.RU

Кукольный театр в системе музыкально-эстетического воспитания младших школьников




На правах рукописи


ПРОСАНДЕЕВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА


КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история

педагогики и образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2010

Введение

Актуальность исследования. Формирование музыкально-театральной культуры школьников является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживания, чувства, мысли, оценки, ценностные ориентации), распредмечивается, осваивается, развивается и становится ее достоянием. Это предполагает последовательное накопление опыта эстетического восприятия музыкальных спектаклей и раскрывает подрастающему поколению огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.

В «Концепции художественного образования Рос­сийской Федерации до 2025 года» художественное образование рассматривается на государственном уровне как значимая сфера человеческой деятельности, жизненно необходимая как для развития российского общества, так и каждой личности.

Музыкально-театральное искусство сегодня как интеграционное явление - это воплощение синтеза различных искусств: художественного слова (литературы), музыки и изобразительного искусства. Однако в настоящее время функции искусства как «воспитателя» не реализовываются. Одной из причин этого является формализация в преподавании дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе, что приводит к отчуждению школьников от искусства. Поэтому мы предлагаем активную форму художественного творчества детей – организацию школьного кукольного театра, включающую использование классической музыки как одного из важнейших средств музыкально-эстетического развития ребенка; обращение к возрасту младшего школьника как наиболее благоприятному периоду для такого развития; использование кукольного театра как средства эмоционального воздействия.

Синтетическая природа кукольного театра дает ребенку представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве. Кроме законов театрального искусства образно-художественный строй кукольного спектакля вводит детей в мир литературы, живописи и музыки. Использование классической музыки и искусства кукольного театра очень важно для воспитания и развития эмоциональной сферы ребенка, так как органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства. Музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания и развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие.

Актуальность исследования обусловлена высоким познавательным и воспитательным потенциалом музыкального и театрального искусства с одной стороны, и недостаточным вниманием к предметам эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях, к возможностям внеклассной работы, с другой стороны.

Сложность реализации музыкально-эстетического воспитания школьников в настоящее время обусловлена следующими причинами:

- падением интереса к классической музыке и отсутствием высокохудожественной атмосферы в повседневной жизни детей;

- музыка у современных детей не связывается с возникновением эстетической эмпатии – «вчувствования в художественный объект» (Т.П. Гаврилова) и не вызывает сопереживания к переживаниям героев кино, театра, художественных произведений, то есть воображаемых персонажей. Не происходит процесс идентификации;

- высокими профессиональными требованиями, предъявляемыми учителю начальных классов, который должен сочетать в себе качества музыканта и актера.

^ Степень разработанности проблемы. Вопросы гармоничного духовного развития человека с помощью искусства освещены в трудах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Н.K. Крупской, А.В. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.

Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Про­кофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического воспитания школьни­ков средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафье­ва, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других. Они подчеркивали необходимость такой работы для нравственного и интеллектуального развития личности детей.

Система отечественного музыкально-эстетического воспитания школьников опирается на исследования проблем развития музыкально­го восприятия школьников (Л.В. Школяр, С.М. Беляева-Экземплярская, Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, О.П. Радынова); на активизацию возможностей детей в оценке музыки (Л.Н. Комиссарова, П.A. Чичерина, А.И. Шелепенко). Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкальной деятельности детей. Дальнейшее развитие ее теории музыкального воспитания ребенка продолжено в работах: А.Д. Артоболевской, Ю.Б. Алиева, Т.И. Баклановой, Е.А. Бодиной, З.П. Морозовой.

Влияние театрального искусства на формирование духовной куль­туры личности рассмотрено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основопо­ложников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, С.В. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Таким образом, имеется комплекс исследований, на кото­рых базируется эстетическое воспитание школьников сред­ствами музыки и театра. Однако в теории и практике воспитания отсут­ствуют исследования, подробно рассматривающие процесс эстетического развития младших школьников средствами кукольного театра.

В процессе исследования нами выявлены противоречия между:

- потребностью педагогической практики в
эстетическом развитии детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса;

- потенциальными возможностями детского кукольного театра и невостребованностью этого вида самостоятельной театральной детской деятельности как средства воспитания.

^ Цель исследования – определить педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средства­ми музыкального кукольного театра.

Объект исследования – музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

^ Предмет исследования – процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального куколь­ного театра.

