.RU

Концепция воспитательной работы в университетских комплексах федерального агентства железнодорожного транспорта



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Петербургский государственный университет путей сообщения


Концепция воспитания студентов
(издание второе, переработанное и дополненное)


_____

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Санкт-Петербург
2008


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Петербургский государственный университет путей сообщения


Утверждена

на заседании Ученого совета

22.05.2008 г.


^ Концепция воспитания студентов

(издание второе, переработанное и дополненное)


Санкт-Петербург
2008


Введение. Традиции и миссия первого транспортного вуза России


Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС) был создан для подготовки «способных исполнителей», для создания и развития транспортной сети России. Так формулировалась 200 лет назад и такой остается миссия Петербургского государственного университета путей сообщения. Первый транспортный вуз, один из старейших технических вузов России ПГУПС (ИКИПС-ИИПС-ЛИИЖТ) за время своей работы (основан в 1809 г.) подготовил более 110 тыс. высококвалифицированных инженеров путей сообщения. Звание инженера путей сообщения на протяжении 200 лет является символом высокого профессионализма, самоотверженного служения Отечеству и широкого личного кругозора, настоящей интеллигентности.

За прошедшие 200 лет в ПГУПС сложились традиции, которые представляют собой исторически сложившиеся идеи, нормы поведения, практические действия, которые передаются из поколения в поколение и способствуют эффективному выполнению миссии университета.

Важнейшими являются следующие традиции:

1. Чёткая организация учебно-воспитательного процесса; сознательность, организованность и продуманность в работе научно-педагогического коллектива, вспомогательного персонала; серьёзное, ответственное отношение студентов к учебе.

2. Тесная, органическая связь университета на протяжении всей его истории с транспортной отраслью, особенно с железнодорожным транспортом, с Министерством транспорта (Министерством путей сообщения), с ОАО «Российские железные дороги», с Октябрьской железной дорогой; подготовка в университете целых династий железнодорожников, транспортников, строителей и т.д.

3. Творческий, инновационный характер участия научно-педагогического коллектива вуза в совершенствовании российского образования и отечественной науки в сочетании с обеспечением преемственности, сохранением лучшего опыта, накопленного на каждом этапе развития.

4. Активное, ответственное и сознательное участие сотрудников и студентов в общественно-политической жизни страны.

5. Приверженность здоровому образу жизни, особое внимание укреплению физического здоровья и психологической устойчивости у сотрудников и студентов через занятия физической культурой и спортом.

6. Создание условий для расширения культурного кругозора, для постоянной работы над собой научно-педагогических работников и студентов.

Ясное понимание научно-преподавательским, вспомогательным и студенческим составом миссии ПГУПС, сложившаяся особая социокультурная среда (традиции, «стены» университета) служат мощным фактором воспитания молодых людей, поступающих в старейший транспортный университет.

Базовым документом, своеобразной «конституцией» ПГУПС в сфере воспитательной работы со студентами стала Концепция воспитания студентов, принятая Ученым советом в 2000г. Концепция и модель воспитательной работы со студентами в ПГУПС получили общественное одобрение, широкое распространение и диплом 1-й степени Министерства образования и науки Российской Федерации на Всероссийском конкурсе в 2004г. В то же время, в связи со значительным опытом, накопленным в университете и стране, а также в связи с изменением структуры ПГУПС возникла необходимость корректировки Концепции, как ключевого нормативного акта в сфере воспитательной работы.

При разработке данной Концепции учены нормативно-правовые документа Министерства образования и науки РФ, Концепция воспитательной работы в университетских комплексах Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.


^ 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ


Система высшего и среднего профессионального образования является стратегически важной сферой человеческой деятельно­сти, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути про­гресса. Образование в высших и средних специальных учебных заведениях (далее – вуз и ссуз) не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности, ибо в вузах и в ссузах молодые люди прохо­дят важнейший этап социализации, приобщаются к делам отрасли, страны. Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профес­сиональное обучение и целенаправленное воспитание должны слиться в органический про­цесс формирования личности студента, будущего специалиста и гражданина.

Задача концепции воспитания студентов – обозначить ориентиры воспита­тельного процесса в вузе и ссузе, предложить цели, принципы, направления и условия воспитания личности будущего специалиста с высшим и средним профессиональным образованием.

Воспитание студентов ПГУПС и ссузов – это вид целенаправленной совместной деятель­ности преподавателей и студентов по формированию у молодежи определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе и работе на предприятиях отрасли. В содержание воспитания также входит создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, в самореализации личности.

Общей целью воспитания студентов ПГУПС и ссузов, входящих в ПГУПС, является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим и средним профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интел­лигентностью, социальной активностью, качествами гражданина – патриота России.

Главной задачей в воспитательной работе со студентами в вузе и ссузе следует считать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллекту­альном, культурном, нравственном и физическом развитии.

Наиболее актуальными для вузов и ссузов являются следующие задачи воспитательной работы со студентами:

  1. Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, право­вой и политической культуры.

  2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональ­ной деятельности.

  3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

  4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.

  5. Привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенче­ского самоуправления.

