.RU

Конкурс профессионального мастерства в муниципальной системе городского округа Стрежевой 2011 г. Номинация «Учитель года»







Конкурс профессионального мастерства в муниципальной системе городского округа Стрежевой 2011 г.

Номинация «Учитель года»





Учитель технологии

высшей квалификационной категории


г.Стрежевой 2011 г.

Содержание

№ стр.

  1. Представление




  1. Материалы для презентации




  1. Эссе «Моя педагогическая философия»




  1. Научно-методическая статья «Активизация познавательной деятельности на уроках технологии с использованием ИКТ»



  1. Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы «Конструирование одежды»



  1. Описание сайта




3

5

6


8


13

46






Исходящий № _______ от ______25 декабря _________ 2010 года

В Оргкомитет городского конкурса

профессионального мастерства

в муниципальной системе образования

городского округа Стрежевой.


Представление

__Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»_

(полное наименование выдвигающего учреждения)

Выдвигает __Кулагину Ольгу Ивановну_______________________________________

на участие в Городском конкурсе профессионального мастерства – 2011 в номинации____«Учитель года» ____________________________




  1. Ф.И.О., педагога: Кулагина Ольга Ивановна

  2. Год рождения: 12.02.1973г

  3. Специальность, по которой работает педагог: учитель

технологии

  1. Образование: высшее, Томский государственный

педагогический университет, специальность учитель труда,

профессионального обучения

  1. Стаж педагогической деятельности: 14 лет

  2. Cтаж работы в данном учреждении: 14 лет

Систематически занимаясь самообразованием и повышая свою квалификацию на курсах и семинарах, а также используя дистанционное обучение, Кулагина Ольга Ивановна считает, что трудовое обучение в средней школе является важным компонентом подготовки учащихся к жизни в условиях современных рыночных отношений. В процессе обучения учитель использует инновационные технологии: применение ИКТ в учебном процессе, здоровьесберегающие технологии.

Используя ИКТ на уроке технологии Ольга Ивановна обеспечивает:

В процессе обучения учителем используются учебное электронное издание «Технология» диск «Технология. Технический и обслуживающий труд»; графическую грамоту учитель формирует используя возможности программы «Компас - 3DLT V9». Для визуализации учебного материала используются программные продукты из пакета «Первая Помощь 1.0». Кроме того, программное обеспечение Smart Notebook позволяет создавать занятия и презентации с помощью ярких рисунков, объектов Macromedia Flash и текстов, используя различные ресурсы которые предоставляет интерактивная доска.

Наиболее ценно стремление учителя не только использовать опыт других учителей, но и самостоятельно создавать свои мультимедийные программы и ресурсы. В частности, учитель создаёт анимированные презентации построения чертежей в Power Point. Разработанный Ольгой Ивановной урок «Конструирование и моделирование фартука» был представлен на семинаре в рамка курсов повышения квалификации в ТОИПКРО в 2009 году и получил высокую оценку на Региональном Фестивале Медиауроков в 2009 г. – диплом 2 степени.

Интерес к предмету поддерживается учителем и во внеурочной деятельности. С 2007 по 2010 год 9 воспитанников Ольги Ивановны стали победителями выставки декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп» и 12 призёрами. Кроме того работы её учеников выставлялись на выставках в рамках фестиваля «Томская мозаика» и выставке «200-ие Победы в Отечественной войне 1812 года» в 2008 г. в ОГУК «ДНТ «Авангард» г. Томск. Кроме того, ежегодно обучающиеся Ольги Ивановны занимают призовые места на муниципальном этапе олимпиады по технологии.

^ Материалы для презентации


Кулагина Ольга Ивановна, учитель технологии МОУ СОШ №3—одарённый, творческий педагог, чуткий и отзывчивый человек. В педагогической практике учитель использует современные образовательные технологии, создавая авторские мультимедийные программы и ресурсы. Уровень личностного развития и творческих достижений обучающихся Ольги Ивановны представлен ежегодными призёрами муниципального этапа олимпиады по технологии, победителями и призёрами выставки декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп», фестиваля «Томская мозаика» и выставки «200-ие Победы в Отечественной войне 1812 года» в ОГУК «ДНТ «Авангард» г. Томск.


Директор школы Л.Р. Байрактаров


Председатель Оргкомитета Конкурса МОУ СОШ № 3 Л.В. Никифорова


^ Моя педагогическая философия.

Эссе.

