.RU

коррекция эмоционального разви­тия ребенка - Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке...


коррекция эмоционального разви­тия ребенка. Цель коррекции — смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоя­тельности, устранение вторичных личностных реакций, обу­словленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мни­тельность и др.

Эмоциональные нарушения среди детей и подростков встре­чаются часто. С точки зрения нарушения системы отношений к другим людям и самому себе выделяют три основные груп­пы детей с эмоциональными нарушениями. В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляют­ся в основном в рамках межличностных отношений (повы­шенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками). Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная заторможен­ность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды. Для третьей группы характерны выраженные внутриличностные и межличност­ные конфликты. В поведении таких детей преобладают агрес­сивность, импульсивность.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений зани­мают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рас­сматривают как болезни личности. Наиболее распространен­ная причина детских неврозов — психическая травма.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в развитии ребенка осуществляется в рамках двух подходов: психодинамического и поведенческого.

Психодинамический подход предполагает создание усло­вий, снимающих внешние социальные преграды, которые провоцировали конфликт. Поведенческий подход означает ни­велирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.

По назначению методы коррекции эмоциональных наруше­ний делят на две группы: основные и специальные. ^ К основ­ным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного ис­кусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинг. Специальные методы — это тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых — устранение имеющихся дефектов с учетом инди­видуально-психологических факторов.

По своей направленности методы бывают групповыми и ин­дивидуальными .

^ Второе направление — коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отноше­нии детей с психическим недоразвитием (умственная отста­лость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с повреж­денным психическим развитием.

^ 1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, за­медленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объем памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в вос­производстве информации, наблюдается недоразвитие мыш­ления, неспособность к образованию понятий, трудности использования навыков и умений на практике. В ходе кор­рекции детей с названными отклонениями в развитии учат ус­ваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); форми­руют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, ап­пликации, а также в игре.

^ 2) При задержке психического развития у детей наблюда­ется замедленный темп формирования познавательных процес­сов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта, вплоть до достижения нормально­го уровня развития. Однако эта тенденция зависит от причини задержки психического развития. У одних детей может быть недоразвитие предпосылок интеллекта, у других — мотиваци-онной обусловленности учебной деятельности, у третьих — зри­тельно-пространственных представлений, памяти, внимания.

Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

^ 3) При поврежденном психическом развитии (приобре­тенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь ме­сто органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целенаправленность мышления, кри­тичность, поведенческие реакции. Последствия поврежден­ного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).

— Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, сни­жение объема слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении ди­намики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации — удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с цереб-растеническим синдромом является повышение их умствен­ной работоспособности с помощью специальных психотех­нических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (сня­тие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).

— Церебропатия* У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двига­тельная расторможенность, могут проявляться психопатопо-добные реакции. Для них характерна неадекватная самооцен­ка, снижение критики своего состояния.

Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в шко­ле, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых — усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.

— Слабоумие проявляется в снижении умственной деятель­ности и умственной активности. Психологическая коррекция провоцировали конфликт. Поведенческий подход означает ни­велирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.

По назначению методы коррекции эмоциональных наруше­ний делят на две группы: основные и специальные. ^ К основ­ным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного ис­кусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинг. Специальные методы — это тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых — устранение имеющихся дефектов с учетом инди­видуально-психологических факторов.

По своей направленности методы бывают групповыми и ин­дивидуальными .

^ Второе направление — коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отноше­нии детей с психическим недоразвитием (умственная отста­лость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с повреж­денным психическим развитием.

^ 1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, за­медленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объем памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в вос­производстве информации, наблюдается недоразвитие мыш­ления, неспособность к образованию понятий, трудности использования навыков и умений на практике. В ходе кор­рекции детей с названными отклонениями в развитии учат ус­ваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); форми­руют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, ап­пликации, а также в игре.

^ 2) При задержке психического развития у детей наблюда­ется замедленный темп формирования познавательных процес­сов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта, вплоть до достижения нормально­го уровня развития. Однако эта тенденция зависит от причини задержки психического развития. У одних детей может быть недоразвитие предпосылок интеллекта, у других — мотиваци-онной обусловленности учебной деятельности, у третьих — зри­тельно-пространственных представлений, памяти, внимания.

Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

^ 3) При поврежденном психическом развитии (приобре­тенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь ме­сто органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целенаправленность мышления, кри­тичность, поведенческие реакции. Последствия поврежден­ного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).

— Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, сни­жение объема слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении ди­намики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации — удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с цереб-растеническим синдромом является повышение их умствен­ной работоспособности с помощью специальных психотех­нических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (сня­тие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).

— Церебропатия* У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двига­тельная расторможенность, могут проявляться психопатопо-добные реакции. Для них характерна неадекватная самооцен­ка, снижение критики своего состояния.

Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в шко­ле, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых — усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.

— Слабоумие проявляется в снижении умственной деятель­ности и умственной активности. Психологическая коррекция с такими детьми организуется с учетом специфики дефекта и проводится в двух направлениях: во-первых, принимаются меры к организации жизнедеятельности и общения ребенка в семье и в группах детей, где бывает ребенок. Во-вторых, та­кого ребенка учат доступным видам деятельности и проявля­ют заботу о развитии его эмоциональной и познавательной сфер (коррекция проводится по аналогии с коррекцией ребен­ка, имеющего психическое недоразвитие). Данная работа осу­ществляется в тесном контакте с родителями, логопедом, кор-рекционным педагогом.

^ Третье направление — психологическая коррекция поведе­ния детей и подростков. Поведение — это система взаимосвя­занных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нор­мам поведения рассматривается как нарушение поведения. Ос­новными причинами нарушения поведения детей и подростков могут быть: искаженное психическое развитие; дисгармониче­ское психическое развитие; искаженные семейные отношения; психическая и социальная депривация; дезадаптация, связан­ная с трудностями обучения и др.

1) Психологическая коррекция при искаженном, пси­хическом развитии. При искаженном психическом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задер­жанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящих к появлению патологических новооб­разований.

Одним из клинических выражений этого типа нарушений является детский аутизм. Его характерным признаком явля­ется неадекватность психических реакций. У детей, страдаю­щих аутизмом, наблюдается быстрая истощаемость любой целенаправленной деятельности, однообразное, стереотипное поведение, уход в фантазию, своеобразный грамматический строй языка.

Программа коррекции аутичных детей разрабатывается с учетом степени тяжести и специфики нарушения. Задачи психокоррекционной работы с ними состоят в том, чтобы пре­одолеть негативизм при общении, смягчить характерный для таких детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт, преодо­леть отрицательные формы поведения, повысить психиче­скую активность в процессе общения с взрослыми и детьми.

Основными направлениями коррекционной работы явля­ются:

— обучение ребенка внешним контактам;

— обучение более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

2) Психологическая коррекция при дисгармоническом пси­хическом развитии. Данный вид дизонтогенеза определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Лица, страдающие психопатией, не осознают свои характерологиче­ские особенности, недооценивают психотравмирующие ситуа­ции, способствующие дезорганизации поведения. Сохранный интеллект ребенка не регулирует его эмоционально-волевые процессы. Названные особенности личностного развития не­гативно отражаются на поведении ребенка. Ему становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требова­ниям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет личностную дис­гармонию.

В этой связи основной целью психокоррекции детей с дис­гармоничным развитием является гармонизация их личност­ной структуры, семейных взаимоотношений и устранение или сглаживание психотравмирующих факторов. Важно пробу­дить у ребенка или подростка интерес к своей личности и осо­бенностям поведения, научить распознавать психотравмирую­щие ситуации, обучить его большему количеству вариантов поведения, которые можно использовать в трудных ситуаци­ях, развить способность к саморегуляции и самооценке.

Для реализации этих целей рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, сис­тема психорегулирующих тренировок, методов психодинами­ческого, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции.

3) Психологическая коррекция нарушений в поведении детей и подростков, обусловленных отрицательным влия­нием семьи, психической и социальной депривацией и деза­даптацией в связи с трудностями в обучении.

Искаженные семейные отношения и негативное воспита­ние в семье являются чаще всего источником нервно-психи­ческих расстройств с разнообразными девиациями поведения. У детей из неблагополучных семей, к тому же с теми или иными дефектами развития, наблюдаются, как правило, высокий уровень тревожности, агрессивность, недоверие к взрослым. Однако, несмотря на неблагополучие в семье, дети, попадая в специализированные учреждения, тоскуют по родителям, бережно хранят семейные реликвии. Поэтому, осуществляя необходимую коррекцию в психическом развитии ребенка, вызванную негативным воспитанием в семье, не следует огра­ждать ребенка «от дурного влияния плохих родителей». Опыт работы с такими детьми показывает, что нужно укреплять связи с родственниками, организовывать с ними встречи в вы­ходные дни, на каникулах. Положительную роль играет ведение семейного альбома, сохранение семейных реликвий, а коррекционную работу с такими детьми следует рассматри­вать как временную поддержку семьи, находящейся в кри­зисном состоянии.

