.RU

Комплексная целевая программа этнокультурного образования «истоки»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 328 ГОРОДА ТОМСКА





КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИСТОКИ»


Руководитель программы

Земская Елена Александровна,

руководитель школьного этнографического

музея «Русская изба»



г. Томск

2010 г.

Комплексная целевая программа этнокультурного образования

«Истоки»


ПАСПОРТ

^ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИСТОКИ»

^ Наименование Программы Комплексная целевая программа
этнокультурного образования «Истоки»

Основания для разработки Программы

Конституция Российской Федерации

Федеральном законе "Об образовании", Федеральной программе развития образования",

"Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".


^ Основной разработчик Программы

Рабочая группа созданная приказом директора образовательного учреждения от 30.03. 2010

^ Сроки реализации Программы

2010 – 2014 гг.

Исполнители и соисполнители Программы

Исполнители программы:

Педагогический коллектив МОУ СОШ №287

^ Соисполнители программы:

Учреждения дополнительного образования детей (по согласованию):

Общественные, творческие и любительские объединения (по согласованию);

Родители.
^ Основная цель Программы
Создание системы этнокультурного образования школьников через преемственные связи поколений, консолидацию общества на основах народной культуры, формирование пространства изучения, возрождения и развития традиционной народной культуры и создание условий для обеспечения доступа и приобщения обучающихся, родителей, жителей микрорайона к ценностям традиционной культуры.


^ Основные задачи

1. Создать условия для активного изучения культуры разных народов, освоения художественных промыслов и народных ремёсел, фольклорных жанров:

  • Провести диагностику, анализ национальностей, населяющих микрорайон «Черемошники».

  • Организовать занятия хореографией, а именно: изучение танцев русского народа, азербайджанского, татарского и др., согласно поликультурной схеме нашей школы.

  • Организовать занятия лепки из глины народных игрушек; в дальнейшем организовывать выставки, выставки-продажи, участвовать в благотворительных акциях.

  • Организовать занятия фольклором для изучения музыкального богатства разных народов.

  • Создать условия для занятий исследовательской деятельностью на базе этнографического музея «Русская изба».

  • Организовывать этнографические экспедиции.

  • Ввести в предметные области этнографический материал.

2. Разработать методические и информационные материалы:

  • Разработать сборник сценариев православных праздников;

  • Разработать план проведения национальных фестивалей «Мы - вместе!»;

  • Разработать сценарии классных часов для воспитания толерантности в условиях средней школы;

  • Разработать календарно-тематическое планирование предметных областей с учетом этнографического материала;

  • Создать обучающие видеофильмы по данной проблеме.

3. Определить круг культурно-досуговой и просветительской деятельности, художественного творчества, творческих инициатив:

  • Проведение массовых мероприятий связанных с народными календарными праздниками в школе, в микрорайоне;

  • Участие в городских мероприятиях (по плану города);

  • Тесное сотрудничество с руководителями детской городской программе «Диалог»;

  • Участие в различных национальных праздниках, конкурсах.

4. Описать систему этнокультурного образования школьников.


^ Ожидаемые результаты

Формирование и реализация современной политики в сфере культуры, направленной на сохранение и развитие культурного потенциала городского поселения;

Повышение степени доступности культурных услуг для всех слоев населения;

Достижение качественно нового состояния культуры и способствующей созданию культурной среды, обеспечивающей реальные возможности для духовного развития горожан;

Формирование позитивного культурного пространства поселения, развитие положительного имиджа городского поселения;

Совершенствование системы управления в сфере культуры;

Повышение эффективности использования бюджетных средств и объектов муниципальной собственности города в сфере культуры;

Улучшение качества и расширение спектра социальных услуг в сфере культуры;

Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных инвестиций;

Появление адаптированных к рыночным условиям моделей и технологий организации культурной деятельности.

Повышение активности и возможностей горожан участвовать в культурной жизни города.

Создание благоприятных условий для развития дарований молодежи, талантливых исполнителей и творческих коллективов;

Внедрение современных технологий в деятельность учреждений культуры городского поселения;
Укрепление материально технической базы и кадрового потенциала учреждений культуры.

^ Важнейшие целевые показатели Программы


Целевая программа школы по создание системы этнокультурного образования с пакетом методик, диагностик, анкет.


^ Контроль за исполнением Программы

Управление реализацией мероприятий Программы будет осуществляться межведомственной рабочей группой (МВРГ) по разработке и управлению реализацией Программы.

^ ПРОГРАММА
этнокультурного образования «Истоки»






Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остаётся бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без обращения к старине.

Толстой Н. И. «Обращение к читателям»

//Живая старина: журн.-1994г. №4).