Бесплодные пески, солончаки

терпенье превращает в цветники.

Мохаммед Шариф Гульхани

Воспоминания из детства - самые яркие. Поздняя весна или лето… не помню, только очень тепло. Я гуляла с подружками на улице и случайно нашла потерянный кем-то школьный портфель. Проверила содержимое – в нём всё как надо: тетрадки, пенал, учебники. Решила отнести его в школу, она совсем рядом, моя будущая «третья».

Не забуду это ощущение радости, гордости за то, что, как мне казалось, встречные думали: идёт ученица! И сколько потом ожидания того момента, когда у меня наконец будет свой собственный портфель!

Сейчас я понимаю, что это была ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ. Спасибо родителям и воспитателям. До сих пор их помню, иногда встречаю в городе и рада, что и они тоже помнят меня.

Не буду оригинальной, если опишу свои воспоминания о ПЕРВОМ классе, как была влюблена в свою первую учительницу, как хотела ей во всём угодить и огорчалась, если не получалось. А уж если мне доверили проверить тетрадки одноклассников, то восхищению не было границ. Многие мои одноклассницы тогда хотели стать УЧИТЕЛЬНИЦАМИ. Было в этом что-то завораживающее, когда ты ставишь «2» или «5».

И вот я – учительница. Нет, это не мечта всей моей жизни, скорей, так сложились обстоятельства. Будучи молодым специалистом, ещё не совсем понимала: зачем я здесь? Нужна ли? Моё ли это место?

Иногда задумываюсь о том, почему технология? Почему не математика – я её любила в школе, и географию, и русский язык. А ответ на ладони – здесь я могу проявить свои способности, любовь к прикладному творчеству.

Решила: если учить, то тому, что самой очень интересно. Интересно работать руками, создавать красивые вещи. В студенческие годы интересно было работать на токарном станке (где-то у мамы хранится пешка, выточенная мною), и рубанком махать тоже получалось (до табуретки дело не дошло).

Детям своим пытаюсь вложить умение работать руками. «Глаза боятся, а руки делают!» - моя любимая поговорка.

Но предмет предполагает не только овладение практическими навыками, хоть на это отводится не менее 75% учебного времени. Никак не обойтись без теоретических знаний. И за время моей работы сменилось его название, содержание пополнилось новыми разделами и темами. Предметная область «Технология» - как много вложено понятий в это строгое словосочетание! Как в такой ситуации работать по-старому? Просто необходимо самой учиться новому, чтобы быть готовой к любому вопросу Почему? и Как?

Обычный мел и доска мало помогут учителю в «новой» школе. Условия жизни формируют у современных детей новые потребности, ожидания и интересы. Мне очень помогает умение создавать уроки, используя компьютер и мультимедиа оборудование, Интернет. Я вижу, что интересно детям. Казалось бы, ну как может быть неинтересно на уроке по теме «Макияж» из раздела «Гигиена девушки»? Если это только учебник и беседа – неинтересно. Если демонстрация ярких слайдов, примеров, интерактивная работа над своим образом – очень захватывает.

Учитель сегодня – это помощник, наставник, который ведёт к получению знаний. Учитель технологии – новатор, который раскрывает заложенные в ученике огромные творческие возможности. Развитие творческих способностей личности в обучении технологии включает в первую очередь метод проектов, решение конструкторских и технологических задач, а также знакомство с технологией творчества, выработанной человечеством на протяжении своего развития. А где, как не на уроках труда применяется практико - ориентированное обучение? Это одно из наиболее активно развивающихся направлений в мировом пространстве образования, т.е. получение образования через деятельность.

Так сложилось, что в стенах своей школы я нахожусь более 29 (!) лет. Вначале – как ученица, затем, после 11 классов, – работа в школьном туристическом клубе, и, наконец, более 14 лет я учитель технологии. Моя школа стала для меня настоящим вторым домом. Очень хочется, чтобы в наше непростое, наверное, даже жестокое время, она стала таковым для наших учеников, чтобы они хотели сюда идти за знаниями, за общением, и во многом это зависит от нас, учителей. Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о всех своих бедах и тревогах, уметь оставлять за порогом класса всё, что может его отдалить от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке, и входить в класс с просветлённой душой и доброй улыбкой. При виде весёлых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет в школу, к коллегам, к ребятам, к моим трудолюбивым и не очень, умницам и болтушкам, к тихоням и хохотушкам. И когда, идя по коридорам школы, с разных сторон слышу: «Ольга Ивановна, здрааасте!», когда старшеклассницы забегают попросить выкройку или спросить совета о том, какую лучше швейную машинку купить, понимаю, что я здесь НУЖНА и место это - МОЁ.