Серьезной проблемой в системе социальной реабилитации является школьная дезадаптация детей с ограничениями жиз­недеятельности. Многие из них имеют сенсорное недоразви­тие, задержку психического развития (ЗПР), интеллектуаль­ную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней напряженности, тревожности, агрессивно­сти, конфликтности, ощущения неполноценности, ненуж­ности, что приводит к дисгармонизации отношений с социаль­ной средой.

Основной путь оказания помощи дезадаптированным де­тям, имеющим ограниченные возможности здоровья, — это создание условий для интеграции в нормально развивающую­ся социальную среду, разработка индивидуальных программ специально организованной помощи и поддержки. В основу программы должны быть положены коррекция психических функций и эмоционально-волевой сферы психики ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающей социальной среде.

^ Четвертое направление — коррекция развития личности. В процессе онтогенеза могут возникать негативные лично­стные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелатель­ного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.

Целесообразность психокоррекции личности реально воз­никает на 4—5 году жизни ребенка, когда сформировавшие­ся личностные качества начинают мешать его социальной адаптации.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические обра­зования (мотивы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), фор­мирование которых происходит относительно независимо от возможных патопсихологических расстройств. Формы, те­матика и содержание коррекционных занятий по «исправ­лению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные заня­тия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

Основной принцип построения коррекционных занятий за­ключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих не­достаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возмож­ности повышения эффективности, успешности этой деятель­ности при их изменении.

Выбор конкретной формы психологической коррекции оп­ределяется уровнем развития и конкретными проблемами вос­питания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем много­образии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности. Основными направ­лениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1. Преодоление микросоциальной педагогической запущен­ности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных видов взаимоотно­шений с окружающими людьми, в повышении социального статуса, в развитии компетентности в вопросах нормативно­го поведения.

3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептив­ных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой пси­хокоррекции детей с психическим недоразвитием и задерж­кой психического развития.

4. Развитие и совершенствование коммуникативных функ­ций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Обеспечи­вается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (искаженного, диспропорционально­го и дисгармоничного).

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекцион-ный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонима­ния. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой, является основ­ным направлением в социальной реабилитации детей. Однако чтобы она была эффективной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляемые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания за­кономерностей психического развития ребенка вообще и зна­ний специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями в частности.

Во-вторых, содержание коррекционной работы должно оп­ределяться особенностями сензитивных периодов возрастно­го развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном эта­пе наиболее актуальны.

В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществ­лять на основе специальных программ, которые разраба­тываются применительно к каждому ребенку и к каждой возрастной группе с учетом специфики заболевания или вы­звавшего нарушения дефекта. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребно­сти и мотивы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социальной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированности. Необходимо стре­миться к тому, чтобы коррекционные занятия осуществля­лись в естественных для ребенка условиях.

В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходимо соблюдать доступность, преемственность и после­довательность в формах и методах ее проведения.

И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполне­ние данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в соци­альной реабилитации можно достичь только при положитель­ном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одновременному решению многих задач, а терпеливо рабо­тать над одной, двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положительным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка раз­вития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача, ребенок приоб­ретает навыки межличностных отношений.

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребен­ку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими жела­ниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленные задачи. Добиться положительных сдвигов в своем развитии можно только на практике и эту практику могут организовать только взрослые.

^ Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия «социально-реабилитационная дея­тельность».

2. В чем единство и различие в содержании понятий «педагогическая деятельность» и «социально-реабилитационная деятельность»? Охарак­теризуйте понятие «социальная реабилитация» с точки зрения ее вари­антов: социальная реабилитация как процесс, как конечный результат и как деятельность.

3. Раскройте основные качественные характеристики социально-реа­билитационной деятельности.

4. Назовите основные принципы социально-реабилитационной дея­тельности и раскройте требования, которые они отражают.