  6. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемствен­ность в воспитании студенческой молодежи.

  7. Приобщение к университетскому духу, формирование корпо­ративной культуры и чувства солидарности.

  8. Укрепление и совершенствование благополучного физического состояния, стремление к здоровому об­разу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, курению, антиобществен­ному поведению.

Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образо­ванной, нравственно и физически здоровой личности в современных условиях, для всех уча­стников воспитательного процесса в вузе и ссузе являются:



^ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ


В соответствии с общей целью воспитания студентов в вузе и ссузах в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-пра­вовое и культурно-нравственное.

Эти три направления воспитания должны присутствовать во всех составляющих деятельности вуза и ссузов: на лекциях, семинарах, курсовом и дипломном проектировании, на производ­ственной практике, в студенческом самоуправлении, а также на занятиях в кружках и сек­циях, в работе кураторов со студентами, в делах студенческих общественных организаций, в планах воспитательной работы на всех уровнях с тем, чтобы формировать целостную личность выпускника вуза и ссуза, как Специалиста, Гражданина, Интеллигента с большой буквы.



    1. Профессионально-трудовое воспитание

Лица, сопричастные институту, сотрудники и выпускники, в своей деятельности всегда проявляли творчество, профессионализм, трудолюбие, интеллигентность, эффективность. Примером для студентов служат А.А. Бетанкур, П.П. Мельников, А.А. Белелюбский, С.В. Кербедз, Г.О. Графтио, Н.А. Рынин и др.

В профессионально-трудовом воспитании интегрированы профессиональное, трудовое, экономическое, экологическое виды воспитания. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в вузе и ссузе как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с экономическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики и воспитанием руководителя трудового коллектива.

Учебно-воспитательный процесс - это основное звено в деятельности любого высшего учебного за­ведения. Следует исходить из того, что умение думать является центральным звеном умения учиться. Учебно-воспитательный процесс необходимо рассматривать как основной воспитатель­ный ресурс, который находится в руках профессорско-преподавательского состава. Главным субъектом учебного процесса выступает преподаватель, который должен в полной мере раскрыть и использовать тот воспитательный потенциал, который таится в знании, заложен в процессе обучения. Перед каждым преподавателем университета стоит главная воспита­тельная задача – развивать у студентов способность думать. Это означает, что студент должен научиться ставить, осознавать вопросы, находить пути для их выяснения и решения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Умственное (интеллектуальное) воспитание имеет важнейшее значение в процессе формирования личности конкурентоспособного специали­ста-профессио­нала, в профессионально-трудо­вом воспитании студентов.

Умение учиться в вузе и ссузе во многом предопределяет умение работать. В процессе трудовой деятельности умение учиться гарантирует способность человека к самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию.

Перед каждым преподавателем стоит задача – вырабатывать у студентов крайне важные умения творческой деятельности, которые после окончания университета каждому специалисту придется применять самостоятельно, индивидуально. Речь идет о следующих интеллектуальных умениях:

- формулировать гипотезу и проверять ее в дальнейшем;

- формулировать основные цели выполняемой работы, определять сте­пень их важности;

- анализировать ситуацию и делать выводы;

- ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях;

- владеть основными методиками решения исследовательских задач;

- выработать навыки эффективной организации умственного труда.

Выпускники вузов и ссузов призваны выполнять роли руководителей трудовых коллективов как первичных (бригадир, мастер), так и более крупных (начальник смены, участка, заведующий лабораторией, отделом и т.п.). Важным элементом подготовки специалистов к управленче­ской деятельности может являться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так и в стенах вуза и ссуза.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сфор­мированы такие взгляды и качества личности как трудолюбие, любовь к окружающей природе и экологическая культура, эконо­мическая рациональность, стремление к научному поиску, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, организованность, дисциплинированность, ответственность, стремление к постоянному профессиональному росту, лидерские качества, умение работать в команде, готовность отстаивать корпоративные интересы, инициативность, самостоятельность, профессиональная мобильность, творческие способности, взгляды и качества личности, требуемые специализацией. Сегодня востребованы организаторские и лидерские качества, умение работать в команде, готовность отстаивать корпоративные интересы.

    1. Гражданско-правовое воспитание студентов

Служение сотрудников и выпускников ПГУПС России в условиях мира и войны отмечено высокими правительственными наградами, многочисленными поощрениями. Выпускники института - министры путей сообщения (П.П. Мельников, Б.П. Бещев и другие), тысячи инженеров видели свой патриотический долг в развитии и обеспечении бесперебойной работы транспорта, в различных сферах экономики и культуры страны.

В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, патриотиче­ское, правовое, интернациональное, политическое виды воспитания.

Гражданское воспитание студен­тов преследует вполне определенную цель – добиться, чтобы высококвали­фицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны – России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готов­ность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина. К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств: любовь к родной земле, доброта и широта натуры, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готов­ность к сочувствию и сопереживанию, чувство собственного достоинства, справедливость, любовь к семье и потребность в продолжении рода, высокая нравственность в семье и в об­ществе. Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданствен­ности студенческой молодежи могут быть проявления ими гражданского мужества, поря­дочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм пове­дения.