^ Активизация познавательной деятельности на уроках технологии с использованием ИКТ

Статья в методический журнал Кулагиной О.И.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий (ИТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета.

В связи с этим важное значение приобрела проблема использования, создания образовательных ресурсов, их отладки, тестирования, апробации и внедрения, а также оценки результативности их использования на уроках технологии.

Освещение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения нашло отражение в работах [1 - 6]. Доктер Николай Андреевич [2, стр.3] уверен, что новые информационные технологии должны включать в себя не только применение электронных изданий - это еще интерактивное дистанционное обучение, технология управления образовательным процессом, технология проверки и самоконтроля обучения учащихся, интерактивное общение учащихся со своими сверстниками в рамках образовательного процесса, применение мультимедиа технологий в воспитательном процессе.

К числу достоинств применения мультимедиа технологии в обучении, описанных в статье [2, стр.3], относится повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера - это новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который делает занятия более наглядными и интересными.

^ Применение информационных технологий на уроках технологии необходимо, и мотивировано это тем, что они:

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений и навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность.

Наряду с достоинствами, предложенными авторами [1-6], существует ряд недостатков. Во-первых, это недостаточная оснащенность кабинета технологии необходимым оборудованием. Во-вторых, нет необходимого программного обеспечения. Тот единственный цифровой образовательный ресурс по технологии, который существует, не удовлетворяет всем потребностям участников образовательного процесса. К сожалению, разработчики предлагаемой библиотеки электронных наглядных пособий не включили остро необходимые элементы, позволяющие строить и распечатывать чертежи и лекала швейных изделий по меркам, как например, в электронном издании LEKOsistems издательского дома «Равновесие». [6, стр.2].

Основная тема статьи - представление опыта применения ИКТ с целью активизации познавательной деятельности в процессе обучения технологии.

Настоящая статья посвящена решению проблемы недостаточности мультимедийных средств через создание собственных образовательных ресурсов (ЦОРов).

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках: 

   В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Использование данной технологии позволяет:
Значительно сэкономить время на урок ; повысить уровень наглядности в ходе обучения; внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

Особенностью применения приложения MS Power Point на уроках технологии является разработка уроков по конструированию. Раздел «Конструирование швейного изделия» изучается с 5-го по 8-ой класс и вызывает у учениц много трудностей, а при наличии технических недостатков эти трудности усугубляются. Значительно упростилась задача по построению чертежей на доске в MS Power Point с применением анимации: не нужно каждому классу заново чертить, объясняя построение. Все линии, точки и обозначения появляются на экране поэтапно и с той частотой, с которой каждый ученик успеет выполнить данную работу. Такие презентации сопровождаются объяснением материала, предшествующего конструированию.

Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Приготовление бутербродов» используется презентация, делающая рассказ более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет не просто читать лекцию, а вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения («Как вы думаете, какой из этих бутербродов самый распространенный?»), анализировать получаемую информацию (многообразие видов бутербродов), сравнивать (чем отличаются закрытые бутерброды от открытых), обобщать, делать выводы, тем самым развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

При формировании глубокого познавательного интереса к предмету у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность [5]. Занимательность - это фактор, который может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему.

В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон животного происхождения» у учащихся вызывают глубокий интерес сообщения о том, что красивое шелковое волокно производят гусеницы невзрачной на вид бабочки тутового шелкопряда, а шерсть дают не только овцы, но и удивительные животные: лама, альпака – не живущие в нашей местности. В 7 классе, при изучении темы «Мода, стили, силуэты», учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. В 8 классе учащиеся сами создают презентации: «Новые ткани и нанотехнологии», «Стирка по-научному», «Праздничные бутерброды» и т.д.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения предмета.

По словам Жирновой О. П., «эксперты уже давно заметили по результатам многочисленных эксперимен­тов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого уча­щийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала оста­ется в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот матери­ал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%».

Полученные результаты мониторинга успеваемости учащихся 5 - 6 классов позволяют утверждать, что используемые информационно-коммуникативные технологии значительно повышают интерес учащихся к изучению Технологии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Однако учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.