5. Раскройте цели и задачи социальной реабилитации детей с огра­ниченными возможностями здоровья.

6. Назовите основные направления в социально-реабилитационной деятельности и раскройте их сущность.

7. Что понимается под средствами реабилитационного воздействия? Дайте характеристику основным из них.

8. Охарактеризуйте основные виды психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, используемые в процессе со­циальной реабилитации.

9. Назовите основные виды специальной помощи, применяемые в процессе социальной реабилитации, и раскройте их суть.

10. Раскройте сущность методов, используемых в социальной реаби­литации детей с отклонениями в развитии.

11. Назовите основные формы организации социально-реабилитаци­онного процесса.

12. Что такое психологическая коррекция? Назовите основные на­правления психокоррекционной работы с детьми-инвалидами.

Темы для докладов и сообщений

1. Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов — важней­шее условие их подготовки к интеграции в общество.

2. Благотворительность — одна из гуманных инициатив с целью ока­зания помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям и ее прояв­ление в условиях города, области.

3. Средства массовой информации — мощный рычаг общественной поддержки проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностя­ми здоровья.

4. Неправительственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции ин­валидов в общественную жизнь.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1997.

2. Бороздин АЛ. Дошкольный центр социальной реабилитации в Ака­демгородке (Школа Бороздина) // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.

3. Долгу>шкинА.К. Введение в социальную реабилитологию. М., 2000.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993.

6. Мамайчук ИМ. Психокоррекция детей и подростков с нарушения­ми в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.

7. Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2001.

8. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции незави­симой жизни в деятельности неправительственных организаций. СПб., 2001.

9. Осипова АА. Общая психокоррекция. М., 2000.

10. Охапкина НА. Центр-школа «Цветик-семицветик» // Возмож­ности реабилитации детей с умственными и физическими ограничения­ми средствами образования. М., 1995.

11. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возмож­ностями: опыт и проблемы / Под ред. А,М. Панова. М., 1997.

12. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1977.

13. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М-, 2001.

14. Тукузова Т.М. Трамвай для чудаков // Возможности реабилита­ции детей с умственными и физическими ограничениями средствами об­разования. М., 1995.

15. «Школа 2100». -Образовательная программа и пути ее реализа­ции / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. М., 1999.

Глава 3

^ ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ В НОРМЕ И В ПАТОЛОГИИ

Определение понятия «личность»

Начиная с мыслителей древности и до наших дней, не ути­хают споры, связанные с пониманием природы личности, ее сущности и специфики бытия. За этот долгий путь повы­шенного внимания к этой проблеме сложилось немало школ и направлений, предложивших свои концепции понимания личности. Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. На их основе разрабатываются различные подхо­ды к проблеме развития и коррекции личности.

Анализ теорий личности, предпринятый американскими психологами Л. Хьеллом и Д. Зиглером, показывает, что ис­ходные теоретические положения, которыми руководствова­лись их авторы, основательно определяют их взгляды на при­роду личности.

Так, 3. Фрейд представил личность в виде трех взаимодей­ствующих сфер: «Оно» — «Я» — «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным — предсознательным — сознательным), содержание и функцио­нирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии. Согласно его представлениям, поведение че­ловека в значительной степени детерминировано иррацио­нальными, неосознаваемыми факторами и подчинено трем принципам: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности.

Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство на­ших поступков является результатом сознательного и сво­бодного выбора. В центре его концепции — самоактуализи­рующаяся личность. Особое место в ней занимает структура потребностей человека.

Согласно Э. Фромму, личность является продуктом ди­намического взаимодействия между врожденными потребно­стями и давлением социальных норм и предписаний.

Представители отечественной психологии базируются на понимании личности как социального качества, формирую­щегося в деятельности и общении в процессе усвоения инди­видом общественно-исторического опыта, накопленного чело­вечеством.

Согласно современным представлениям, личностью человек не рождается, он всего лишь индивид — конкретный предста­витель человеческого рода, носитель своеобразных индивиду­альных качеств и обладающий потенциальной возможностью стать личностью

Человек, как живое существо, относящееся к виду Homo Sapiens, представляет собой воплощение высшей ступени раз­вития жизни на земле, достигший такого состояния благодаря тому, что на определенном этапе общественно-исторического развития стал субъектом сознательной преобразующей дея­тельности, направленной на окружающий мир и самого себя.