  1. Актуальность


Одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы является культурологическое образование. Это диктуется процессами, протекающими в современном обществе. Многонациональный состав населения России, социально-экономические и политические трансформации последних десятилетий, изменившие социально – демографическую картину нашего общества, порождают необходимость создания благоприятного этнопсихологического климата, воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма.

Современное общество, рассуждая о культуре, признаёт её существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базой, исходной формой является этнокультура. Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поёт современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов?

А затем, что: мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создаётся неразрывная связь между человеком - как частью и большим целостным миром.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство вобрали в себя дух всего многонационального народа, проживающего в России. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства

Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это   историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.

С другой стороны жизнь детей в современном обществе отличается дефицитом общения и с взрослыми, и со сверстниками. Большинство современных школьников не умеют организовать своё свободное время, не знают коллективных игр и занятий. Народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению детьми мудрости и ясности суждений людей труда. Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создавала условия для усвоения культурных традиция и побуждала к активным действиям в приобретении трудовых навыков. Причастность к общему делу, тёплые семейные узы, соборность помогали воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.

Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.

Программа является самостоятельным авторским курсом, разработанным на основе принципов народной педагогики. А также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства (М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Дайн) с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников.

Она направлена на духовное развитие личности ребенка в процессе освоения народного искусства и культуры.

Народное искусства есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребенка на всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков.


  1. ^ Цель программы

Создание системы этнокультурного образования школьников через преемственные связи поколений, консолидацию общества на основах народной культуры, формирование пространства изучения, возрождения и развития традиционной народной культуры и создание условий для обеспечения доступа и приобщения обучающихся, родителей, жителей микрорайона к ценностям традиционной культуры.


  1. Задачи программы

1. Создать условия для активного изучения культуры разных народов, освоения художественных промыслов и народных ремёсел, фольклорных жанров:

2. Разработать методические и информационные материалы:

3. Определить круг культурно-досуговой и просветительской деятельности, художественного творчества, творческих инициатив:

4. Описать систему этнокультурного образования школьников.

  1. Участники эксперимента:

Педагогический коллектив школы № 28 (куратор — Земская Е.А., руководитель школьного этнографического музея «Русская изба»).


  1. Объект исследования

Образовательный процесс в школе.


  1. Предмет исследования

Формирование системы этнокультурного образования школьников через единство урочной, внеурочной и внеклассной школьной деятельности учащихся.

  1. Гипотеза

Если образовательный процесс будет учитывать следующие принципы:

то будет создана системы этнокультурного образования, способная сформировать у ребенка гражданскую позицию, патриотизм, толерантность и чувство ответственности за судьбу своей Родины.


  1. Методы и методики

Организационная работа:

Диагностическая работа:

Научно-методическая работа:

  1. База:

  1. Ожидаемые результаты


Целевая программа школы по создание системы этнокультурного образования с пакетом методик, диагностик, анкет.


  1. Сроки осуществления программы и основные этапы


^ Первый этап - подготовительный. (2010-2011 гг.)


На этом этапе была проведена следующая работа:

Созданы условия для открытия класса с углубленным изучением культуры русского народа;

Разработана программа клуба «Истоки»;

Проведена методическая подготовка учителей по введению в образовательный процесс этнографического содержания;

Разработаны диагностические материалы, используемые для изучения

уровня толерантности у обучающихся.

^ Второй этап - этап активных действий по реализации

концептуальных идей программы.

(2011-2013 гг.)

На протяжении этого этапа предполагается: Организовать классы по направлениям:

Продолжить активную работу в музее «Русская изба» - проведение

семинаров по фольклору.

Организовать этнографические экспедиции.

Активизировать работу кружка «Мастерилка» - лепка из глины.

Организовывать тесное сотрудничество:

Организация и проведение массовых народных праздников в школе и микрорайоне; привлечение жителей микрорайона и родителей, обучающихся к участию в школьных фестивалях народного творчества.

Ежегодно проводить научно-практические исследовательские конференции для учащихся, способствующие вовлечению школьников в проектную, научно-практическую, исследовательскую деятельность. Организация психологического сопровождения проекта Проведение мастер-классов по проблеме этнографического воспитания.

^ Третий этап - обобщающий (или аналитический)

(2013-2014 гг.)

  1. Создание методических рекомендаций по организации работы по этнокультурному воспитанию и образованию.

  2. Анализ проделанной работы.

  3. Подготовка публикации по проблеме организации Центра этнографического воспитания.

  4. Диагностика сформированности уровня толерантности.

  5. Открытие сайта «Традиция» - для расширения информационного пространства.