Источники:

  1. Васина, О. С. Опыт педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе. [Электронный ресурс] / О. С. Васина // - Режим доступа: http://gmoi.narod.ru/m/mk/master2/z1.htm

  2. Доктер, Н. А. «Применение информационных технологий как средство повышения эффективности уроков» [Электронный ресурс] / Н. А. Доктер // - Режим доступа : http://mihailovka.kormilovka.omskedu.ru/uchitel/docter/doklad.pdf

  3. Зайцева, С. А. Современные информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс ] / С. А. Зайцева // - Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

  4. Захарова, С. В. Активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ на уроках технологии. [Электронный ресурс] / С. В. Захарова // Сайт МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа». – Режим доступа:

http://www.sosh-yantik.edu.cap.ru/?t=publ&eduid=4637&publ=45623

  1. Петрова, Т. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ. [Электронный ресурс] / Т. В. Петрова // Фестиваль педагогических идей «Открытый класс». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508067/

  2. Феизова, Л. А. Применение средств информационно-коммуникативных технологий на уроках образовательной области «Технология». [Электронный ресурс] / Л. А. Феизова // Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии». – Режим доступа:

http://tehnologiya.ucoz.ru/dir/sajt_uchitelja_tekhnologii_mou_sosh_45_g_cheboksary_feizovoj_larisy_aleksandrovny/130-1-0-1041


^ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


Проект

Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы «Конструирование одежды»


^ Автор: Кулагина Ольга Ивановна,

учитель технологии


г. Стрежевой 2011 г.

Содержание

№ стр.

Введение

  1. Проблемно-аналитический раздел.

    1. Актуальность проекта. Характеристика образовательной среды.

    2. Анализ методических материалов, программного обеспечения и других образовательных ресурсов.

    3. Постановка проблемы.

    4. Цель, задачи проекта. Ожидаемый результат.

    5. Методы, объект исследования. Ресурсы.

  2. Реализация проекта.

    1. Баланс задач и ресурсов реализации проекта в образовательном учреждении.

    2. Этапы и сроки реализации проекта в учебном учреждении.

    3. Поэтапный план работы по проекту.

    4. Бюджет проекта.

  3. Заключение.

Список использованной литературы

Приложения:

  1. Методическая разработка урока «Конструирование и моделирование фартука».

  2. Фрагменты уроков-презентаций (слайды).

  3. Комплекс контрольно-измерительных материалов (тесты).




15


16


16

18

18

19

21


21

23

23

25

26

30


31

40

43



Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В связи с этим подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому  использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы  опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль  учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  

1. Проблемно-аналитический раздел

1.1. Актуальность проекта. Характеристика образовательной среды.

Перечень программных средств обучения на современном этапе включает в себя: электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные   иллюстрации  для  поддержки различных видов занятий.

Сегодня учитель имеет возможность достаточно широко использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках по любому предмету. Но, несмотря на существование таких возможностей, уроки технологии с применением ИКТ в школе не стали еще обычным и массовым явлением. Почему? Причины здесь разного характера: материального обеспечения, организационные, методические.

Материального обеспечения:

1.   Отсутствует необходимое аппаратное обеспечение.

2.   Нет необходимого программного обеспечения.

Методические:

1. Некоторые учителя-предметники слабо владеют компьютерами и поэтому не всегда могут грамотно использовать возможности ИКТ.

2.  Учителя мало знакомы с электронными методическими новинками.

Раздел «Конструирование одежды» изучается с 5-го по 7-ой класс и сопровождается выполнением чертежей. Такой вид деятельности очень часто вызывает немало трудностей у обучающихся, т.к. включает в себя несколько операций: расчёты по формулам, правильное выполнение линий и самого чертежа. Показ чертежа учителем на доске также не всегда приносит успеха из-за ряда причин: плохая доска, некачественный мел, недостаточное освещение доски и т.д. Всё это приводит к усугублению ситуации неудачного занятия.

    1. ^ Анализ методических материалов, программного обеспечения и других образовательных ресурсов.

Предварительно был проведен глубокий анализ имеющихся методических материалов, программного обеспечения сквозного раздела «Конструирование», изучены имеющиеся медиаресурсы по данной проблеме в сети Интернет.

Учебное электронное издание «Технология» предназначено для применения в учебном процессе с целью предоставления учителю материалов по курсу "Технология". Данное электронное издание дает учителю возможность подготовить наглядные материалы (лекции) к уроку.

