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-tyutora-voloshina-a-s-rostov-na-donu-2007.html
  • write.bystrickaya.ru/frenk-kapra-kniga-iz-serii-100-velikih-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-v-mire-rezhisserah-teatra-i-kino.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-poetiki-teoriya-literaturi-poetika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-avtomatika-i-sistemotehnika-upravlenie-dannimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kropotkin-petr-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.