Патриотическое воспитание сегодня – это систематическая и целена­правленная деятельность университета по формированию у студентов высо­кого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готов­ности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание уча­ствовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поко­лений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Правовое воспитание представ­ляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза и ссуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обще­стве, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирую­щегося российского общества. Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета, среднего специального учебного заведения осознает свои права и обязанности, убежден в необхо­димости их соблюдения и готов реализовать их на практике.

Интернациональное и политическое воспитание призвано научить студентов ориентироваться в современном мире, конструктивно участвовать в политической жизни России, уметь преодолевать конфликтные ситуации на путях компромисса и толерантности при последовательном отстаивании принципиальных личных интересов, интересов своего предприятия, коллектива и страны в целом.

В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформиро­ваны такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, интернационализм, по­литическая культура, социальная активность, гражданская позиция, коллективизм, любовь к семье, уважение к правам и свободам человека, позитивное правосознание, способность к успешной социализации в обществе, социальная компетентность, толерантность.

2.3. Культурно-нравственное воспитание

Распространение красоты в материальном и духовном мире, повседневной жизни петербуржцев, всех россиян стало результатом творчества А.А. Бетанкура, П.П. Базена, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.Д. Готмана, А.И. Дельвига, А.Ф. Львова, Г.П. Передерия, других сотрудников и выпускников института, внесших существенный вклад в развитие отечественной культуры.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является одной из важнейших задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственное, эстетическое, этическое и физическое воспи­тание.

Под духовностью студента понимается наличие у него совокупности тех ценностей, на которые он ориентируется, его внутренняя свобода, способность делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела и ответственностью за возможные последствия.

Под общей культурой студента понимается освоение им общечеловеческих ценностей, выработка хорошего эстетического вкуса, манер, стремление творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны, критическое, осознанное отношение к культурному наследию и современной отечественной и мировой культуре.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости личности про­является в образовании и культуре, честности и порядочности человека, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.

Нравственное воспитание личности является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формировать нравственность – значит пе­реводить моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и при­вычки поведения, их неуклонное соблюдение. В современных условиях моральный релятивизм, распущенность («все дозволено, если есть деньги, связи и т.д.») получили достаточно широкое распространение в обществе. Профессорско-преподавательский корпус университета должен руководствоваться едиными, традиционными для транспортного сообщества, позитивными нормами, принципами, идеалами, которые будут использоваться в качестве моральных критериев оценки деятельности студентов, а также помогать юношам и девушкам ос­ваивать нормы, определяющие их жизнедеятельность в обществе. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, принятой российским обществом, образовательным социумом, сформирован­ность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различ­ных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной куль­туры личности.

Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать у студен­тов эстетическое, то есть эмоционально насыщенное и духовно возвышенное отношение к миру, порождать потребность и способность к эстетически ори­ентированной деятельности, а также формировать у них способность и уме­ние передавать другим свой эстетический опыт. В современных условиях, когда на студентов оказывает мощное влияние современная массовая культура, рассчитанная на удовлетворение самых примитивных потребностей молодежи, университет приобретает значение культурного центра, в котором студенческая молодежь имеет возможность соприкоснуться с высокой культурой, основанной на глубоких, фундамен­тальных социокультурных традициях. Общение с искусством можно рассматривать и как процесс самопозна­ния и самовоспитания юношей и девушек. Результатом художественно-эсте­тического воспитания должны стать художественная грамотность, эстетиче­ская образованность молодых людей. Способность воспринимать, понимать и ценить прекрасное, способности к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства существенно обо­гащают личность молодого человека. В качестве показателей сформированности эстетического сознания можно выделить: объем знаний произведений художественной культуры, понимание различ­ных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетиче­ского уровня.

Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни призваны стать жёсткой альтернативой алкоголизму, табакокурению, наркомании, девиантному (отклоняющемуся) поведению молодых людей. Должны использоваться все средства для того, чтобы способствовать актуализации потребности студентов в хорошем здоро­вье, физическом благополучии, без чего нельзя стать состоятельным, успешным, конкурентоспособным, занять определенное положение в обществе. Сделать физическую культуру неотъемлемой частью жизни юношей и девушек означает создание основы для успешной профессиональной деятельности. Необходимо оценивать не только спортивные, но и физкультурно-оздоровительные достижения студентов.

В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформи­рованы такие качества личности как высокая духовность и нравственность, эстетический вкус, высокие моральные, коллективистские, волевые и физические качества, здоровый образ жизни, нравственно-психологиче­ская и физическая готовность к высокопроизводительному труду и защите Родины.


^ 3. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Воспитание в вузе и ссузе – целенаправленный процесс, представляющий собой не­разрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воз­действия и взаимодействия участников этого процесса. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время.

Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, особенно куратора, сила традиции учебного заведения и гуманистический характер университетской атмосферы. Кроме того, воспитательный процесс осуществляется силами специальных воспитательных струк­тур учебного заведения через систему соответствующих мероприятий и органов студенческого самоуправления.