Данный электронный ресурс можно непосредственно использовать на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. К сожалению, разработчики предлагаемой библиотеки электронных наглядных пособий не включили остро необходимые элементы, позволяющие строить и распечатывать чертежи и лекала швейных изделий по меркам, как например, в электронном издании LEKOsistems издательского дома «Равновесие». В недостаточно полном объеме в ЦОРе имеется материал по моделированию одежды. Отсутствует информация по семейной экономике и предпринимательству, гигиене и макияжу, уходу за одеждой и обувью.

Диск «Технология. Технический и обслуживающий труд» содержит дидактико-методические материалы для учителя и учащихся (пособия, курсы, опорные схемы и таблицы, систему слайдов презентаций) по технологии технического и обслуживающего труда и профориентации. Важно подчеркнуть, что представленные материалы в электронной версии позволяют заменить традиционные школьные наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки и т.д.), используя компьютер для ознакомления и изучения соответствующего материала по предмету или вариативным курсам. Кроме того, использование электронных учебных и занимательных заданий, тестов, различных других дидактических материалов позволит повысить индивидуальную работу учащихся. Они будут способствовать выработке учащимися самостоятельности, развитию качеств личности (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), освоению навыков работы с компьютером. Использование учащимися данного диска с предложенными материалами в домашних условиях явится значительным шагом в совершенствовании технологической подготовки и профессиональной ориентации подрастающего поколения, закономерным процессом развития школы будущего.

Структура содержания диска представляет собой две части материалов:

Часть 1. Технология. Технический труд. Обслуживающий труд.

^ Часть 2. Профориентация. Профессиональное самоопределение учащихся.

Существует также множество программ, которые можно использовать на отдельных темах предмета «Технология».

На уроках, посвященных изучению такой интереснейшей темы «Гигиена девушки. Косметика», практика показала эффективное использование программы «CHANGES Салон красоты 2» фирмы Max Factor (в качестве альтернативы – используется программа «Виртуальный стилист» компании «Новый диск»).

Такую тему, как «Интерьер жилых помещений» можно разнообразить с помощью программы ArCon Home «Визуальная архитектура». Это простое в освоении, современное программное средство построения чертежей, дизайна интерьеров и оформления ландшафтов.

Данный анализ выявил, что в медиапродуктах, рекомендованных Министерством образования, тема «Конструирование одежды» обозначена формально, ей не уделено достаточного внимания. В медиапродуктах, созданных другими учителями, тема «Конструирование» дублирует учебник, представлена неинтересно и не дает возможности учащимся воспользоваться разработкой для самостоятельной практики в случае необходимости.

    1. ^ Постановка проблемы.

Общая проблема: Недостаток программного обеспечения по технологии, в том числе недостаточное методическое обеспечение раздела «Конструирование одежды» создали необходимость в разработке собственного медиапродукта по данной теме, направленного на наиболее качественное изучение темы.

    1. ^ Цель, задачи проекта. Ожидаемый результат.

Цель: Создать медиапродукт, который будет отвечать всем методическим и эстетическим требованиям при сквозном изучении раздела «Конструирование одежды» на уроках технологии в 5-7 классах.

Задачи:

1. Провести анализ имеющихся методических материалов, программного обеспечения в предметной области «Технология»;

2. Изучить имеющиеся компьютерные приложения, в которых было бы наиболее целесообразным создать медиапродукт по изучаемой проблеме;

3. Работа по поиску наглядного материала, схем, таблиц для более полного методического наполнения медиапродукта;

4. Разработать программно-методическое обеспечение, т.е. подробный план-конспект уроков по изучаемой теме в соответствии с Программой по технологии;

5. Создать материально-техническую базу для внедрения проекта в образовательный процесс;

6. Создать комплекс контрольно-измерительных материалов для изучения эффективности проекта;

7. Создать систему уроков по теме ««Конструирование одежды» для 5-7 классов;

8. Провести мониторинг показателей эффективности проекта, проанализировать результаты, сделать выводы исходя из цели исследования.

9. Публикация в СМИ и представление разработки на различных уровнях с целью её независимой оценки, обобщения и распространения опыта.


^ Ожидаемые результаты:

Создание методически законченного медиапродукта, которым можно будет воспользоваться учителю и обучающимся на уроках технологии при изучении темы ««Конструирование одежды» в 5-7 классах.