Разработка методических пособий по народным праздникам, видеофильмов по фольклору и технологическим приемам прикладного творчества.


Для выполнения проекта в распоряжении школы имеются следующие ресурсы:

1. Кадровые.

3. Организационные.

4. Материальные:

5. Финансовые:

  1. Введение в учебный план начальных классов 1 ч. предмета «Литературное наследие Сибири».

  2. Создание школьного Дома ремесел, работающего в сфере традиционной народной культуры.




kurs-nabor-2011-g-150-chel-4-gr-ustanovochnaya-sessiya-s-05-sentyabrya-2011-g-po-08-sentyabrya-2011-g-uchebno-laboratornie-sessii.html
kurs-nachalo-semestra-01-09-10-okonchanie-semestra-28-12-10-sessiya-29-12-10-26-01-11-kanikuli-01-11-01-11-i-27-01-11-02-11.html
kurs-nachalo-sessii-okonchanie-sessii.html
kurs-nachinayushego-volshebnika-vadim-gurangov-i-vladimir-dolohov-stranica-11.html
kurs-nalogooblozhenie-nedvizhimosti-kolichestvo-uchebnih-chasov-lekcii-18-chasov.html
kurs-nauchnij-rukovoditel-davidov-i-s-prepodavatel-yakushen-ivan-vladimirovich.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-uchashihsya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-1.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/7-strahovoe-vozmeshenie-chleni-nekommercheskogo-partnerstva-mezhregionalnoe-obedinenie-organizacij-v-oblasti-stroitelstva-yard.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubov-proyavlyaetsya-tolko-v-nastoyashem-uchenie-istinnoj-veri-vsegda-yasno-i-prosto-11.html
  • college.bystrickaya.ru/22-tematika-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-arheologii-dlya-zaochnogo-otdeleniya-sostavitel.html
  • college.bystrickaya.ru/083-raspredelenie-resursov-vs-konspekt-ustanovochnih-lekcij-po-kompleksnomu-kursu-informatika-teoriya-informacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-es-severnoe-izmerenie-i-interesi-rossii.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-kvantovie-kompyuteri.html
  • studies.bystrickaya.ru/1992-1192-001-sobranie-ukazatel-proizvedenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-specialnih-celej-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-idlya-napravleniya-080506-65-logistika-podgotovki-bakalavrov-4-kurs-avtori-k-f-n-zaigrina-n-a.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-obshestvenno-politicheskoj-situacii-v-krimu-i-ukraine-i-zadachah-organov-nacionalnogo-samoupravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/korroziestojkie-konstrukcionnie-materiali.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-predislovie-doktora-bulanova-yu-b.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spad-pyatitsya-nazad-krizisnie-yavleniya-v-rossijskoj-ekonomike-ischerpalis-odnovremenno.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/povishenie-kachestva-stroitelnih-materialov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-05-2011-gazeta-kopejka-pril-region-38-tirazh-60000-ekz-inzhener-samaya-vostrebovannaya-professiya-olesya-smirnickaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-020400-62-biologiya-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oshibochnost-koncepcii-spida-i-m-sazonova-spid-chudovishnij-obman.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-ta-planuvannya-virobnictva-potokokonvernoi-linii-desyatkovogo-sumatora-z-korekciyu-rezultata-kursovaya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-b-chervach-metrologiya-standartizaciya-stranica-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitivajte-menya-v-lyubvi-krasote-i-terpenii-sh-a-amonashvili-ballada-o-vospitanii.html
  • report.bystrickaya.ru/k-s-stanislavskij-rabota-aktera-nad-soboj-stranica-15.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-detej-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshij-iz-mirov-viktoriya-isaeva.html
  • writing.bystrickaya.ru/chast-3-problema-perehodnih-form-d-a-shabanov-oprovergnuta-li-teoriya-evolyucii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastandai-banktk-biznest-arzhilandiru-timdlgn-arttiru-baittari.html
  • studies.bystrickaya.ru/filosofskaya-problematika-romana.html
  • college.bystrickaya.ru/18-dinamika-osnovnih-indikatorov-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volhova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-viboru-socialnaya-differenciaciya-yazika-sibirskogo-goroda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-poryadok-sertifikacii-smk-viderzhka-iz-kommercheskogo-predlozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-klauzevica-o-vojne-stranica-41.html
  • student.bystrickaya.ru/3kroze-simmons-den-terror.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatost-molodezhi-glavnij-vopros-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-k-izdaniyu-stranica-15.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-tvorcheskogo-mishleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-upravlenie-personalom-dlya-napravleniya-podgotovki-080500-62-biznes-informatika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.