Главнейшими условиями воспитания являются эффективная организация учебно-воспитательного процесса, гуманизация, гуманитаризация и демократизация в учебном заведении, развитие студенческого самоуправления и система внеучебной воспитательной работы со студентами.

    1. Эффективная организация учебно-воспитательного процесса

В важнейшей области воспитания студентов, в развитии интеллекта буду­щих инженеров для последующего применения полученных знаний, умений и навыков в различных сферах национального хозяйства и культуры России четко прослеживаются основные направления усилий всего профессорско-преподавательского состава:

- формирование знаний, умений и навыков деятельности в сфере учеб­ной и самостоятельной работы студентов;

- последовательное и детальное ознакомление студентов каждого курса с государственными стандартами по специальностям, с рабочими програм­мами, учебниками, учебными пособиями, с требованиями, которым необхо­димо соответствовать студентам как учащимся;

- обеспечение студентов всеми названными материалами, наличие всех установленных «правил игры» во всех деканатах и на кафедрах в письменном виде; доступность названных материалов на протяжении всего учебного года;

- информирование студентов о навыках, технологиях учебной работы по предметам, обобщение опыта лучших студентов, отличников, распростране­ние этого опыта среди студентов; выработка навыков конспектирования, ре­ферирования, рецензирования, аннотирования;

- ознакомление студентов с навыками, технологиями научно-исследова­тельской, организаторской работы;

- организация участия студентов в современных формах хозяйствования, технопарковой и благотворительной деятельности;

- формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, самовоспитанию, рефлексии;

- повышение уровня компетентности личности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;

- формирование чувства ответственности, самодисциплины перед самим собой, семьей, другими людьми, государством, чувства долга и чувства меры в связи с необходимостью полного всестороннего овладения избранной спе­циальностью;

- содействие занятости студентов, их включение в различные сферы дея­тельности с учетом особенностей российской экономики переходного пе­риода.


    1. Гуманизация и гуманитаризация высшего и среднего профессионального образования

Под гуманизацией понимается признание ценности студента как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией – научные средства для обеспечения гуманиза­ции.

Гуманизация ставит личность обучаемого человека в центр воспитательного процесса как его ос­новную цель. При этом кардинальные изменения воспитания студентов в духе гуманизма возможны, если будут выполнены следующие требования:

- усиление гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана,

- преобладание индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности буду­щего специалиста как гражданина-патриота России и интеллигента с высокой культурой и нравственностью,

- повышение роли воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов сис­темы студенческого самоуправления на всех уровнях, особенно на уровне учебной группы студентов вуза и ссуза.

Гуманитаризация высшего и среднего профессионального образования должна внут­ренне пронизывать обучение и воспитание личности и должна осуществляться на основе це­ленаправленной деятельности всех заинтересованных структур вуза и ссуза: кафедр, отделений ссуза, предметных комиссий, управ­ленческих и организационных подразделений, преподавателей и студентов.

Составными элементами системы гуманитаризации образования в вузе и ссузе явля­ются:

- преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по обществен­ным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических зна­ний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе, систему взглядов и качеств личности выпускника вуза и ссуза;

- развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов пе­дагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, воссоздание почти утраченной в высшей школе традиции существования научных школ выдающихся ученых и педагогов;

- расширение самоуправленческих начал в деятельности учебного заведения, преодоле­ние отчужденности студенчества от участия в формировании новой учебно-воспитательной политики.

Большая роль в процессе гуманизации высшего технического образования принадле­жит преподавателю, учителю, воспитателю, воспитывающая и развивающая функции кото­рого становятся ведущими по отношению к таким его основным функциям, как обучающая, информационная и контролирующая.

Гуманизация и гуманитаризация образования будет способствовать формированию у будущих специалистов более полной картины мира, что соотносится с общей целью образо­вания и воспитания гражданина России и культурного человека.



    1. Демократизация жизни в учебном заведении

Демократизация жизни учебного заведения предполагает развитие такой системы отно­шений между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, которая ос­нована на постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и ответст­венности всех субъектов управления вузом и ссузом (администрации, педагогического и сту­денческого коллективов). Она означает децентрализацию властных полномочий администрации учебного заведения, усиление выборных начал и в идеале превращение вуза и входящих в него ссузов в «самоуправляющуюся» систему.

Успех демократизации внутри учебного заведения зависит, в первую очередь, от осознания каждым коллективом необходимости демократических преобразований в совре­менном вузе или ссузе.

Демократизация внутривузовского управления, в первую очередь, понимается как про­цесс становления, функционирования и развития подлинно демократических отношений ме­жду руководителями, педагогами и студентами в системе студенческого самоуправления. В этом ближняя цель демократизации.

Дальняя же цель демократизации внутривузовского управления в оптимальном функ­ционировании педагогического процесса, в достижении максимально возможных для кон­кретных условий результатов обучения, воспитания и развития всех лиц, обучающихся в учебном заведении.

Демократизация обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологи­ческое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышлен­ников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких жиз­ненно важных качеств, как способность к ответственному и осознанному выбору, самостоя­тельность, состязательность, инициатива, организационные и управленческие умения и навыки.

