«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря»: пять лет формирования нового профессионального - страница 11
.RU

«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря»: пять лет формирования нового профессионального - страница 11


Присяги
Слово «профессия» на латыни означает «связанное присягой». Во времена Древнего Рима «профессия» человека была занятием, объявляемым сборщику налогов под присягой. Примерно в 100 г. н. э. греческий врач Скрибониус Ларгус изменил определение «медицинская профессия» в рамках клятвы Гиппократа. Так что в медицине, по крайней мере, термин «профессия» стал обозначать занятие с особыми обязательствами участников перед теми, кому они служат.

Почитание Гиппократова «корпуса» (собрания сочинений Гиппократа и его последователей) было частью нового открытия классических текстов в эпоху Возрождения. В 1525-1526 гг. были опубликованы авторитетные латинские и греческие версии Гиппократова «корпуса», и академические медицинские заведения включили в преподавание гиппократовы моральные положения, и в особенности клятву, тем самым закрепляя отождествление медицинского профессионализма с принятием обязательств перед больным. Вскоре после этого некоторые академические заведения возродили практику принесения некоей версии клятвы Гиппократа для новоиспеченных. Таким образом, в медицине причастность к «свободной профессии», то есть, профессии, требующей грамотности, а, следовательно, и некоторой формы образования, отождествлялась с идеей принятия (через клятву) моральных обязательств сверх обязательств обычного джентльмена.

С эпохи Возрождения и затем Просвещения идеалы джентльменской чести пронизывали «клятвы Гиппократа», которые приносили практикующие медики не только в Европе, но и в европейских поселениях Нового Света. Еще в 1807 г. Медицинское Общество штата Нью-Йорк требовало, чтобы практикующие врачи подписывали следующую присягу при приеме в общество (прием давал право вести медицинскую практику в штате):

Торжественно заявляю, что буду вести себя честно, добродетельно и строго в своей практике врачевания и хирургии, привилегиями ведения каковой профессии настоящим облекаюсь; и буду с верностью и честью делать все в моих силах для блага больного, вверенного моему попечению.

При рассмотрении подобных профессиональных присяг обнаруживается их крайне субъективный язык. Используется первое лицо единственного числа. Присяги начинаются с представительного «клянусь» (в данном случае «заявляю»). Присяга опирается на общие идеалы, изложенные вдохновенным языком и допускающие личное толкование. Исходная клятва Гиппократа обязывала произносящего действовать в наилучших интересах больного «согласно моему умению и суждению». Нью-йоркская клятва требует вести практику «честно, добродетельно и строго» и действовать «с верностью и честью» – столь общие идеалы не могут служить достаточным критерием.

Как показывает нью-йоркская присяга, в эпоху джентльменской чести этика ориентировалась на личность практикующего (в особенности, его честность, строгость и добродетель). Поскольку личность была главной гарантией верности профессионального поведения, даже намек на недостаток чести в личности профессионала был делом серьезным. Ведь пятна на личности обычно оказывались несмываемыми. Поэтому люди всеми силами стремились охранять свое «доброе имя и репутацию». Они подавали в суд, вели «памфлетные войны» (обмен враждебными памфлетами) и даже дрались на дуэли.

^ Опасности чести

Необходимость ревностно защищать личную честь, возможно, способствовала поддержанию профессиональных стандартов среди отдельных практиков, но при этом препятствовала масштабному сотрудничеству, которое характерное для современных профессиональных заведений (юридических и медицинских школ, юридических фирм и медицинских стационаров, и так далее). Для того, чтобы профессионализм принял свою современную форму, требовалась некая альтернативная концепция «профессиональной нравственности».

По-видимому, Томас Персиваль впервые понял этот момент – и таким образом, впервые предложил записать кодекс профессиональной этики. Практикующий врач, руководитель Манчестерского Философского Общества, борец против рабства и всемирно известный автор нравоучений для детей (таких, как «Отцовские наказы детям», 1755 г.), Персиваль пришел к сомнениям относительно этики личности весьма неохотно, после показательного нарушения профессиональной нравственности в собственной больнице - Манчестерском Лазарете.

В 1792 г. длительное разногласие, подогреваемое памфлетной войной, вылилось в прекращение работы хирургов, которое совпало с разразившейся эпидемией. Больничные попечители возмутились тем, что отчаявшихся больных выгоняют из больницы из-за разногласия хирургов. Они предложили Персивалю возглавить комитет по составлению правил во избежание повторения такого провала. Комитет составил проект необходимых постановлений, которые были немедленно приняты. Затем, два года спустя, по неведомым нам причинам (большинство личных бумаг Персиваля было уничтожено при бомбежке Манчестера во время Второй Мировой войны), Персиваль опубликовал «Медицинскую юриспруденцию или Кодекс Этики и Заведений, принятый для профессий врачевания и хирургии». Девять лет спустя он выпустил новую редакцию брошюры в виде книги «Медицинская этика».