Данный медиапродукт облегчит подачу учебного материала учителем, т.к. освободит его от многократного выполнения чертежа на доске. Учащимся данная разработка даст возможность воспользоваться ею столько раз, сколько будет необходимо для достижения результата на практике.

Данный медиапродукт повысит интерес к изучаемому разделу и в целом к технологии, а значит в целом уровень успеваемости учащихся по предмету «Технология. Обслуживающий труд» перейдёт на более высокий уровень.

Повышение уровня удовлетворённости трудом педагога.

    1. ^ Методы, объект исследования. Ресурсы.

Методы исследования:

Тестирование учащихся с целью выявления уровня успешности изучения темы.

Представление медиапродукта на различных этапах разработки для участия в различных методических конкурсах школьного, муниципального и областного уровней с целью получения его независимой оценки ;

Проведение открытых уроков с использованием медиапродукта по теме «Конструирование одежды» с целью апробирования, выявления его недостатков и положительных моментов;

Публикация данной разработки в СМИ с целью предоставления своего опыта на областном и всероссийском уровнях.

^ Объект исследования:

Исследуется возможность использования ИКТ на уроках технологии при изучении темы «Конструирование одежды» для перспективы наиболее широкого внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Ресурсы

Имеющиеся ресурсы: мультимедийное оборудование кабинета технологии ( персональный ПК), программы по технологии 5-7 классов, поурочные разработки уроков.

Необходимые ресурсы: Мультимедийное оборудование (проектор, экран или интерактивная доска, сканер-копир), подключение кабинета к локальной школьной сети и обеспечение доступа в интернет.


^ 2. Реализация проекта

2.1. Баланс задач и ресурсов реализации проекта в МОУ СОШ №3

^ Условия, ресурсы

Организационные ресурсы

Информационные ресурсы

Кадровые ресурсы

Мотивационные условия

Программно- методические условия

Материально- технические условия

Нормативно-правовые условия

Финансовые

1

2

3

4

5

6

7

8

Заместители директора по учебной и хозяйственной части; руководитель Метод. совета школы; системный администратор школы

Наличие методических материалов, программного обеспечения по технологии;


Обучение педагога: в Ресурсном Центре г.Стрежевого по теме «Создание педагогически эффективных презентаций»;

Заочные курсы в ТОИПКРО по теме «Создание электронных тестов»

Высокий уровень мотивации педагога в профессиональном развитии, внедрению ИКТ в процесс обучения технологии.

Стимулирующий фактор.

Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд».

Наличие в кабинете технологии ПК

Устав школы.

Утверждение программы по предмету «Технология. Обслуживающий труд» метод.советом МОУ СОШ №3

Источники финансирования - внутренние

Задачи

Обеспечить условия для работы над проектом.

Изучить имеющиеся компьютерные приложения, в которых возможно создание медиапродукта по изучаемой проблеме.


Обучить педагога компьютерным приложениям, в которых было бы целесообразно создание медиа-уроков.

Привлечение других педагогов метод. объединения к разработке подобных ресурсов.

Материальное стимулирование педагога.

Создание комплекса контрольно-измерительных материалов для изучения эффективности проекта.

Провести мониторинг показателей эффективности проекта, проанализировать результаты, сделать выводы исходя из цели исследования.


Приобрести для кабинета технологии мультимедиа- оборудование: проектор, экран или интерактивную доску, сканер.

Обеспечить доступ к сети Интернет

Утвердить на Метод.совете школы программу по технологии с учётом разработанных ресурсов.

Разработать бюджет




    1. ^ Этапы и сроки реализации проекта

1 этап – Подготовительный (фаза проектирования):сентябрь – декабрь 2009 г.

2 этап – Основной (технологическая фаза): декабрь 2009 г. – май 2010 г.

3 этап – Заключительный: сентябрь 2010 г. – май 2011 г.


    1. ^ Поэтапный план работы по проекту




Этапы проекта

Задачи, реализуемые на данном этапе

Сроки

Ожидаемые результаты

Подготовительный этап (информационно-аналитическая деятельность)



Анализ имеющихся методических материалов, программного обеспечения в предметной области «Технология».

Изучение имеющихся компьютерных приложений, в которых возможно создание медиапродукта по изучаемой проблеме

Поиск наглядного материала, схем, таблиц для более полного методического наполнения медиапродукта

Сентябрь-октябрь 2009 г.



