.RU

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Радость есть особая мудрость»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»


Конспект урока

развития речи в 5 классе

на тему «Радость есть особая мудрость»


Решеткова Е.В., учительница русского языка и литературы МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»


пгт. Октябрьский, 2007 г.


«Радость есть особая мудрость»

Цели урока:

- повторить изученные орфограммы и виды разбора;

- повторить понятия текста, темы, основной мысли;

- побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость;

- воспитывать стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте и чуткости.


Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, цветные карандаши, тетради по развитию речи, музыкальное сопровождение.


^ Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись даты, темы урока, объявление целей (слайд № 1).


II. Беседа:

- Испытывали ли вы когда-нибудь радость?

- Какое это чувство?

- Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие?

- А что такое радость?


В толковых словарях даются разные определения этого слова (слайд № 2 о радости с диаграммой)


- Что же такое радость? (после ответов – слайд № 3 с определением радости).


- А какое чувство является противоположным радости? (грусть).


Верно. И я хочу прочитать вам сказку. В которой тоже соединились радость и грусть. Автор ее Надежда Абрамцева, а называется сказка «Тише, пожалуйста…тише».


III. Чтение сказки (на фоне чтения – музыкальное сопровождение).

Н. Абрамцева

^ ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА… ТИШЕ


Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Веселая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет…

Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода…

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото… А была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка.

Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Выйти легко… Очень… Слишком даже…

Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…


Пауза.


IV. Продолжение беседы.

- Понравилась ли вам сказка?

- Какова тема?

- Какова основная мысль? Где она находится?

- Можно ли сказать, что у речки есть характер?


Задание: опишите, какой вы видите речку до того, как она вышла из себя.

- А вот какой ее запечатлели фотограф А.Заболоцкий (слайд «Реченька»)

- А это представление художника __________ (слайд № 4 – «Речка и мост»).

- Какой речка стала потом? Почему?


Физкультминутка.


V. Орфографическая работа.

- Давайте оформим ваши высказывания и мои характеристики.

Записываем: орфографическая работа.

Задание: записать слова, обозначить графически изученные орфограммы (2 человека работают у доски).

Радостный (радость)

Прекрасный (прекрасен)

Грустный (грусть)

Счастливый (счастье)

Тоскливый

Раздражительный

Проверьте правильность написания (слайд № 5 – орфографическая работа).

IV. Продолжение беседы.

- Эти качества относятся и к человеку.

- А что происходит с человеком, когда он выходит из себя?

- Человек перестает себя контролировать. Он становится злым и раздражительным. Может накричать, причинить боль другому, и даже близкому. Тоска, уныние овладевают им.

- Можно ли передать людям свое плохое или хорошее настроение?

- да, если человек постоянно раздражается, окружающим людям рядом с ним неуютно. Свет и тепло передает человек радостный и веселый. Недаром говорится: (слайд № 6 с пословицами)

«Мощь улыбка несет»

«Радость молодит, а горе старит»

«Доброму везде добро»

«Мудрому человеку вся земля открыта»

«Веселое слово – речи основа»

«Веселье лучшее богатство».


VII. Задание: запишите первую пословицу, графически обозначая орфограммы. Запишите слова в транскрипции.


Мощь улыбка несет (улыбочка, нес).



Улыбка [у л ы п к а] по 1 человеку у доски

Несет [н и с о т]


VIII. Продолжение беседы.

На Востоке, в Индии считается, что пищу может готовить только добрый, веселый человек. На Руси, когда пекли пряники, пели песни. Такая пища напитывалась счастьем и радостью. И не надо забывать, что «чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к своему хозяину».

- Что такое бумеранг? (после ответов – слайд № 7 с определением бумеранга).


- А в чем можно находить радость? Чему можно радоваться?

- Можно ли испытывать это чувство, глядя на эту фотографию? (слайд № 8).

- В красоте полей и лесов, неба и солнца, деревьев и трав, капелек росы на листьях, в улыбках, в полете ласточки. Будьте только внимательны.

- Но есть еще одна радость. Это радость творчества. Ведь когда творишь, забываешь обо всех невзгодах, потому что душа твоя устремляется к прекрасному. Можно писать стихи, рисовать, слагать музыку, заниматься любимым делом. Вот как просто и в то же время мудро написал об этом мальчик Александр Ильин (слайд № 8 «Живу, дышу…»):

Живу, дышу, и каждым мигом,

Как вечным даром, дорожу,

Любуюсь солнца ясным ликом

И в звездах радость нахожу.

А теперь попробуйте сами стать творцами радости.