^ Нововведения Персиваля

Этический кодекс Персиваля не был похож ни на одно прежнее издание. Исключались первое лицо единственного числа, язык присяги, субъективность и идиосинкразия, с заменой на второе и третье лицо множественного числа. Стандарты поведения излагались в виде нумерованного перечня «обязанностей». Эти обязанности, порой весьма детальные, обосновывались уставной коллективной ответственностью медицинской профессии по уходу за больными. Что характерно для профессиональной этики - утверждая эту уставную ответственность, Персиваль также утверждал моральный авторитет и независимость профессиональных медиков, и в особенности, авторитет перед номинальными работодателями - больничными попечителями.

Персиваль по личному опыту знал, что мирские попечители больниц XVIII-XIX вв., как и попечители коммерческих организаций здравоохранения ХХ в., не всегда являются надежными стражами попечительской ответственности профессии по обеспечению «облегчения, здоровья и жизней своих подопечных». Попечители порой испытывают соблазн нагромождения слов или применения «некачественных препаратов». Отмечая характерную непродуктивность таких стратегий экономии, Персиваль утверждал, что в любом случае врачи и хирурги имеют профессиональное обязательство «не позволять ограничивать себя скаредными соображениям при выписывании … препаратов [ибо]… никакая злонамеренная экономия не может допускаться в заведениях, учрежденных на принципах чистейшего благодеяния». Таким образом, этический кодекс Персиваля давал профессиональным медикам моральный мандат на оценку поведения не только коллег по профессии, но и номинальных начальников и работодателей, больничных администраторов, менеджеров и попечителей.

Персиваль составил первый кодекс профессиональной этики в условиях конкретного кризиса, вызванного несоответствием между персонализированной этики личной чести и требованиями стандартизации, присущими современному заведению – больнице. Современные профессии приняли это нововведение – этический кодекс — потому что им были нужны его основополагающие элементы: а) общие стандарты (в поддержку широких мероприятий сотрудничества); б) минимизация межличностной борьбы, поощряемой акцентом на личную честь; и в) механизм Благ, позволяющий профессионалам защищать свою независимость от номинальных работодателей во имя иного служения.

^ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — ЭТИКА

Бритт Мария Хеггстрем

Функция этики состоит:

Ретроспективно: в ответе на вопрос: может ли действие быть морально оправданным?

В перспективе: в ответе на вопрос: как следует действовать, чтобы действовать правильно?

Или в организации рабочей деятельности в соответствии с основополагающими человеческими ценностями. Одной из целей этики является формирование поведения, основывающегося на моральных соображениях. Дискуссии об этике также могут облегчить занятие определенной позиции в ситуациях выбора. Оценки говорят о том, чем является что-либо. Нормы говорят о том, что кто-то должен делать. Целью этики никогда не является морализирование или утверждение, что является правильным или неправильным.

В этой статье проводится различие между корпоративной этикой (этикой учреждения) и профессиональной этикой. Рассуждения основываются, прежде всего, на шведском опыте и условиях, которые мне знакомы наилучшим образом. Библиотекари являются профессиональной группой, которая в большой мере идентифицирует себя с учреждением. Это частично проявилось в интервью, которые студенты проводили в качестве дипломных работ, и в так называемом «северном сборе воспоминаний», который профессиональные союзы северных стран провели несколько лет тому назад. Данные материалы легли в основу статьи. Этические вопросы обсуждаются корпорацией шведских библиотекарей спорадически. Когда читаешь все эти ответы в интервью, то очень отчетливо понимаешь, что библиотекари очень редко учитывают этические аспекты или используют этические термины. Различные события рассматриваются как практические проблемы, которые должны быть решены. Библиотекари отвечают, что имеют собственную этику по различным вопросам, однако набор этических правил или сами правила всегда меняются по необходимости.

^ Корпоративная этика, или этика учреждения

Дает более отчетливую картину намерений организации или предприятия и повышает социальное доверие к их деятельности. Этика учреждения является своего рода гарантией качества учреждения. Она включает определенные основополагающие нормы обращения с публикой.

Какие услуги может оказывать учреждение.

Корпоративная этика дает представление об общих правилах обращения с «конфликтными» людьми. Еще одной областью являются отношения с прессой. Эти правила охватывают все категории персонала и должны быть приняты в политической жизни. Так, например, корпоративной этикой регулируется деятельность Международного Совета музеев (ICOM). В сферу этического регулирования работы совета входят вопросы экономики, помещений, собраний, приобретений, передачи собраний, профессиональных выступлений, персональной ответственности музейного работника за собрания. Как видно, круг вопросов достаточно обширный.