Сформировать мнение о имеющихся ресурсах на данный момент, сбор материала для будущего медиапродукта




Подготовительный этап (организационная, организационно-методическая деятельность

Создание материально-технической базы для внедрения проекта в образовательный процесс.


Разработка программно-методического обеспечения



Ноябрь-декабрь 2009 г.


Оснащение кабинета технологии необходимым мультимедиа оборудованием.

Разработка плана-конспекта уроков по теме «Конструирование одежды».


Основной (опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность)


Создание комплекса контрольно-измерительных материалов для изучения эффективности проекта.

Создание системы уроков по теме «Конструирование одежды» для 5-7 классов:

Урок-презентация «Конструирование и моделирование фартука».

Урок-презентация «Построение чертежа ночной сорочки».

Урок-презентация «Построение чертежа юбки».


Январь 2010 г.


Февраль- май 2010 г.



Комплекс контрольно-измерительных материалов (электронные тесты).

Законченный медиапродукт


Заключительный этап (изучение результатов деятельности)


Заключительный этап (оформление результатов)

Анализ результатов деятельности.


Публикация в СМИ и представление разработки (отдельных уроков) на различных уровнях с целью её независимой оценки, обобщения и распространения опыта.

Сентябрь-октябрь 2010 г.


Ноябрь-декабрь 2010 г.

Повышение уровня успеваемости учащихся


Распространение опыта, размещение на сайтах педагогических сообществ, оценка.




    1. ^ Бюджет проекта

Статья расходов


Запрашиваемая сумма (в руб.)

^ Вклад из других источников (средства спонсоров) (в руб.)

Всего (в руб.)

Заработная плата


74 880




74 880

Интерактивное оборудование

50 000

50 000

50 000

Печатание разработанных материалов

2 000

2 000

2 000

Приобретение расходных материалов

3 000

3 000

3 000

Итого:


129 880

55 000

129 880



^ Расчёт заработной платы

Должность

в проекте

^ Полная месячная ставка (в руб.)


Время, уделяемое проекту (%)

Реальная сумма в месяц

(в руб.)

Кол-во

месяцев

(дней,

часов)

Запрашиваемая сумма,

(в руб.)

Всего

(в руб.)

Разработчик и исполнитель



14 400



40%



5 760



13 мес.



74 880



74 880




  1. Заключение.

Промежуточные результаты реализации проекта

В соответствии с поставленными задачами был создан комплекс контрольно-измерительных материалов в виде электронных контрольных тестов в ПО Captivate (Приложение 3). В комплекс включены вопросы следующих типов:

Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов является истинным, другой - ложным.

Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а также несколько ложных.

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков.

Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Было проведено промежуточное тестирование по окончании изучения темы «Конструирование фартука» в 5-х классах, «Конструирование ночной сорочки» в 6-х классах. По итогам тестирования проведён анализ успешности изучения темы по сравнению с прошлым годом, когда изучение данной темы проходило традиционно.

Из диаграмм (стр.27) видно, что успеваемость по данной теме выше в текущем учебном году по отношению к прошлому. Значит, один из ожидаемых результатов оправдался, т.е. новый медиа продукт позволил заинтересовать учащихся и дал возможность более успешно изучить непростую для них тему.

Учащиеся смогут воспользоваться этой разработкой также дома, открыв сайт педагога. Это позволит им работать самостоятельно.


^ Мониторинг успеваемости учащихся








Примечание

Методическая разработка «Конструирование и моделирование фартука» была представлена на семинаре в рамках курсов повышения квалификации в ТОИПКРО в 2009 г., принимала участие в городском конкурсе методических разработок, в региональном Фестивале Медиауроков в 2009 году, где был присвоен диплом 2-ой степени. Уроки-презентации «Конструирование и моделирование фартука» и «Построение чертежа ночной сорочки» размещены на сайтах педагогических сообществ Завуч ИНФО, Педагогическая Планета.









Список литературы:

  1. Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2007. – 240 с.: ил.

  2. Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая ; под ред. О. А. Кожиной. – М.: Дрофа, 2008. – 285, [3] с.: ил.

  3. Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2009. – 254, [2] с.: ил.

  4. Максимова, Н. И. Поясные изделия в 6 классе / Н. И. Максимова // Школа и производство. – 2008. - №7. – С. 22 – 24.

  5. Мещеряков, А. Ф. Создание интерактивных медиа пособий. Учебно-методическое пособие / А. Ф. Мещеряков. – Томск.: ТОИПКРО, 2007. – 40 с.