Гипотеза исследования: интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, если:

- используются возможности идентификации с поющей и танцующей куклой;

- взаимодействие искусств направлено на преобладание музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизацию их творческого воображения.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной ги­потезой были определены следующие задачи:

^ Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Т.Г. Гадамер, A.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);

- основные положения об особенностях психофизиологического
развития детей школьного возраста (Л.С. Выготский, М.Ю. Кулагина,
B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин).

Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, учителями; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкально-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста, изучение их творче­ских работ, выполнение диагностических заданий; внедрение методики, разработанной сообразно исследовательским задачам. В каче­стве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ, применялись методы математической статистики.

^ Опытно-экспериментальная база иссле­дования

Экспериментальное исследование осуществлялось в течение пяти лет на базе ГОУ СОШ № 1970, 2017 г. Москвы и состояло из трех этапов.

^ На первом этане (2004 - 2005 гг.) осуществлен теоретический ана­лиз философской, педагогической, психологической и методической лите­ратуры, современных методических разработок; определено состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучена практика работы учителей образовательных учреждений; накоплен эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.

^ На втором этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась систематизация и обобщение эмпирического ма­териала, определялись и разрабатывались критерии и конкретные методы диагностики эстетического развития младших школьников, была апробирована и внедрена методика эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра.

^ На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведено кор­ректирование авторской методики, продолжалось внедрение результатов исследования в практику, завершено оформление диссертации.

^ Научная новизна результатов исследования заключается в сле­дующем:




^ Теоретическая значимость результатов исследования:

- выявлены критерии и показатели уровня эстетической воспитанности младших школьников;

- разработана и апробирована методика диагностирования воспитательной результативности взаимодействия искусств в музыкальном кукольном театре начальной школы.

Результаты работы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований, посвященных проблеме эстетического воспитания детей различных возрастных групп.

^ Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы: исследователями в области педагогики искусства, педагогами – руководителями детских театральных кружков и студий, при разработке программ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста; учителями начальных классов.

Научные результаты работы могут быть применены при составлении новых учебно-методических посо­бий по теории и практике внешкольного воспитания, программ профессиональной подготовки педагогов-воспитателей в системе основного и дополнительного образования, а также учебных курсов для студентов педагогических факульте­тов.

^ Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам эксперимента, репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов математической обработки материалов; личным участием автора в экспериментальной и практической работе и позитивными результатами внедрения ис­следования в практику.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе при использовании возможностей идентификации с поющей и танцующей куклой, музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизации их творческого воображения.

2. В методике организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что приводит к взаимному усилению воздействия искусств и способствует успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

3. Комплекс педагогических условий, способствующих успешному эстетическому воспитанию младших школьников: а) учет возрастных особенностей восприятия ребенка: общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле; б) предвари­тельная настройка восприятия ребенка; в) эмоциональная выразительность исполнения участников спектакля; г) создание творческо-поисковых ситуаций.

4. Критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять
уровни эстетической воспитанности детей младшего школьного
возраста, управлять процессом их эстетического воспитания­
и оценивать его эффективность, включающий показатели и критерии музыкально-эстетического воспитания и адаптированные диагностические методики.

^ Апробация исследования. Теоретические положения и результаты ис­следования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МПГУ, на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников, на методических семинарах и педагогических советах учителей образовательных учреждений.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 4-х публикациях автора, в том числе в журналах по списку ВАК РФ: «Начальная школа», «Искусство в школе».

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей список литературы из 215 наименований. Работа изложена на 177 страницах и содержит 13 таблиц и 4 диаграммы.

^ Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи, представлены теоретико-методологические основы и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра» представлены основные тенденции музыкально-эстетического воспитания школьников на современном этапе, раскрыто значение и возможности кукольного театра для эстетического воспитания младших школьников, принципы и условия организации кукольного театра в начальной школе.

Современный период общественного развития характеризуется рядом особенностей. Одна из них обусловлена сложившимся неблагоприятным социально-экономическим положением людей. Серьёзные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления. Это выразилось в закрытии культурно-образовательных учреждений, где обычно функционировали музыкальные коллективы; в уменьшении роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения и расширении её личностных форм; в свёртывании финансирования; в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ; в выделении множества субъектов культурной политики (наряду с государственными учреждениями культуры и образования), форм собственности и источников финансирования учебных программ.

Адаптация отрасли к рынку наполнила новым содержанием практику и музыкальную деятельность внешкольных учреждений. В этих условиях музыкальные коллективы (в частности хоровые) вынуждены переходить на самофинансирование, сокращение числа участников и преимущественное развитие мобильных творческих групп, действующих по образцу независимых структур.