^ Цели профессиональной этики

Профессиональная этика может охватывать только одну профессиональную категорию и определять механизмы управления профессиональным поведением. Так, например, человеку, занятому на одной должности может понадобится для ее исполнения несколько профессий, каждая из которых руководствуется своими этическими правилами.

Является ли профессия библиотекаря действительно профессией? Мнения об этом разделились. С моей точки зрения, профессия библиотекаря является таковой.

Этические правила подразумевают, что профессия оказывает влияние на организацию и содержание труда.

В этической работе необходимо различать оценки и нормы.

Защищать профессиональную группу от того, чтобы лица за пределами профессиональной группы злоупотребляли профессиональной монополией.

Обретать власть в отношении получателей (библиотекари не считают, что они обладают властью, однако во время дискуссий понимаешь, что тот, кто обладает инструментом для поиска информации, также обладает властью в отношении берущего его во временное пользование). Когда читаешь вышеупомянутые ответы в интервью, очень отчетливо видно, что библиотекари очень редко затрагивают этические аспекты или выражаются в терминах этики. Различные события рассматривают как практические проблемы, которые должны быть решены. То, что свою профессию рассматривают как практическую профессию, объясняется также тем, что подготовка так много лет осуществлялась только в одном месте, а профессия рассматривалась как учителями, так и работодателями и библиотекарями, как практическая профессия.

Говорят о том, что имеют собственную этику по различным вопросам, однако набор этических установок или правила всегда меняется в зависимости от необходимости.

Это не обязательно должно означать, что границы установлены неправильно или что-то не так в образе рассуждений отдельного библиотекаря.

^ Зачем нужны этические правила? Причины могут быть различными

Чтобы регулировать поведение.

Чтобы побуждать к дискуссиям в профессиональных кругах с целью улучшения качества обслуживания.

Повышать статус профессии.

Общая ценностная основа для всей профессии.

Однако этические правила не помогают сделать моральный выбор простым.

В то же время, они способствуют принятию моральных решений более обдуманно.

Сходства между этическими нормами различных профессиональных групп больше, чем различий. Общей ценностной основой для всех этических норм являются права человека. Одинаковая ценность всех людей.

В 131 стране имеются этические правила для библиотекарей. Они часто принимаются библиотечными союзами. Трудно сказать, насколько распространены эти правила, но в некоторых странах библиотечную этику преподают во время подготовки библиотекарей. В других она является предметом оживленных дискуссий, однако в большинстве стран, несомненно, дела обстоят как в Швеции. Знают, что они имеются, однако они не актуальны в профессиональной деятельности и обсуждаются очень спорадически.

Определенные пункты повторяются почти во всех этических правилах. Никакой цензуры. Библиотекарь не должен становиться участником конфликтов интересов и выбирать информацию, которая лучше всего отвечает его / ее собственным интересам и целям. Библиотекарь четко различает собственные интересы и интересы учреждения.

Библиотекарь не распространяет информацию о том, что читатель взял во временное пользование или какую информацию ищет то или иное лицо.

^ Некоторые мысли относительно происходящих процессов в этической перспективе

При выборе носителей информации библиотекарь должен действовать очень профессионально в процессе подбора. В случае недостатка собственных знаний по тематике необходимо вызвать экспертов. Диалог со специалистами в окружающем обществе должен вестись непрерывно или в предварительно согласованное время.

Библиотекарь не должен позволять проявляться собственным предпочтениям. Конечно, предпринимаются усилия для того, чтобы этого не происходило, однако это все же случается слишком часто.

На подбор может накладывать сознаваемый или неосознанный отпечаток опека или ответственность по отношению к заказчику.

Просветительская роль библиотекаря является историческим наследием, которое с течением времени истолковывалось по-разному. Просветительская роль – это следование первоначальному замыслу, но даются и собственные толкования. Она рассматривалась как собственная миссия просвещения непросвещенных. На себя возлагается роль педагога. Более шестидесяти лет тому назад одним шведским теоретиком библиотечного дела было сделано следующее замечание: «Те, кто стали библиотекарями, хотят играть педагогическую роль, но не хотят быть в авангарде». Это замечание актуально еще и в наше время. Выбор между ролями библиотекаря и учителя владел мыслями многих библиотекарей. Это стремление к распространению просвещения также выразилось в стремлении уберечь читателей от плохой литературы.

Эта тенденция отчетливо проявилась в 1970-е годы. 70-е годы были очень сильно политизированным десятилетием. В это время, по моему мнению, библиотекари осуществляли квалифицированную цензуру. Было бы интересно, если бы какой-нибудь исследователь захотел взять на себя задачу более тщательного рассмотрения того, что подвергалось цензуре, и стоящих за этим рассуждений.