Демократизация – главнейшее условие воспитания у молодых людей навыков участия в управлении учебным заведением, включающее соуправление и самоуправление в учебно-воспита­тельном процессе, в сфере быта и досуга.



    1. Развитие студенческого самоуправления

Формирование студенческого самоуправления в учебном заведении является одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций железнодорожной и других отраслей экономики и жизни России.

Студенческое самоуправление – инициативная, самостоятельная и ответственная дея­тельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в университете и предполагает максимальный учет инте­ресов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения. Главные задачи системы студенческого самоуправления сформулированы в нормативных документах Министерства образования и науки РФ.

Под системой студенческого самоуправления в учебном заведении понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления вузом и ссузом, органы студенческого самоуправления академических групп, общежитий, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.

Высшим распорядительным органом системы студенческого самоуправления в учебном заведении является общее собрание (конференция представителей) всех студентов вуза или ссуза, которое может избирать студенческий совет соответствующего уровня.

Студенческая профсоюзная организация участвует в системе студенческого самоуправ­ления учебного заведения через своих представителей.

Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать кол­лективам академических (учебных) групп, структуру управления в которой определяет сам коллектив, добиваясь активного участия каждого члена коллектива в системе студенческого самоуправления в группе, а лидеров коллектива – в органах студенческого самоуправления вуза и ссуза.

Студенческое самоуправление – один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в учебном заведении имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.



    1. Развитие системы внеучебной воспитательной работы

Участие студентов во внеучебной деятельности в вузе и ссузе создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специа­листу железнодорожного транспорта.

Развитие внеучебной воспитательной работы в учебном заведении осуществляется по следующим на­правлениям:

  1. Организация и совершенствование смотров-конкурсов по внеучебной воспитательной работе со студентами в целях широкого привлечения студентов, преподавателей и сотрудников вуза и ссузов к активным занятиям в художественной самодеятельности, на­учно-техническому и прикладному творчеству, активизации работы администрации и сту­денческого актива по профессионально-трудовому, гражданско-правовому и культурно-нравственному воспитанию студентов.

  2. Разработка и реализация комплекса целевых программ по профилактике наркомании, правонарушений и неадекватному поведению студентов в учебном заведении и особенно в общежитиях.

  3. Разработка модели информационного обеспечения студентов вуза и ссуза, скоордини­рованной с городской студенческой информационной службой, создание факуль­тетских газет органов студенческого самоуправления.

  4. Разработка системы организации и проведения культурно-массовых, научных и спортивных мероприятий, тематических семинаров, школы студенческого актива.

  5. Разработка программы работы с первокурсниками, их адаптации к особенностям студенческой жизни.

  6. Создание Центра социально-психологических проблем обучения и воспитания в ПГУПС и ссузах, входящих в него.

  7. Развитие движения студенческих отрядов.

  8. Реализация в учебном заведении государственной молодежной политики, осуществляемой Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга.



Заключение

Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым университета. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

К важнейшим условиям реализации концепции воспитания в университетском комплексе можно от­нести следующие:

  1. ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий;

  2. опора на творческую активность студенческих коллективов;

  3. эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе, сочетания задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи;

  4. стремление субъектов воспитания к повышению эффективности воспитательного про­цесса;

  5. включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации;

  6. оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах и в других подразделениях университета.

Концепция воспитания должна постоянно творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной ра­боты со студентами и распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях университетского комплекса.


Составили: Кожевников А.И., Мачульский А.И., Рябов Д.М., Фортунатов В.В.


Проект концепции одобрен на заседании научно-методической комиссии университета по воспитательной работе 24.04.08 протокол № 5 и утвержден на заседании Ученого совета 22.05.08 протокол № 12.


^
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСЖЕЛДОР)




Утверждена

Приказом № 101

от 27.03.2008 г.


^ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


2008


  1. Общие положения

Концепция воспитательной работы имеет под собой широкую правовую основу: федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 и «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации», одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи от 05.12.2001 г. № 1-Пр; программа Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная приказом Федерального агентства по образованию № 20 от 21.01.2006г; Типовое положение о вузе РФ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71.

Данная Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления развития системы воспитательной работы со студентами образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта.


^ 2. Цель и задачи воспитательной работы

Целью воспитательной работы является подготовка социально ответственного, высококвалифицированного профессионала-гуманиста железнодорожного транспорта, способного ориентироваться в конкурентной среде отечественного и международного рынка.