Одной из тенденций современного этапа развития музыкального творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, проявляется тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусства и вокально-инструментальное исполнительство.

Каждая из этих форм сегодня ищет новые пути активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно призвана поддерживать стремление молодёжи к творческому самовыражению и человеческому общению.

Следующей тенденцией современного этапа развития музыкального творчества является падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов. В музыкальном искусстве просматривается низкое качество продуктов художественной деятельности, слабая реализация педагогического потенциала музыкального искусства в школе, некритическое освоение моделей и образцов профессиональной деятельности музыкантов, отход от единых заданных ориентиров, обостряются проблемы экологии художественной среды.

Сложный, во многом противоречивый процесс реформ привёл к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия.

В практике организации школьных музыкальных кружков проявляются типичные недостатки: отсутствие педагогической целенаправленности в работе; отрыв педагогических задач от музыкальных; опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество.

В музыкальной педагогике сегодня присутствует авторитарный подход, чуждый по своей природе специфике искусства, что делает особо актуальным поиски оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию в музыкальном образовании и воспитании личностно-развивающего подхода. Признание за личностью права определять собственное творческое развитие является особо важным для современной педагогики, что рассматривается как принципиальный фактор гуманизации общества. Личностно-развивающая стратегия ориентирована не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме. Это позволяет говорить о доминировании духовно-практического отношения, которое наиболее полно реализуется через эстетическое отношение, как особое, целостное отношение к жизни.

Выбор кукольного музыкального театра и его организация в начальной школе был продиктован:

Возможности использования средств музыкального кукольного театра в начальной школе можно охарактеризовать следующими положениями:

- особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (преобладание непроизвольных форм внимания, памяти, воображения, при которых наилучшие результаты достигаются при ярко положительном эмоциональном отношении ребенка к предлагаемому материалу);

- особенности современной социокультурной ситуации, при которой ценности искусства недостаточно пропагандируются, делают искусство переживания наилучшей формой приобщения к классической культуре;

- искусство переживания способствует развитию
личностной сферы общения, преодолению эгоцентризма детей, развитию
важнейшего качества - эстетической эмпатии - способности личности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствуя им.

Сочувствие трудновоспитуемо, но необходимо, так как является одним из глав­ных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзго­дах, преодолеть трудности и достичь совершенства. Развитие эмпатии в этом возрасте облегчается благодаря особой эмоцио­нальной восприимчивости детей, развитию в этом возрасте механизмов идентификации и обособления, а также использованием в спектаклях классической музыки, оказывающей сильное эмоциональное воздействие на человека;

Отметим, что при этом, помогая фор­мированию у ребенка с помощью кукольных спектаклей жизнеутверждающей, оптимистичной модели мира, мы можем в будущем противостоять раз­личным формам «бегства» от жизни (таким, как пьянство, наркомания, суицид), порожденными во многом убеждениями в иррациональности мира;

Педагогическими условиями организации работы музыкального кукольного театра в начальной школе являются:

1. целенаправленность педагогического воздействия руководителя-режиссера, в работе которого можно выделить следующие компоненты: осмысление режиссерско-педагогической концепции, создание сценария, организация работы с учащимися по актерскому мастерству, составление репертуара музыкального кукольного театра;

2. адекватность методики воспитания детей в музыкальном кукольном театре основным дидактическим принципам:

- понимание руководителем психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

- эмоционально-образная атмосфера проведения занятий;

3. понимание спектакля как совместного творчества играющего ребенка и педагога-режиссера;

4. создание творческой атмосферы, способствующей развитию воображения младших школьников:

- содержание и способы подачи материала должны быть доступными и убедительными именно для этого возраста;

- спектакли - интересными и обязательно - нравственно воспиты­вающими;

- темп подачи материала - оптимальным: необходима точная дози­ровка по времени музыкально-эстетического и нравственного материала; информационно-содержательной насыщенности и комических игровых моментов;

- сочетание процессов восприятия и творческо-поисковой деятельности де­тей;

- связь материала каждого спектакля с предыдущим и последую­щим;

- активизация фантазии детей, побуждение увидеть необычное в привычном, стремления догадаться и домыслить увиденное;

- красочность, яркость оформления спектакля;

^ Во второй главе «Эмпирическое исследование эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра» рассмотрены критерии и уровни эстетического воспитания младших школьников, охарактеризованы организация, содержание и методики экспериментального исследования, представлены данные диагностических срезов, приведен анализ результатов формирующего эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных школ № 1970, 2017 г. Москва. Общее число детей, занятых в эксперименте составило 83 учащихся 1 и 2 классов. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего с целью определения исходных параметров уровня эстетической воспитанности младших школьников; формирующего с целью эстетического воспитания детей средствами музыкального кукольного театра; контрольного с целью получения результатов после реализации авторской методики.