Библиотекари брали на себя задачу защиты «хорошей литературы». Амбициозно, как это всегда было свойственно библиотекарям, они со всей душой взялись за осуществление и развитие этой задачи.

Многие помнят также, что библиотекари охотились за так называемыми «обойденными» группами, чтобы одарить их теми благами, которые могли предложить библиотеки.

В наше время этот процесс называют повышением доступности. Точка зрения также несколько изменилась. Повышение доступности означает устранение видимых и невидимых препятствий, так чтобы многие могли пользоваться услугами библиотек.

Имеются ли здесь этические соображения?

Нет, вряд ли эти меры повышения доступности обсуждаются в рубрике «Обращение с читателями в библиотеке» и относятся, таким образом, к правилам, которые устанавливаются в отдельных учреждениях.

Ввели в обиход понятие «тетушкина грязь» - понятие, которое в наши дни можно было бы классифицировать как дискриминирующее. Другим аспектом изменения точки зрения является то, что теперь с большим респектом относятся к посетителям и их самостоятельной роли.

Библиотекари ведут диалог с посетителями более осознанно.

Когда был актуальным вопрос о том, могут ли читатели оказывать влияние на приобретение, поднялся крик, как со стороны библиотекарей, так и со стороны журналистов, освещающих вопросы культуры.

Обстановка напоминала Содом и Гоморру. Дикая, невежественная публика, наверняка, загрязнила бы высококачественные собрания библиотек.

Этого не случилось, и дебаты затихли. Библиотекари стали больше полагаться на собственные знания и потребности окружения.

^ Этические аспекты в распространении носителей

В распространении носителей имеется много этических аспектов…

Когда библиотекари собирают материал для обсуждения книги, когда библиотекарей просят подобрать материал для отдельного человека. Каждый выбор носителей, осуществляемый для того, чтобы отвечать потребностям какой-либо особой группы или особым пожеланиям, происходит на основе этической позиции и высокой степени профессионализма. Библиотекарь дает собственное истолкование задания и выполняет его.

^ Встреча с заказчиком

Процесс определения вопроса, приблизительного уровня образования спрашивающего и других подобных компонентов, таких как язык и т.д. Когда это определение осуществлено и поставленный вопрос идентифицирован, остается предложить меры по нахождению необходимой информации независимо от носителя.

Здесь имеется много этических дилемм. Могут играть определенную роль чисто личное мнение о находящемся перед тобой человеке, взгляды на рассматриваемую тематику. Они могут быть политическими, религиозными или основываться на собственном опыте.

Может ли библиотекарь в этой связи все время держаться нейтрально?

Вопрос о том, допустимо ли сообщать определенную информацию определенным пользователям также постоянно возникает в повседневной работе библиотекарей.

В качестве ответов на вопросы, которые бывшие студенты задавали своим коллегам, все отвечавшие сказали, что несколько раз находились в такой ситуации и устанавливали для себя этические границы, и что эти этические границы могут быть подвижными и меняться от случая к случаю.

Определенные материалы собственноручно подвергают цензуре в твердом убеждении, что это делается во благо заказчика.

Возможно, что также играет роль неосознанное желание быть в центре знания, в то время как заказчик находится, скорее, на периферии.

Вопрос «Как заказчик использует знания, которые я ему сообщил?», по-видимому, тоже возникал в голове у каждого.

Возможно, на этом этапе процесса появляется цензура, хотя библиотекарь не осознает этого.

Это в значительной мере относится и к информации, распространяемой в сети.

Обоснования такого рода встречаются в этических правилах многих стран. Одним из многих примеров является Армения, где говорят: «Библиотекарь не несет ответственности за последствия предоставления информации».

В этических правилах словенских библиотекарей также указывается на то, что ответственность библиотекаря прекращается с выдачей материалов заказчику. Выдаваемые информационные материалы должны быть при этом такого высокого качества, чтобы их нельзя было никогда подвергнуть сомнению.

Распространение через сеть в некотором роде частично изменило поведение и породило новые сферы для этических дискуссий.

Однако эти дискуссии можно больше услышать дома, в стенах учреждения. Обсуждаются такие вопросы, как осуществлять ли «фильтрацию» или нет, расходы на содержание компьютеров, уровень шума и мешающие работе изображения, создаваемыми компьютерами.

Отношение библиотекарей к разыскиваемой информации должно характеризоваться обеспечением качества источника, объемом и значимостью для потребностей отдельных заказчиков. Точно такой же процесс происходит при использовании любых других носителей.

При покупке средств распространения информации тоже действуют такие же правила, как и в отношении других носителей. Однако в деятельности библиотекарей имеется много вопросов, которые могли бы стать предметом обсуждения профессиональной этики.