Появляясь на свет более беспомощным, чем детеныши подавляющего большинства животных, он обладает почти без­граничными возможностями усвоения нового опыта, приоб­ретения новых форм поведения. Но главное его отличие — по­требность стать личностью, проявляющаяся в способности активно включаться в общественные связи и отношения, кото­рые обуславливают его развитие, и потребность в самореали­зации, т. е. в стремлении реализовать свой жизненный потен­циал: запас жизненной энергии, задатки, способности.

С позиций системного подхода человек является системой, где физическое и психическое, природное и социальное обра­зуют нерасторжимое единство. Все это и предопределяет по­явление такого феномена, как личность.

Отечественная психология, считая человека биосоциаль­ным существом, исходит из того, что развитие личности обу­словлено действием двух взаимообусловленных факторов: анатомо-физиологических особенностей, передаваемых по наследству, и воздействий социальной среды, которые опре­деляют не только содержание личностных качеств, но и ока­зывают влияние на его природные данные.

Сущность каждого человека и его психики отражают со­циально значимые качества. Личность — феномен обществен­ного развития, конкретный живой человек, обладающий соз­нанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт чело­веческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с други­ми людьми. Иначе говоря, без усвоения индивидом общест­венно-исторического опыта, накопленного человечеством, без овладения человеческой культурой приобрести личностные качества невозможно. Об этом свидетельствует печальный опыт развития человека вне человеческого общества, когда по воле случая дети оказывались среди животных.

С другой стороны, под влиянием общества, организованно­го обучения и воспитания человек, не имея биологической полноценности, например, при тяжелых формах олиго­френии, психических заболеваний, также не может достичь высокого уровня развития личности. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Так, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера, становятся особенностями личности в силу социальной детерминации.

Вместе с тем личность, как продукт общественных отно­шений, воспринимает социальные воздействия не пассивно. Преобразуя их, личность начинает выступать как совокуп­ность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия пред­ставляют собой сплав наследственно-биологических и соци­ально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По ме­ре формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказы­вать на разных людей разное влияние. То есть личность не только объект и продукт социальных отношений, но и актив­ный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Личностью может стать любой человек, обладающий соз­нанием и самосознанием. Однако уровень ее развития и ка­чественные характеристики могут варьировать от самого высокого показателя до примитивного, иметь положительную или отрицательную направленность.

Личность каждого человека уникальна и наделена только ему присущим сочетанием психологических черт и особенно­стей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность в сравнении с понятием «человек» и «индивид» более узкое понятие. Это характеристика человека по принципу социаль­ной значимости. Своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость проявляются в темпераменте, чертах ха­рактера, в специфике интересов, перцептивных процессах, мотивационной сфере и интеллекте. Считается, что пред­посылками формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преоб­разовываются в ходе воспитания и порождают широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Исходным уровнем развития личности, как замечает К.А. Абульханова-Славская, является ее растворенность в со­бытиях (сопричастность этим событиям). Следующий уро­вень — самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется, вырабаты­вает жизненную позицию по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п.

Вместе с тем качественные характеристики этого развития находятся в прямой зависимости от тех потенциальных воз­можностей, которыми обладает развивающаяся личность. К числу основных потенциалов, выступающих в роли ди­намических факторов и задающих направленность процессу развития личности, относят:

1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, и психологическими качествами, обеспечивающими продук­тивность познавательной деятельности;

2) морально-нравственный потенциал. Обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравст­венно-этическими нормами, жизненными целями, убежде­ниями, устремлениями;

3) творческий потенциал. Определяется репертуаром уме­ний и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал. Зависит от общитель­ности, характера и прочности контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми. Данная способность выража­ется в систематичности и разнообразии социальных ролей, ко­торые она выполняет.

5) эстетический потенциал, личности обуславливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в пре­красном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в восприятии произведений искусства в творчестве (профессиональном или самодея­тельном).