Эта цель направлена на становление молодого специалиста нового типа, имеющего в себе следующие личностные качества:

- мировоззренческие подходы к окружающей жизни, умение ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке;

- личная ответственность за собственное и социальное благополучие, уверенность в себе, способность находить нестандартные решения возникающих проблем;

- целеустремленность и предприимчивость, овладение организаторскими способностями, развитие лидерских качеств, умение работать в команде;

- способность к творческой реализации своего профессионального знания, стремление к научному поиску;

- самообучаемость, способность самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, грамотно использовать ресурсы Интернета, ориентироваться в культуре «реальной виртуальности»;

- осознание себя гражданином и патриотом своей страны и своей отрасли; знание и уважение законов, обладание гражданским мужеством, способность к объективной самооценке;

- высокая степень ответственности и обязательности при выполнении служебных и гражданских обязанностей;

- понимание корпоративных интересов своей отрасли и готовность их отстаивать;

- приверженность гуманистическим ценностям: добро, милосердие, сострадание, честность, справедливость; сочетание в себе духовных и душевных качеств; стремление к эстетическим ценностям;

- приобщение к духовно-нравственной культуре человечества, включая ее религиозные основы;

- «экологическое сознание», способность воспринимать идеи экоэволюции природы и общества и руководствоваться ими в своей повседневной деятельности;

- высокий этический потенциал поведения, овладение коммуникационными основами деятельности;

- стремление к здоровому образу жизни (физической активности, физическому совершенству и др.).

Модель личности специалиста железнодорожного транспорта предполагает переориентацию её идеала от «человека образованного» к «человеку культурному». Это означает, что молодой специалист должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, которые дают потенциальную возможность установления связи между знанием и конкретной жизненной ситуацией, способность находить, выявлять оптимальное действие, подходящее для решения проблемы, быть всесторонне развитой личностью.

Идея всестороннего развития личности (сохранение ценности её интеллектуальной, духовно нравственной и социальной самореализации) требует выполнения следующих задач:

- создание условий для гуманного развития личности, активного формирования её творческих и аналитических способностей;

- создание всестороннего воздействия на изменение мотивации молодого человека к делу, учебе, работе, к самому себе, к другим людям, окружающему миру;

- создание воспитательного пространства, обладающего мощным
социализирующим потенциалом, позволяющим студенту
развиваться в гармонии с общественной и общечеловеческой
культурой;

- акцентирование внимания на значении права свободного выбора,
добровольности, самостоятельности, активности, самодеятельности
всех участников воспитания;

- приобретение студентами собственного опыта позитивных
действий, самоорганизация социального окружения, культурной
жизни.

Задача воспитания – научить молодого человека жить, познавая и осмысливая существующие реалии бытия.

Следуя поставленным целям и задачам, в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта формируется атмосфера, способствующая адаптации студента к новым жизненным условиям, ориентирующая его на сознательное и целенаправленное личностное и профессиональное развитие.


^ 3. Основные направления развития системы воспитательной работы

Учебно-воспитательная и внеаудиторная деятельность реализуется в следующих направлениях:

Выполнение этих направлений осуществляется через системный подход в организации воспитательной работы в образовательном учреждении.


^ 3.1. Профессионально-трудовое воспитание

Профессионально-трудовое воспитание имеет своей целью осознание студентами ответственности за уровень профессиональных знаний и качество труда, выработку сознательного отношения к результатам профессиональной деятельности и принятым в ходе её решениям, освоение профессиональной этики.

Учёба, подготовка к будущей профессиональной и активной социальной деятельности является основной задачей для обучающихся в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта. Поэтому главными критериями, определяющими социальную и профессиональную подготовленность выпускника, являются его отношение к учебному процессу, общественной работе, трудолюбие и самовоспитание.


^ 3.2. Подготовка лидеров

Выпускники наших образовательных учреждений - будущие руководители, лидеры трудовых производственных коллективов. Лидерские качества руководителя сочетают в себе:

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- постоянный личный рост;

- изобретательность, способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных.

Исходя из этого, важное место в процессе обучения занимает управленческая практика на производстве и в самом образовательном учреждении (в том числе через органы студенческого самоуправления), а также мероприятия, направленные на выявление и подготовку студенческих лидеров (семинары, конкурсы и т.д.).


    1. ^ Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

Важной задачей воспитательной работы является формирование у студентов активной жизненной позиции, понимания взаимосвязи профессионального образования с духовными и социальными преобразованиями, происходящими в стране. Без глубокого осознания своего места в окружающем мире, уважения и гордости за свою страну, любви к природе, семье, без развития патриотического и национального самосознания не может сформироваться ни один полноценный член общества. Тем более, это касается человека с высшим образованием, призванного нести этические, нравственные и гражданские устои в трудовые коллективы.

Именно поэтому в воспитательном процессе делаются акценты (наряду с борьбой с негативными явлениями в среде молодёжи) на целенаправленное развитие у студентов лучших черт, присущих современному человеку: доброты, любви к природе и людям, самоотверженности и стойкости в преодолении жизненных трудностей, чувства собственного достоинства, справедливости, высокой нравственности. Именно человек, которому привиты эти качества, становится гражданином своей страны в полном смысле этого слова, занимает активную жизненную позицию, чувствует себя ответственным за дела общества.

Формирование в процессе обучения у студентов активной жизненной позиции – задача, требующая каждодневного участия в этой деятельности всего коллектива.


^ 3.4. Культурно-нравственное воспитание

Культурно-нравственное воспитание является одной из важнейших сторон в формировании всесторонне образованной и воспитанной личности. Повышение культурного и интеллектуального уровня студентов, приобщение их к искусству, музыке, литературе проявляется в способности приносить пользу людям, быть честным и порядочным, неравнодушным к боли и страданиям окружающих.