Важны не печатная продукция, этические правила, а дискуссии, которые должны проводиться постоянно: Профессиональные дискуссии, во время которых обсуждают различные фазы процесса и встречи с заказчиками, профессиональное объяснение заданий, анализ различных ситуаций, обсуждение вопросов покупки и распространения услуг библиотек.

Очень важно, чтобы корпус представителей профессии, работающий с информацией и знаниями, также обладал набором этических отношений в профессиональной деятельности.

^ РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА КОМПАНИИ19

В. Майкл Хоффман

Я не составляю этические кодексы. Я помогаю компаниям их составлять. Я работал консультантом по составлению кодексов в нескольких десятках компаниях, чаще менее формальными способами. Компании не похожи друг от друга. Некоторые обратились ко мне, имея лишь общую идею, которую они хотели воплотить в кодексе; некоторые обратились ко мне с подробным проектом, который они просили меня проанализировать; некоторые обратились ко мне с проектом, уже отпечатанным и готовым.

Независимо от того, на какой стадии разработки кодекса они находятся, я начинаю с одного и того же совета: не я должен составлять для них этический кодекс; они должны это сделать сами. Они знают свою культуру, этически тонкие сферы своей деятельности. Далее, я говорю им, что составить кодекс – это не значит просто написать слова на бумаге. Составить кодекс означает процесс в той же мере, как и результат. Им следует тщательно продумать, как повлиять на сотрудников компании всех уровней, и как кодекс будет направлять деятельность компании, а также как использовать кодекс для обучения правильной организации работы.

Что дальше? В Центре деловой этики Колледжа Бентли хранится коллекция кодексов различных организаций. Если в компании считают, что им необходимо иметь «модель», я посылаю им несколько таких кодексов, предупреждая, что они должны привести их в соответствие со своими собственными условиями. Далее, по мере разработки проекта, я вношу свои комментарии, например: «Язык перегружен юридической терминологией, напишите таким образом, чтобы сотрудники вашей компании могли это легко понять». Я обращал внимание на содержание, читабельность, объем и возможные упущения («Почему ничего не сказано о конфликте интересов?»). Я могу предложить включить иллюстрации, выделенный шрифт, крупный шрифт, раздел вопрос-ответ, чтобы сделать кодекс «удобным для пользователя».

Кодекс должен представлять собой нечто большее, чем правила дорожного движения; он должен включать формулировку основополагающих ценностей компании. Если у компании нет сформулированных ценностей, тогда первыми словами на бумаге должна быть формулировка таковых. Кодекс должен быть построен на основе этих основополагающих ценностей.

Среди того, что делает кодекс «удобным для пользователя», что обычно упускается из виду, - это рекомендации по пользованию. В кодексе следует указать номер телефона для получения разъяснений относительно его положений, процедуры постановки вопроса относительно этики («сначала обратитесь к своему начальнику, затем к …») и даже процедуры внесения изменений в кодекс. Кодекс также должен включать в себя этическую модель принятия решений («Шаг 1: Проверьте имеющиеся у вас факты. Шаг 2…»).

Есть также и более тонкие вопросы, над которыми следует подумать. Например, однажды меня попросили просмотреть кодекс под названием «Наши обязанности». Хороший заголовок, но каждое правило начиналось словами: «вашей обязанностью является…». Я предложил заменить выражение «ваша обязанность» на выражение «наша обязанность» во всех случаях, чтобы правила были применимы ко всем в компании, включая руководителей высшего звена.

Помощь в процессе составления кодекса настолько же важна, насколько и помощь в разработке формы и содержания кодекса. Есть одно, что я говорю каждой обращающейся ко мне компании: для составления кодекса нужен человек, который умеет красиво писать – Томаса Джефферсона – который придаст ему организованность, ясность и точность. Но кодекс должен пройти много ступеней подготовки, прежде чем местный Томас Джефферсон придаст ему «окончательную» форму. Кодекс не должен разрабатывать один человек, даже одна группа (такая как группа руководителей высшего звена или отдел по связям с общественностью), а затем распространить его среди сотрудников. Любая группа, работающая над составлением этического кодекса компании, должна включать представителей сотрудников всех уровней.

«Все уровни» означает все уровни. Однажды ко мне обратилась компания, кодекс которой, по их мнению, отвечал этому требованию. Просмотрев план, я понял, что они упустили одну группу, сотрудников-членов профсоюза. Я спросил почему. Этот пропуск не был простым недосмотром. Служащие компании думали о том, чтобы включить в группу разработки представителей профсоюза, но решили не делать этого, посчитав, что профсоюз не заинтересован или даже настроен враждебно по отношению к проекту. Я посоветовал им хотя бы попытаться привлечь его к работе. Как-никак, в него входит большинство сотрудников компании. В конце концов, компания согласилась. Члены профсоюза удивили их; они охотно приняли участие в работе над кодексом и внесли значительный вклад в его разработку. Позже в компании сказали мне, что подключить к работе профсоюз был самым лучшим советом из тех, которые я им дал.