Были выделены следующие показатели и критерии эстетической воспитанности младших школьников: музыкально-эстетические суждения (точность музыкальной характеристики образов произведений); устойчивость эстетических качеств (ценностные ориентации, умение отличать истинные ценности от мнимых, способность отстаивать свою точку зрения по произведениям искусства); творческое воображение (гибкость, оригинальность, продуктивность).

Для выявления уровня эстетической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах был использован комплекс диагностических методик: анкетный опрос, дополненный методом бесед и наблюдений; восприятие музыкального материала, состоящего из 7 пьес; театральные этюды и упражнения на четкость и выразительность речи, на устойчивость внимания, на способность к сотрудничеству и взаимодействию; методика «дорисовывания фигур» (П. Торренс по модификации О.М. Дьяченко), субтест «круги» (П. Торренс), тест «три слова», тест «незаконченный рассказ» для диагностики воображения детей.

Контрольная и экспериментальная группы были сформированы из участников констатирующего этапа эксперимента: ГОУ СОШ № 1970 в составе 42 школьника (ЭГ) и ГОУ СОШ № 2017 в составе 41 человек (КГ). Это позволило добиться максимально возможного равенства качества состава групп.

В содержании формирующего эксперимента были включены кукольные спектакли-сказки: «Кот, петух и лиса» с музыкой В. Герчик, «Приключения Машеньки» с музыкой П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф. Шопена, «История тигренка» с музыкой Л.В. Бетховена. На подготовку каждого спектакля отводилось 10 занятий во внеурочное время в группе продленного дня. Первое занятие было посвящено посещению театра кукол им. С.В. Образцова на спектакль А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», перед спектаклем дети ознакомились с музеем кукол в театре, с историей становления театра кукол, с игрушками разных стран мира, разнообразными видами кукол.

На данном этапе решались следующие задачи: формирование эстетических качеств, ценностных художественных ориентаций, целенаправленное развитие музыкально-эстетического восприятия, эмоциональности и отзывчивости на музыкальные произведения. На занятиях формировались навыки кукловождения, сценической речи, владения средствами театральной выразительности, развивалось воображение младших школьников как способности творить и мыслить художественными образами, пробуждался интерес детей к искусству музыкального кукольного театра, что способствовало обогащению сознания учащихся познанием действительности в художественных образах. Ведущую роль на формирующем этапе играл метод идентификации с поющей и танцующей куклой.

Таблица 1

Количественная оценка результатов на формирующем этапе эксперимента

(итоговый контрольный срез)

Задания




1

2

3

4

5

6

7

Кол-во детей контроль­ной группы (41)



15

27

21

30

13

19

16



19

5

11

7

15

17

16



7

9

9

4

13

5

9

Общее кол-во баллов (КГ)




74

64

70

56

82

68

75

Кол-во детей

экспериментальной

груп­пы (42)



14

16

15

14

10

12

9



12

2

5

7

18

13

9



16

23

22

21

14

17

24

Общее кол-во баллов (ЭГ)





86

89

91

91

88

89

99



Сравнительные диаграммы по результатам развития воображения младших школьников:




Рис. №1. Результаты психодиагностического исследования по методике «Дорисовывание фигур» в контрольной группе




Рис. №2. Результаты психодиагностического исследования по методике «Дорисовывание фигур» в экспериментальной группе


В заключении обобщены результаты и сформулированы основные выводы исследования.

1. Теоретический анализ проблемы показал, что музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие. В основе воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ряд ценностей: музыкально-творческая активность ребенка, самодеятельность, практическая художественная деятельность.

2. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманент­ные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию эстетических представлений, чувств и ка­честв.

3. Интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе при использовании возможностей идентификации с поющей и танцующей куклой, музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизации их творческого воображения.

4. В методике организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что приводит к взаимному усилению воздействия искусств и способствует успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

5. Определены педагогические условия, способствующие более эффективному эстетическому воспитанию младших школьников: а) учет возрастных особенностей восприятия детей (общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле); б) предварительная настройка восприятия ребенка; в) эмоциональная выразительность исполнения; г) создание творческо-поисковых ситуаций, активизирующих процессы воображения школьников и снимающих психологические барьеры на пути усвоения материала.

6. Разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровни эстетической воспитанности младших школьников, управлять процессом их эстетического развития и оценивать его эффективность.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

  1. Просандеева И.В. Педагогические условия организации кукольного театра в начальной школе // Искусство в школе. - № 2. - 2010. - С. 60-63. (0,5 п.л.)

  2. Просандеева И.В. Кукольный театр в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников // Начальная школа. - № 4. – 2010. - С. 100-103. (0,4 п.л.)

  3. Просандеева И.В. Руководитель детского школьного театра // Объединенный научный журнал. - № 14. - 2009. - С.37-39. (0,3 п.л.)

  4. Просандеева И.В. Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития школьников на современном этапе // Молодой ученый. - №9. - 2010. - С. 265-268. (0,4 п.л.)



konkurs-molodoj-uchenij-2010-g-nominaciya-student-stranica-6.html
konkurs-more-solnce-festival-mezhdunarodnij-konkurs-more-solnce-festival.html
konkurs-moya-metodicheskaya-razrabotka-plan-konspekt-uroka-anglijskogo-yazika-umk-spotlight-5.html
konkurs-muziki-nova-la-t-initas.html
konkurs-na-luchshee-reshenie-biznes-kejsov-sekciya-mirovaya-ekonomika-i-investicii-sekciya-2.html
konkurs-na-luchshego-klassnogo-rukovoditelya-2011-goda-samij-klassnij-klassnij.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-99.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-v-krupica-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta-personala-organizacii-nizhnij-novgorod-2000-v-v-krupica-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta-personala-organizacii-monografiya-stranica-11.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-ohrana-nacionalnogo-kulturnogo-naslediya-uchebnoe-posobie-gaudeamus-igitur.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-chuvashskoj-respubliki-na-2003-2010-godi-stranica-66.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodlenie-rossiej-embargo-na-eksport-zerna-grozit-kollapsom-na-yuge-ukranska-zernova-asocacya.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-kassovo-bankovskih-operacij-i-sostoyaniya-raschetov.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-v-grn-portovij-i-kurortnij-gorod-yuga-ukraini-raspolozhennaya-v-yugo-zapadnoj-chasti-stepnogo-krima-na-poberezhe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassicheskie-tipi-uroka.html
  • education.bystrickaya.ru/25-socialnoe-obespechenie-uchebnoe-posobie-tomsk-2007-bbk-65-272.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-21.html
  • institute.bystrickaya.ru/god-nazad-vishla-nasha-pervaya-kniga-posvyashennaya-elektromagnitolecheniyu-s-pomoshyu-apparatov-elatomskogo-pribornogo-zavoda-v-domashnih-usloviyah-ona-imela-visokij-ti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-platezhi-gosudarstvennij-kontrakt-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monastir-bogomateri-maheras.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-mishlenie-kak-funkcionirovanie-intellektualnih-operacij-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arheologicheskie-pamyatniki-kolskogo-poluostrova-i-problema-proishozhdeniya-saamov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-bulgakov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-finansi-rossii-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-tezisi-dokladov-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhon-grinder-iz-lyagushek-v-princi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-sbor-gruppi-na-vokzale.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-d-k-samin-izdatelstvo-veche-2002-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-istorii.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-bioetika-dlya-farmacevticheskogo-fakulteta-zaochnoe-otdelenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kabinet-russkogo-yazika-i-literaturi-zav-kabinetom-shagizhigamova-g-a.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-optovoj-kupli-prodazhi-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-a-blok-7-chas-primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-bazovij-uroven.html
  • school.bystrickaya.ru/dogovor-zajma-i-kredita.html
  • student.bystrickaya.ru/13-svedeniya-ob-auditore-auditorah-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-geo-sistema.html
  • literatura.bystrickaya.ru/registracionnaya-forma-vtoraya-avtomobilnaya-konferenciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-upravleniya-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-doklad-opublikovan-na-sajte-gimnazii.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-osobennosti-podhoda-k-vozniknoveniyu-renti-v-zhivotnovodstve-68-differencialnaya-renta-i-effekt-selskohozyajstvennogo-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ushvickij-li-o-v-inshakov-redakcionnaya-kollegiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-ssha-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/3-metodicheskaya-razrabotka-zanyatij-po-anglijskomu-yaziku-v-podgotovitelnoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsego-vipusknikov-doklad-sostoit-iz-sleduyushih-razdelov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.