Для культурного человека характерны гуманизм, духовность, эстетический вкус, хорошие манеры, умение действовать в повседневной жизни по законам красоты.

Немаловажным аспектом в формировании новых поколений российской интеллигенции, их культуры является овладение коммуникационными основами деятельности. Чем точнее студент может сформулировать свои мысли, чем выше культура его речи, тем быстрее и легче он донесёт до других культурные и нравственные ценности, заложенные во время учёбы. Это тем более важно потому, что ведомственные образовательные учреждения готовят, прежде всего, руководящие кадры для предприятий и организаций железных дорог Российской Федерации. Знание иностранных языков, современных информационных технологий поможет постоянному совершенствованию профессионального и культурного уровня выпускников.


^ 3.5. Студенческое самоуправление

Рыночная экономика заставляет студентов быстро самообучаться, нестандартно мыслить, творчески осваивая и перерабатывая новую информацию в соответствии с задачами производства. Органы студенческого самоуправления в образовательных учреждениях отрасли становятся фактором личной самореализации и самообучения студентов, через которые будущие специалисты получают опыт управленческой деятельности.

Студенческое самоуправление предполагает целостную систему работы со студентами всех курсов, факультетов, институтов, ориентированную на соответствующие интересы и потребности всего студенческого коллектива и образовательного учреждения. С целью развития и повышения уровня функционирования студенческого самоуправления в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта проводятся смотры на лучшую организацию студенческого самоуправления.

Через различные виды творчества создается состязательная среда, благоприятная для объективной самооценки собственных качеств и реализации личностного потенциала студентов, закладываются навыки и умения будущих руководителей.


^ 3.6. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Процесс обучения весьма динамичен, а его успешность в значительной степени обусловлена характером профессиональной адаптации. Организация психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса исходит из основных положений теории адаптации и концепции личностного адаптационного потенциала.

В обобщенном виде психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса – это комплекс целенаправленных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, профессиональному психологическому отбору и психологическому сопровождению студентов в процессе обучения.

Целью проведения мероприятий психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса является оптимизация учебного процесса на основе учета индивидуально-психологических особенностей студентов, участие в подготовке кадрового резерва предприятий и организаций железных дорог Российской Федерации специалистами, а также своевременное оказание психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в профессиональной и социальной адаптации.

Психологическая поддержка рассматривается как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности студента, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей образовательных учреждений и включает в себя комплекс мероприятий по пожарной безопасности, охране общественного порядка, предотвращению террористический актов.


^ 3.7. Формирование здорового образа жизни и спортивно-оздоровительная работа

Формирование здорового образа жизни включает в себя физическое, семейно-бытовое, экологическое воспитание. Спортивно-оздоровительная работа и физическое воспитание направлены на физическое совершенствование студентов, их заинтересованности в собственных спортивных достижениях, что значительно способствует активному и полноценному участию студентов в учебе и общественной жизни. Целеустремленность, упорство и трудолюбие, которые воспитывают занятия спортом, становятся незаменимыми качествами всей дальнейшей жизни выпускников наших образовательных учреждений.

Компонентом здорового образа жизни является и семейно-бытовое воспитание молодёжи. Без знания определённых экономических, психологических и социально-гигиенических аспектов семейной жизни невозможно создание семьи как полноценной и, главное, устойчивой перед всеми жизненными невзгодами ячейки современного общества.

Чрезвычайно важен и другой компонент. Специалисты железнодорожного транспорта становятся активными участниками воздействия на природу, поэтому особое значение приобретает процесс формирования экологического сознания через экологическую культуру и экологическое образование. В условиях производственной опасности приоритетную роль играет формирование способности самосохранения у человека, установка личности к безопасному труду и положительное отношение к требованиям правил безопасности.

Будущий специалист не должен быть безучастным к широким последствиям своей деятельности, включающей изменение природы, общества и самого себя. Экологическое образование призвано преодолеть «кризис в головах» и подготовить специалиста, обладающего не только фундаментальными и прикладными знаниями, умением моделировать и прогнозировать экологическую ситуацию на предприятии, но и эколого-аналитическое мировоззрение.


^ 3.8. Искоренение асоциальных проявлений в студенческой среде

Образовательные учреждения отрасли концептуально аккумулируют в себе кадровые, методологические и методические ресурсы, выступают как центры воспитательного и социокультурного пространства, позитивно воздействующего на студенческую молодежь, способствуют ее гармоничному развитию и самовоспитанию, поддерживают ее психологически и защищают от антисоциальных и антигуманных действий. Наши выпускники должны не только сами быть свободны от асоциальных проявлений на работе и в быту, но и нести мощный созидательный посыл к искоренению и формированию обстановки нетерпимости к такого рода проявлениям в окружающем их мире. Особая актуальность этого направления работы обусловлена наличием развитых лидерских качеств у руководителей – железнодорожников.