После того, как местный Томас Джефферсон отшлифует проект кодекса, руководители компании обычно хотят напечатать его на глянцевой мелованной бумаге с вышитым переплетом и красивой обложкой. Я же советовал им печатать кодекс на листах дешевой бумаги, скрепленных в левом верхнем углу и словом «ПРОЕКТ», написанном крупным шрифтом вверху каждой страницы. Каким бы законченным не казался бы кодекс тем, кто его написал, проект следует раздать всем сотрудникам компании для того, чтобы они внесли свои комментарии.

То, что кодекс распространяется в качестве проекта, не означает, что его нельзя применять. Им следует начать пользоваться сразу же, например, в программе этического обучения сотрудников компании. Использование «пилотных» версий кодекса является наилучшим способом понять, насколько ясно он составлен, насколько отвечает актуальным проблемам, и насколько подходят даваемые им рекомендации. Обучающая программа должна давать сотрудникам широкие возможности для работы в рамках кодекса и внесения предложений для его усовершенствования. Как любая хорошая программа по обучению этике, программа, в ходе которой опробуется новый кодекс, должна быть построена на «ситуациях», которые могут возникнуть в компании.

Кодекс должен пройти несколько пилотных версий, прежде чем примет окончательную форму. Слово «проект» должно печататься вверху странице на каждой версии кодекса до тех пор, пока не будет принята окончательная версия. Сотрудники компании должны чувствовать, что они участвуют в составлении кодекса; они могут это чувствовать, только если на самом деле принимают участие в его разработке. Они должны видеть, как кодекс меняется в ответ на их замечания.

Если сотрудники компании не привлекаются к работе так, как я предложил, они не будут ощущать своей связи с документом. Кодекс покажется им чем-то навязанным сверху. Это не то, чем на самом деле должны являться правила этики. Этика должна быть частью жизни коллектива компании. Все должно быть сделано для того, чтобы доказать сотрудникам, что этический кодекс укрепит этический климат, в котором они работают, а также защитит компанию в правовом отношении. Все должно быть сделано для того, чтобы сотрудники поняли, что кодекс будет изменяться, пересматриваться и обновляться, и что они будут в этом участвовать. Таким образом, в известном смысле, разработка кодекса никогда не будет закончена.

Не каждая попытка составить этический кодекс заканчивается успешно. Один неудачный опыт может быть достаточным, чтобы понять, что не будет работать. Однажды меня попросили проконсультировать компанию, руководители которой, казалось, были настроены на разработку этической программы. После того, как я изложил свои обычные рекомендации, они начали формировать необходимую рабочую группу. Сотрудникам, включая руководителей высшего звена, были разосланы соответствующие письма. Затем, в процессе работы над кодексом, кто-нибудь из руководства, должно быть, спросил: «А нужен ли нам этот этический кодекс? Почему бы нам просто не составить программу согласования?».

Что бы ни случилось, это случилось за закрытыми дверями. Поэтому, я не знаю, каковы были причины. Возможно, кто-то понял, что программа по этике отнимет ресурсы, необходимые для другого мероприятия. Возможно, в совете директоров поняли, что программа по этике изменит компанию в нежелательном для них направлении. Но в какой-то момент в компании решили, что им не нужна программа по этике.

Все это привело меня в отчаяние. Я уже потратил много времени на разработку программы. Я беседовал с сотрудниками компании и убедил их, что составить этическую программу - это хорошая мысль. Сотрудники компании заинтересовались. Руководители компании высшего звена несколько раз делали заявления о важности и пользе программы. Затем кто-то вмешался и проткнул шарик иголкой.

Но больше всего меня расстроило то, что, по моему мнению, компания совершала ошибку. Компания, не имеющая этической программы, подвергает себя риску. Мне вспоминается другая компания, которая начала работу над этической программой с изучения мнения сотрудников, чтобы оценить этический климат в организации. Руководители высшего звена сочли результаты шокирующими. Они не учитывали, как мало в своем руководстве они уделяли внимание этической стороне и какие последствия будет иметь отсутствие внимания к этому вопросу.

Я был совсем не готов к проведению консультаций в этой области. Я начинал свою карьеру более двадцати лет назад в Бентли, имея степень доктора философии. Будучи заведующим кафедры философии, я попытался связать философию с деловой этикой. Через некоторое время я начал создавать впечатление человека достаточно компетентного в этой области, чтобы преподаватели различных дисциплин по бизнесу стали обращаться ко мне за консультациями. Мне повезло в том, что у меня были хорошие партнеры, которые помогли мне приобрести значительный опыт перед тем, как я начал консультировать сам. Изложенные здесь взгляды являются результатом этого опыта.