  6. Скопцова, М. Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5 – 8-х классов / М. Й. Скопцова – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 384 с.

  7. Чернякова, В. Н. Новый подход к выбору объектов труда / В. Н. Чернякова // Школа и производство. – 2009. - №5. – С. 25 – 44.



Приложение 1

Методическая разработка урока по теме «Конструирование и моделирование фартука»


mesto-vremya-sutochnij-avtobusnij-tur-s-odnim-nochnim-pereezdom.html
mestoimenie-21-chas-prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchitelya-kirienko-irini-aleksandrovni-vtoroj-kvalifikacionnoj.html
mestoimeniya-kak-kosvennie-dopolneniya-kniga-avtomobil-pomidor.html
mestoimeniya.html
mestonahozhdenie-kontaktnaya-informaciya-napravleniya-deyatelnosti.html
mestopolozhenie-period-raboti-s-01-maya-po-15-oktyabrya-razmeshenie-glavnij-trehetazhnij-korpus-na-48-nomerov-s-centralnim.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2006-trebovaniya-k-obyazatelnomu-minimumu-soderzhaniya-kursa-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi-standartami-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-rech-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya-pedagogov-i-psihologov-v-sisteme.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ochkurova-o-yu-sherbak-g-v-iovleva-t-v.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-i-indikatori-programmi2-osnovnie-celi-i-zadachi-programmi-s-ukazaniem-srokov-i-etapov-ee-realizacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-2-lekcii-15-chasov-semestr-prakticheskie-zanyatiya-15-chasov-vsego-auditornih-chasov-37.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-farmaciya-zo-201213-uch-g-p-l-a-n.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prajs-list-na-produkciyu-soma-ooo-edelvejs.html
  • shkola.bystrickaya.ru/socialnaya-filosofiya-f-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-utverzhdayu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-iz-lagerya-na-front-vyacheslav-zvyagincev.html
  • esse.bystrickaya.ru/proverka-statisticheskoj-znachimosti-razlichij-effektivnosti-formirovanie-etnoesteticheskoj-kulturi-studentov-v-obrazovatelnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-uskoreniya-resheniya-vspomogatelnoj-zadachi-24-rimana-setochnie-metodi-pogasheniya-nefizicheskih-effektov-29-chislennogo-resheniya-za-silnimi-malopodvizhnimi-udarnimi-volnami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-harakteristika-i-tre-bovaniya-k-tovaru-kolichestvo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/docent-vomironov-sbornik-statej-posvyashen-nauchnim-i-metodicheskim-issledovaniyam-po-problemam-rossijskogo-obshestva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-cikl.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-soderzhit-nervnie-kletki-s-takimi-zhe-svojstvami-chto-i-primechanie-skobkami-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskoe-vospitanie-rabochaya-programma-gruppa-obsherazvivayushej-napravlennosti-dlya-detej-ot-6-do-7-let-2010-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-podhodi-k-ocenke-konkurentosposobnosti-produkcii-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-398-tk-daet-takoe-opredeleni.html
  • school.bystrickaya.ru/diagnostika-i-differencialnaya-diagnostika-sudorozhnih-sostoyanij-u-detej.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-tema-postflebiticheskij-sindrom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/religiya-narodov-sibiri-bibliograficheskij-ukazatel-2000-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-teploobmnnogo-aparatu-tipu-truba-v-trub.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-1-kursa-napravleniya-032700-68-filologiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/105-tehnologiya-token-ring-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/celevoj-programmi-povishenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-znamenskom-rajone-na-2009-2010-godi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-nalogovoe-pravo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-vozrastnie-osobennosti-obmena-veshestv-i-energii-tema-zakonomernosti-rosta-i-razvitiya-detskogo-organizma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/65-letie-pobedi-na-stranicah-periodicheskoj-pechati.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-uchenie-o-lokalizacii-vpf-t-g-vizel-osnovi-nejropsihologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-ballastirovka-sudna-dlya-remonta-na-plavu-kursovoj-proekt-takzhe-stavit-zadachu-rascheta-posadki-sudna-pri-raznih.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-serbskih-bojcov-prosto-naprosto-nahodilas-v-svoih-domah-soedinis.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-kriminalistike-chast-13.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-predvaritelnie-voprosi-242-stranica-29.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugrinovich-n-d-informatika-10-uchebnik-dlya-10-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.