То есть личность определяется тем, что она, во-первых, зна­ет, во-вторых, что она ценит, в-третьих, что и как она сози­дает, в-четвертых, с кем и как она общается, в-пятых, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность характеризуется следующими обобщенными качествами:

1) активностью — стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за гра­ницами требований ситуации и ролевых предписаний;

^ 2) направленностью — устойчивой доминирующей сис­темой мотивов-интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;

3)

literatura-t-e-andreeva-k-f-n-zav-sektorom-evenkijskoj-filologii-ipmns-so-ran-g-yakutsk.html
literatura-tema-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-sociologii.html
literatura-tematicheskoe-planirovanie-malm-doshanov-m-g-uchitel-doshanov-m-g.html
literatura-teoriya-organizacij.html
literatura-tihij-don.html
literatura-trudi-iya-iz-istorii-buryatii-ee-politicheskoj-ekonomicheskoj-i-kulturnoj-zhizni.html
  • klass.bystrickaya.ru/azvitie-doshkolnogo-obshego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-v-sibirskom-federalnom-okruge-2005-2009gg-informacionno-analiticheskij-doklad-tomsk-2010-stranica-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodavec-kontroler-kassir.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-professionalnoj-kompetentnosti-studentov-na-zanyatiyah-po-discipline.html
  • school.bystrickaya.ru/aleksandr-solzhenicin-rakovij-korpus-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/104vstrecha-predstavitelej-gosudarstv-uchastnic-stambulskoj-konvencii-po-karnetam-ata.html
  • predmet.bystrickaya.ru/risunkov-velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-gg-glazami-detej.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavlenie-v-sobstvennost-zemelnih-uchastkov-nahodyashihsya-v-municipalnoj-sobstvennosti-selskogo-poseleniya-biryakovskoe-sobstvennikam-obektov-nedvizhimosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/gold-ving-gold-ving-klub.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osoblivost-rozvitku-romansko-arhtekturi-zahdnoslovyanskih-kran.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-proizvodstvennogo-processa.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-hudozhniki-6klass-str-9-10-izgotovlenie-shpargalki-9-klass-algebra.html
  • college.bystrickaya.ru/1000-v-obektive-neobichnoe-povedenie-zhivotnih-zhizn-na-vole-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-7-socialnie-instituti-tema-obshestvo-kak-sistema-ponyatie-obshestvo-strukturnie-elementi-obshestva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/himicheskij-eksperiment-vazhnejshij-metod-i-sredstvo-obucheniya-himii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/press-konferenciya-parlamentskoj-oppozicii-na-kotoroj-prozvuchali-rezkaya-kritika-prezidenta-respubliki.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-vklyuchat-v-sebya-oglavlenie-vvedenie-osnovnuyu-chast-zaklyuchenie-biograficheskie-spravki-ob-upominaemih-v-tekste-uchenih-i-podrobnij-bibliograficheskij-spisok.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-pedagogam-roditelyam-po-razresheniyu-konfliktov-refleksiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informacionnaya-kultura-lichnosti-opd-v1-disciplina-po-viboru.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pomosh-predsedatelya-fonda-socialnogo-strahovaniya-rf-invalidam-otmechena-blagodarnostyu-astrahanskoj-obshestvennoj-organizacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-the-pain-of-love-stranica-10.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-kulturi-kulturno-dosugovij-centr-batirevskogo-rajona-v-svoej-deyatelnosti-rukovodstvuetsya-zakonom-rossijskoj-federacii-o-kulture-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomist-19-yanv-2008-samoe-smeshnoe-chto-dvigatel-dlya-etoj-klassiki-razrabativalsya-v-sssr-ibo-italyanci-imeli.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-g-sankt-peterburg-2008-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizika-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-grafik-raboti-lagerej-dnevnogo-prebivaniya-v-ou-letom-2012-goda-vnebyudzhet-privlechyonnie-sredstva-sredstva-roditelskoj-oplati.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-utverdit-plan-raboti-zasedanij-sobraniya-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-na-2009-god-stranica-15.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakritie-detdoma-v-reutove-otlozheno-do-maya-vminuvshee-voskresene-svyatejshij-patriarh-moskovskij-i-vseya-rusi-kirill.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-master-revolyucii-dose-bez-retushi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-domashnie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-omsk-2005-e-a-grizihina.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-komandno-shtabnih-uchenij-v-sisteme-mchs-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-marshe-druzhbi-vmeste-veselo-shagat-dlya-detskih-obshestvennih-obedinenij-obshie-polozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-519-68-02-bbk-65-s-51.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-obraznij-znak-palcami.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-evm.html
  • student.bystrickaya.ru/12-aprelya-2001-g-n-2-p-polozhenie-o-beznalichnih-raschetah-v-rossijskoj-federacii-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.