^ КАК СОЗДАТЬ КОДЕКС ЭТИКИ БИБЛИОТЕКАРЯ В ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Крис Макдональд

Зачем нужен кодекс этики?

«В последние десять лет наблюдается существенный рост требований к деловому и профессиональному этикету. Покупатели, клиенты и работники неосознанно все больше и больше стремятся обращаться к тем, кто определит основные правила их повседневной работы…» (Международный реестр этического бизнеса, http://www.ngws.org/service/groups/iebr.htm)

Кодекс этики необходим для того:

«- чтобы определить принятые/приемлемые нормы поведения;

- чтобы стимулировать высокие стандарты качества работы;

- чтобы дать работникам критерий для самооценки;

- чтобы установить критерии работы и обязанностей специалистов;

- в качестве средства профессиональной идентификации;

- в качестве критерия профессиональной зрелости»

(Ассоциация инструкторов Британской Колумбии по обучению жизненным навыкам http://www.calsca.com/ethics_lscabc.htm).

«Научное сообщество также нуждается в особых этических принципах, как и общество в целом нуждается в этических нормах. И первые не могут функционировать без вторых, и наоборот. Они помогают сделать наши отношения приятными и продуктивными для всех сторон. Профессиональное сообщество – это добровольное объединение, и те, кто подчиняются принятым в нем нормам, - это в то же время и те, кто получает пользу от выполнения этих правил другими. Каждый принимает участие в том, чтобы правила соблюдались всеми».

(Алтманн Стюарт, Председатель, Этический комитет, Общество по изучению поведения животных. См. http://phoenicia.bsd.uchicago.edu/index.cgi/5000066).

«… инструменты убеждения как специалистов, так и общественности. Они укрепляют чувство общности у членов, чувство принадлежности к группе, имеющей общие ценности и общую задачу».

(Культген Дж. Этика и профессионализм. — Филадельфия: Издательство Пеннсильванского университета, 1988. — С. 212—213).

«Профессиональные этические стандарты должны находиться в соответствии с нашей общей моралью, но они превосходят принципы нашей общей морали. Можно сказать, что они интерпретируют принципы общей морали в применении к особенностям работы отдельной профессиональной группы».

(Вивьен Вейл, доклад «Перспективы международных норм» http://onlineethics.org/codes/weil.html)

«И даже попытка разработки этического кодекса сама по себе имеет ценность; она побуждает многих людей… по-новому оценить свою задачу и основные обязанности, которые они как члены определенной группы и как отдельные лица имеют по отношению к обществу в целом».

(Джордж Д., Ричард Т. Военная этика: этический кодекс для офицеров. Вашингтон: Издательство Университета Национальной обороны, 1987).

Популярность этических кодов, по меньшей мере, в США, многие приписывают ^ Федеральному уложению США о наказаниях (http://www.itcilo.it/english/actrav/telearn/global/ilo/code/whatcan.htm), которое награждает компании за проведение политики соблюдения нормативных требований, в том числе и этического кодекса.

^ Некоторые общие принципы разработки этического кодекса

(перечислены в произвольном порядке)

1. Какова цель вашего нового этического кодекса? Он разрабатывается для регуляции поведения? Вдохновения?

2. Различные документы служат различным целям. Ваш новый документ предназначен для того, чтобы служить руководством для людей или установить требования? Это действительно этический кодекс, который вам нужен? Возможно, вам следует подумать над разработкой ценностей, политики, формулировки задачи, кодекса поведения…

3. Этический кодекс должен быть составлен в соответствии с потребностями и ценностями вашей организации.

4. Многие этические кодексы включают два компонента. Первый раздел, часто это преамбула, содержит краткое описание целей организации или идеалов, которым она служит. Во-вторых, этический кодекс обычно содержит ряд правил или принципов, которым члены организации должны следовать.

5. Будет ли ваш новый этический кодекс содержать некоторые принудительные положения? Если да, то какого рода?

6. Часто перечень ценностей в этическом кодексе составлен в примерном порядке по степени важности их для организации. Порядок перечисления принципов или ценностей не обязательно должен быть строгим, но, в общем, та ценность или принцип, поставленный в списке на первом месте, будет иметь естественное преимущество.

7. Тщательно продумайте процесс составления нового этического кодекса. Кто будет принимать участие? Небольшая рабочая группа? Или все, на кого распространяется действие этого этического кодекса? Как вы сжато сформулируете потребности вашей организации и убеждения членов вашей организации в одном документе? Процесс может иметь такое же большое значение, как и окончательный результат.