IX. Рисование под музыку.

Задание: в течение нескольких минут попробуйте нарисовать радость в виде символа (показ рисунков).


X. Итог урока.

- Ребята, вы сумели украсить класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее.

- А как вы думаете, справедливы ли слова, взятые мной в название урока?

- Почему радость мудра?

- Почему нужно жить в радости?

- Об этом вы порассуждаете дома.


XI. Домашнее задание (слайд № 9).

  1. Сочинение – рассуждение «Прав ли тот, кто утверждает, что «Радость есть особая мудрость»?

  2. (Для тех кому это задание покажется трудным) Составить словарный диктант на тему «Характер».


XII. Оценки.


XIII. Итог урока.

konvenciya-o-pravah-rebenka-stranica-3.html
konvenciya-o-zashite-chernogo-morya-ot-zagryazneniya-buharest-21-aprelya-1992-g-preambula.html
konvenciya-o-zashite-trebovanij-trudyashihsya-v-sluchae-neplatezhesposobnosti-predprinimatelya.html
konvenciya-po-ohrane-i-ispolzovaniyu-transgranichnih-vodotokov-i-mezhdunarodnih-ozer-konvenciya-po-vodam.html
konvenciya-po-zashite-i-ispolzovaniyu-transgranichnih-vodnih-resursov-i-mezhdunarodnih-ozer-stranica-5.html
konvenciya-protiv-pitok-i-drugih-zhestokih-beschelovechnih-ili-unizhayushih-dostoinstvo-vidov-obrasheniya-i-nakazaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nekotorie-sistemnie-i-metodologicheskie-aspekti-informatiki-i-informatizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-obshestva-kak-civilizacionnij-process.html
  • college.bystrickaya.ru/24-marta-vsemirnij-den-borbi-s-tuberkulezom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-istokam-russkoj-ikonopisi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menli-uejd-vellman-i-kosmatie-budut-skakat-tam67-oborotni-antologiya-2010.html
  • essay.bystrickaya.ru/cpisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamen-dlya-vseh-ostalnih-dopolnitelnie-ispitaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-uchebnoj-disciplini-eyo-mesto-v-uchebnom-processe-vipiska-iz-gos-vpo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii6ustanovlenie-svyazi-prosveshenie-i-povishenie-osvedomlennosti-obshestvennosti-statya-13.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-rupd-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-17-annotaciya-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni-kurs-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika-moskva-2010.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-i-programmi-ekzamenov-po-anglijskomu-i-nemeckomu-yazikam-trebovaniya-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-anglijskomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-uchenici-literatura.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-armageddon-and-prophecies-of-the-return-zahariya-sitchin-bogi-armageddona-eksmo-2008.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-publichnih-obsuzhdenij-otkritogo-narodnogo-byudzheta-organizacionnij-aspekt.html
  • student.bystrickaya.ru/13-kontakti-cherez-zavesu-kniga-vzyata-s-konferencii-portala-soznaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-sovremennoj-shkole.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukrainci-v-moskve-iz-glubini-vekov-s-dneprovskih-beregov-istoriko-kulturologicheskie-zametki-podgotovlennie-po-materialam-iz-fondov-bul-sentyabr-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-forma-p-1-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih-sluzhb-podrazdelenij-fsin-ossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-biografiya-tvorcheskaya-deyatelnost-geroi-proizvedeniya-kalina-krasnaya-neizvestnij-shukshin-zaklyuchenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoe-obespechenie-socialnoj-raboti-dlya-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/smi-o-smi.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalizaciya-kak-socialnij-process-strukturno-komponentnij-analiz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzhskoj-etiket-3-poslushajte-rasskaz-v-a-suhomlinskogo-i-otvette-na-voprosi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-po-kursu-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-4-go-kursa-yuridicheskogo-fakulteta-nngu-im-n-i-lobachevskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-logicheskogo-mishleniya-tvorcheskih-sposobnostej-krugozora-ustnoj-i-pismennoj-rechi-umenij-obobshat-i-sistematizirovat-informaciyu-kommunikativnih-umenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-prinyatie-marketingovih-reshenij-razvitie-marketingovih-planov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-zakon-i-idumei-duglas-rid.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-istoriyu-chelovechestva-dlya-napravleniya-46-03-01-istoriya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-kazahstana-dlya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-byudzhet-1-priroda-ekonomich-sushnost-i-spec-priznaki-finansov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/st-clares-oxford.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-otnoshenij-podrostkov-so-vzroslimi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-ipotechnoe-zhilishnoe-kreditovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.