^ 3.9. Формирование духа состязательности при проведении смотров, олимпиад, иных конкурсных мероприятий

Организация и проведение Росжелдором ежегодных смотров среди образовательных учреждений по направлениям «Лучший дипломный проект», «Лучший преподаватель по специальности», «Лучшая организация студенческого самоуправления» и мероприятий целевого назначения содержит в себе огромный воспитательный потенциал, способствует интенсивному культурному обмену, формирует активную жизненную и профессиональную позицию, способствует расширению кругозора и созданию позитивной обстановке в студенческих коллективах.


^ 4. Заключительные положения

Таковы основные ориентиры воспитательной деятельности в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта в условиях необходимости создания механизма устойчивого опережающего развития системы профессионального образования в России.

Развитие системы воспитательной работы будет осуществляться на основе принципов:

- целостности и единства системы образовательных учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации, сочетающей федеральную подчиненность учебных заведений с их автономностью;

- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности осуществления намеченных преобразований;

- компетентности управления воспитательной работой в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта;

- приоритетной ориентации деятельности всех служб и подразделений образовательных учреждений железнодорожного транспорта на решение задач воспитания и развития личности студентов.


Утверждена приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 101 от 27 марта 2008 г.

literatura-o-zhizni-i-tvorchestveaisolzhenicina-ot-sostavitelej.html
literatura-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-k-ispolzovaniyu-v-obrazovatelnom.html
literatura-obrazovatelnaya-programma-professionalnoj-perepodgotovki-po-napravleniyu-specialnosti-030301-psihologiya.html
literatura-obshie-istochniki-i-specialnie-istochniki-stranica-3.html
literatura-obshij-ball.html
literatura-obzh.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-7-psihologiya-detej-s-rasstrojstvami-emocionalno-volevoj-sferi-i-povedeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasota-v-tvorchestve-n-zabolockogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-otdele-aspiranturi-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-karelskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chernie-diri-i-pulsari.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-kurs-basketbola-basketbol-kak-sredstvo-vospitaniya-studentov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-deyatelnosti-gbou-co-1465-imeni-admirala-n-g-kuznecova-po-itogam-20102011-uchebnogo-goda-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-200-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovie-komplekti-uchebnogo-i-uchebno-naglyadnogo-oborudovaniya-dlya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogi-tendencii-perspektivi-razvitiya-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-cel-btl-zadachi-btl-preimushestva-btl-vibor-sredstv-stimulirovaniya-sbita-dlya-potrebitelej-predlozhenie-ceni.html
  • tests.bystrickaya.ru/leushina-ea-molodezh-i-medicinskaya-nauka-v-xxi-veke-30-marta-1-aprelya-2011-goda-g-kirov.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-respublikanskogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-obsheobrazovatelnim-predmetam.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-semi-v-rossii-chast-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sessiya-n-05-cennosti-doverie-i-socialnij-kapital-mezhregionalnie-i-mezhstranovie-sravneniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-3-4-semestr-5-8-lekcij-15-chasov-prakticheskih-30-chasov-kolichestvo-rubezhnih-kontrolej-rk-4-srsp-auditornih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/epidemiologiya-kariesa-i-zabolevanij-parodonta-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-konsultant-3-poryadok-napravleniya-studenta-na-preddiplomnuyu-praktiku.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-effektivnost-proizvodstva-zerna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-65-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-moskva-2008.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-strahovaniya-sistemi-strahovaniya-konspekt-lekcij-kalashnikova-t-v-soderzhanie-kursa-tema-1.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-informacionnaya-bezopasnost-informacionnie-tehnologii-v-nalogooblozhenii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-radiacionnie-materiali-rm-klass-7-uchebnoe-posobie-moskva-marshrut-2009-udk-656-225-073-4-656.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-sentyabrya-v-16-00-v-201-aud-fakulteta-zhurnalistiki-sostoitsya-zaklyuchenie-dogovorov-s-abiturientami-uspeshno-proshedshimi-tvorcheskoe-sochinenie-i-zachislyaemimi-na.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-pervichnoj-zabolevaemosti-podrostkov-oblasti-departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti-gosudarstvennoe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neftegazovaya-gidrogeologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogi-i-investicii-makroekonomika.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potrebitelskie-svojstva-kosmeticheskih-tovarov-i-faktori-ih-formirovaniya-chast-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhurnal-oshibok-kurs-lekcij-administrirovanie-mysql-krivoj-rog-2010-soderzhanie-lekciya-vvedenie-v-administrirovanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/britanishskij-vl-vladimir-makanin-odin-iz-krupnejshih-pisatelej-sovremennosti-laureat-gosudarstvennoj-premii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-kraevedcheskogo-dvizheniya-v-vostochnom-kazahstane-v-hh-veke-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1ozhidaya-malisha-nikitin-b-p.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-o-povishenii-kvalifikacii-prepodavatelej-kafedri-zhsu-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-obrazovaniya-obrazovatelnaya-programma-mdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-9-zolotoj-ulej-na-2010-2012-gg.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-normi-upotrebleniya-form-imyon-prilagatelnih-imena-prilagatelnie-oboznachayut-priznak-predmeta-virazhaya-eto-znachenie-v-grammaticheskih-kategoriyah-roda-chisla.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-aleksandr-evseevich-hinshtejn.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.