8. Как будет функционировать ваш новый кодекс? Как он будет обнародован, в рамках и за пределами вашей организации? Какие шаги будут предприниматься для того, чтобы обеспечить, чтобы ценности, приведенные в вашем кодексе, распространялись на политику и деятельность организации?

9. Как/когда ваш кодекс будет пересматриваться/редактироваться?

И помните, что этический кодекс не разрешит все этические проблемы:

«Но мы должны помнить, что хорошие законы, если они не выполняются, не сделают правление хорошим. Поэтому есть две стороны хорошего правления; одна состоит в реальном подчинении граждан законам, а другая – в благой природе законов, которым они подчиняются…» (Аристотель, Политика 1294а3-6).


komitet-po-delam-arhivov-pri-pravitelstve-respubliki-hakasiya-hakasiya-2007-kalendar-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-abakan-2006.html
komitet-po-delam-molodezhi-t-26-13-32-semya.html
komitet-po-fizicheskoj-kulture-sportu-i-turizmu-administracii-lipeckoj-oblasti.html
komitet-po-kulture-i-iskusstvu-murmanskoj-oblasti-prika-z.html
komitet-po-kulture-i-iskusstvu-stranica-2.html
komitet-po-kulture-sportu-i-molodezhnoj-politike-administracii-g-sherbinki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoego-ya-a-chto-1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-j-nacionalnij-forum-informacionnoj-bezopasnosti-infoforum.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-2-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnoj-seminar-legko-li-bit-molodim-445011-gsp-rossijskaya-federaciya-samarskaya-oblast-pl-svobodi-4-kab7.html
  • studies.bystrickaya.ru/8-nauchno-issledovatelskie-i-nauchno-proizvodstvennie-tehnologii-ispolzuemie-na-proizvodstvennoj-praktike.html
  • student.bystrickaya.ru/3proekt-dogovora-dogovor-podryada-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-perekladka-uchastkov-teplovih-magistralej.html
  • education.bystrickaya.ru/24vibrosi-v-processe-proizvodstva-k-pentabde-i-produkcii-v-kotoroj-k-pentabde-ispolzuetsya-vkachestve-dobavki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-8-strukturnaya-shema-generatora-piloobraznogo-napryazheniya-9-vibor-principialnoj-shemi-generatora-linejno-izmenyayushegosya-napryazheniya-10.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-vtoraya-tom-85-evropejskaya-poeziya-xi-h-veka-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/istoricheskij-analiz-tehnicheskih-sistem-v-prognoznom-proekte-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkoj-literaturi-v-11-klasse-sostavitel-ushnickaya-varvara-vasilevna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-62-chto-delat-dalshe-valter-skott-ueverli-ili-shestdesyat-let-nazad-valter-skott-sobranie-sochinenij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogi-i-nalogooblozhenie-v-ekonomicheskom-aspekte.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vishel-pervij-nomer-zhurnala-narkokontrol-narkokontrol.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-moskovskom-regione-budet-sozdan-sovmestnij-shtab-po-predotvrasheniyu-i-likvidacii-posledstvij-chrezvichajnih-situacij-sobyanin-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-04022011.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-ds-07-ekonomika-i-organizaciya-shvejnogo-proizvodstva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozduho-vozdushnaya-ustanovka-s-2-kompressorami-rukovodstvo-polzovatelya-carel.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/selskij-predprinimatel-severo-vostochnogo-bashkortostana-razlichnie-stati-poslednih-let.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-biznes-treninga-prodazha-turisticheskih-uslug.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-chuvashii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-rekomendacii-po-otkritiyu-i-deyatelnosti-predpriyatij-dorozhnogo-servisa-v-chelyabinskoj-oblasti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvkuznecov-remeslennogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sintez-sistemi-kompensacii-truda-personala-predpriyatiya-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/hristianskie-prazdniki-v-moskve.html
  • turn.bystrickaya.ru/optimizaciya-materialnih-i-finansovih-potokov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-vistupleniya-zamestitelya-nachalnika-usfo-gak.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preimushestva-obucheniya-v-chehii.html
  • writing.bystrickaya.ru/gumanizm-kak-obshestvenno-istoricheskoe-yavlenie.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dzhirolamo-kardano-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya-fiziko-matematicheskogo-fakulteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glottohronologiya-tyurkskih-yazikov-predvaritelnij-analiz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rgups-dlya-obucheniya-v-ego-filialah-pravila-priema-na-pervij-kurs-v-rgups-dlya-polucheniya-visshego-professionalnogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/bioetika-v-liberalnom-i-konservativnom-kontekstah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-peregovorov-dezhurnogo-po-stancii-dsp-s-mashinistami-poezdov-tchm-pri-prieme-otpravlenii-i-propuske-poezdov-po-stancii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovershenstvuem-deloproizvodstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.